Автор Тема: Заметки гитариста аматора (учимся применять знания, и играть себе в радость)  (Прочитано 14615 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн shadowwind Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +5/-3
Всем читающим доброго времени суток. У меня появилось желание, поделится с вами своими познаниями в гитарном искусстве.

Сразу говорю (пишу ^_^), что я не МегаГитарист. Познания я свои скопил из разнообразного печатного и видео-аудио материала.  Являюсь если НЕ музыкально неграмотным, то 100% малограмотным (т.е. я не знаю нот на грифе, названий аккордов, гам,  длительности нот и пауз, и мало ли чего ещё =)...).
Думаю, что дочитав, до этого у вас возник вопрос, приблизительно следующего содержания - чего же он собрался нам тут рассказать?

Так вот, перебрав немало материала о развитии гитарного мастерства, я заметил, что в большинстве случаев авторы предоставляют нам громадный набор упражнений, и крохотное (если оно вообще есть) объяснение, как нам потом это применять в нашей повседневной игре, когда мы всё же осилим, то или иное упражнение. Подобный материал даёт возможность развивать  и улучшать саму технику движения рук при игре на гитаре, но не даёт объяснений, как внедрить эти упражнения в свой собственный репертуар.

Итак, я буду стараться подробно рассказать о тех гитарных приёмах, в которых я разобрался и которые теперь могу применять на практике когда и как мне заблагорассудится. Подход мой будет малонаучный, но в замен он будет максимально прост и доступен для человека с гитарным мастерством любого уровня, и надеюсь, будет доставлять удовольствие от его применения (по крайней мере, Я к этому буду стремится ^_^...)

Пару слов о том, на чём я играю. Электрогитара: Стратокастер фирмы K-Garage, гитарный процессор Zoom G2.1u, уселитель LX20R  фирмы Laney. Ниже, кому интересно, ссылка на архив с фотками и примером моей игры (песни группы Ария – Бесы).

Видео 0 (размер 2.85мб)
http://www.megaupload.com/?d=ELZAE769


... и добавил:

Статья 1. Первые шаги в Пентатонику

Для своей 1 статьи я решил выбрать ПЕНТАТОНИКУ.

Видеоматериал к статье "скинул" на файлообменник megaupload.com (весит видео мало - общий архив со всем видео из статьи = 3,65 мб).

http://www.megaupload.com/?d=WMM31GSC

Думаю многие если не знают, то хотя бы слышали это страшное слово. По сути, оно означает, как и любая другая гамма, определённую последовательность нот, которые хорошо между собой звучат.

В научном подходе, разучив последовательность нот конкретной гаммы (скажем условно в какую то гамму входило 6 нот), чтобы применять её на практике мы должны быстро ориентируясь в нотах на грифе гитары, в любом его месте находить именно эту конкретную последовательность, которая в разных местах грифа будет визуально выглядеть по-разному.  Думаю, многие со мной согласятся, что даже на слух этот подход, особо для начинающих и музыкально малограмотных, звучит весьма жутко.

В моём ненаучном подходе, Петатоника будет всего лишь аппликатурой (тоже, весьма специфический термин, упрощённо определяемый как графическая интерпретация последовательности нот... страшноватое объяснение, но дальше думаю оно станет вполне симпатичным =)...)

Итак вот сама картинка пентатоники, где цифры и линии обозначают струны(6 самая толстая,1 самая тонкая), 0-обозначает что играемую ноту, а Х обозначает лад(ы) пропущенный до следующей ноты(сколько Х, столько и пропускаем ладов). Сторона, где у меня обозначены цифры, это правая сторона, когда гитара у вас в руках (сторона, где у вас звукосниматели на гитаре).

6----0ХХ0---
5-----0Х0---
4-----0Х0---
3-----0Х0---
2----0ХХ0---
1----0ХХ0---

(ЛАД - промежуток между железячками на грифе гитары, чаще всего их 22, хотя бывает и др. число, зависит как и от инструмента, так и от того как хорошо к нему относился владелец ^_^)

Итак, как же это применять. Для начала поиграйте эту последовательность нот по порядку в любом месте на грифе (лучше в последствии уразнообразивать места, но для начала сойдёт любое одно, наиболее удобное для вас). Это делаем до тех пор, пока мы не запомним ВИЗУАЛЬНО нашу милую аппликатурку Петатоники. (В принципе как мы книжки читаем, слево на право, сверху вниз- так и играем...т.е. на 6 струне играем 1 ноту пропускаем два лада  вправо, играем следующую ноту(конец текста на строчке, берём следующую), спускаемся на 5 струну играем ноту в том же месте(ладу), где мы играли 1 ноту на 6 струне, пропускаем один лад вправо и играем следующую ноту и т.д. в соответствии с картинкой).

Видео 1

Теперь, когда аппликатура запомнилась, надо бы научится её свободно применять + улучшать свою скорость, выносливость, аккуратность. Чтобы это было интересно, разнообразно, полезно я предлагаю  использовать Ритмические Рисунки (в дальнейшем сокращу до РР). Что же оно такое? Ничего сложного и сверхъестественного =), это группа звуков отделённых друг от друга паузами (промежутки времени определённой длительности, во время которых отсутствуют какие то либо звуки). Где же их брать эти ритмические рисунки? Очень просто - создавать самим, отстукивая их на какой то поверхности. Их можно сделать ОГРОМНОЕ количество, комбинируя количество звуков с разной длительности паузами. На  видео 2, общий принцип, где словом "раз", я обозначал длительность пауз, хлопком сам звук (там три случая, 1 хлопок к 1 паузе, 2 к 1, и 1 к 2, думаю этого достаточно, чтобы понять сам принцип - берём и совмещаем, сколько то пауз, со сколько то звуками). На видео 3 - более обыденный подход, отстукивания РР сильными и слабыми хлопками.

Видео 2
Видео 3

Теперь о том, как применять РР к пентатонике. Делаем любой РР какой только вам понравится, для начала советую какой нибудь коротенький, в умеренном темпе. Запомнив его берём и играем его, сначала на 1 определенном ладу, определённой струны, в любом месте на грифе гитары. Свыкшись со звучанием РР на гитаре, пробуем сыграть его уже с помощью 2х нот, соответствующих аппликатуре пентатоники (т.е. если вы сыграли РР с помощью 1 ноты на 5-3 струне, то теперь через 1 лад добавляем ноту (если использовали 6,2-1 струны, то пропустив 2 лада), и играем РР уже с помощью 2 нот). Справившись с этим добавляем ещё одну-две ноту их апликатуры пентатоники на следующей струне и снова играем наш РР (т.е к примеру сыграв на 5 струне РР из двух нот мы можем добавить следующие либо на 6, либо на 4 струне в соответствующих аппликатуре пентатоники).Если есть желание можно добавлять ноты и дальше. Кроме того не обязательно придерживаться первоначального РР, можно к нему добавлять какие то доп.фразы, которые с ним будут приятно звучать. Это сделает звучание вашего РР ещё интересней.

Самыми простыми элементами в создании рифа на основе РР, могут быть:
повторения одной какой то ноты;
смещение фразы на струну выше ниже;
повтор, какого-то куска из 2 и более нот;

Разъяснив как это происходит словесно, предлагаю посмотреть видео, с несколькими примерами описанного мною выше. (Видео 4 – примеры с элементами для РР, видео 4-5 примеры с РР) Создавайте свои рифы и на них тренируйте свои навыки в Пентатонике.

Риф (законченная музыкальная фраза из последовательности нот или аккордов)

Видео 4
Видео 5
Видео 6
 
Принцип совмещения РР с аппликатурой пентатоники, даст вам Очень даже не мало. А именно: возможность на любом уровне гитарного мастерства создавать собственные Рифы, позволит вам развивать ваше музыкальное воображение и пополнять свой репертуар Вашими Собственными идеями, сделает освоение Пентатоники разнообразным и интересным. Зачем вообще Пентатоника? Знание пентатоники и умения в ней импровизировать - Джемить(Jam) позволит вам создавать свои собственные соло, в любом месте грифа гитары в большом количестве жанров Блюз, Рок н Рол, Хеви, Хард, Треш и т.д.... =)

Кроме того хочу здесь же сказать кое что о технике правой руки (в которой держим медиатор). Играя пентатонику или что то иное советую и даже УТВЕРЖДАЮ, что необходимо ПРИМЕНЯТЬ так называемую технику игры "ПЕРЕМЕННЫМ ШТРИХОМ". Что же это такое? Наиболее просто извлекать звук медиатором ударом вниз по струне, но чтобы играть быстро такой метод не подходит, и здесь гитаристы используют извлечения звука техникой вышеназванного Переменного штриха (сокращение в дальнейшем ПШ). Она заключается в следующем - когда мы извлекли звук ударом вниз, то следующий звук мы извлекаем ударом вверх и т.д. Чем лучше освоите эту технику, тем быстрее будете играть. Если вы с гитарой недавно, то сначала можете поупражнятся играть только ударами вниз, но чем раньше станете практиковать ПШ, тем быстрей его освоите =). Ниже кому нужно пример видео (1 раз играю только ударами вниз, остальное ПШ).

Медиатор - небольшая плоская пластмасска в форме капли, которой бьём по струнам
Штрих - удар медеатора по 1 струне
Бой - удар медиатора по 2 и более струнам

Видео 7
« Последнее редактирование: Февраля 03, 2011, 11:38:37 от shadowwind »

Оффлайн taveno

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 570
  • Репутация: +55/-2
Гениально.
Отдельное спасибо за "медиатор", "штрих" и "бой".
Почему не написал, что такое "шлёп", раз уж столько времени свободного?

Оффлайн Zombie

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 133
  • Репутация: +8/-0
  • Всем добра
А мне понравилось. +1
Для себя ничего нового не узнал, но!!! В своё время мне данная статья очень бы помогла. Я думаю найдутся люди, кому статья очень поможет сделать очередной шаг вперед и натолкнуть на положительные мысли.

Оффлайн shadowwind Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +5/-3
taveno , ну я ж не спорю, многим определение этим словам известно, но могут найтись же и люди которые с ними не сталкивались, для них и писал разъяснение. Мне например когда у меня была 1 акустика слово медиатор было из рода абракадабры какой то.

Оффлайн Partysan

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 309
  • Репутация: +29/-1
  • Зарегистрированный
Автор, респект за попытку.

Но. Где, пардон, хоть слово про тоники? Как читатель должен узнать, в какой тональности играть пентатонику?
« Последнее редактирование: Февраля 03, 2011, 12:45:42 от Partysan »

Оффлайн shadowwind Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +5/-3
Partysan, я же писал, что не знаю муз. грамоты, так что ни о каких тониках писать не могу...мой подход не научный, а сугубо из лично применяемого...так же я написал, что аппликатуру можно играть в АБСОЛЮТНО любом месте и звучать она будет везде одинаково славно.
Ну и напоследок СПС на добром слове.

Оффлайн maza

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 582
  • Репутация: +549/-3
  • увядший до черноты...
это уже что-то новенькое
аппликатуру можно играть в АБСОЛЮТНО любом месте и звучать она будет везде одинаково славно.
Ну и напоследок СПС на добром слове.

Оффлайн чОрт

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 81
  • Репутация: +21/-0
  • ska, football, oi братцы мои(с)
да! полностью согласен с автором! :)
канешно я не спорю нужно сходить к учителю чтобы он обьяснил по музыкальной грамоте основы! но к сожалению у меня нет на это ни времени ни финансов :pozor:
и по моему если есть желание, то надо играть и развивать слух и то к чему лежит душа придёт само:)

Оффлайн Nemesis R

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 233
  • Репутация: +10/-4
shadowwind оговорюсь сразу ибо что задумал ответить будет на мой взгляд звучать довольно резко и компромитирующе. Оговорка - Первое-я обязательно посмотрю вами предложеный материал.Возможно вы  и граете намного лучше меня.
Теперь что хотел сказать- Прочитав первый абзац где описаны страшные слова о незнании нот на гифе и тональностей,но при этом предложен какой-то материал на обучение и объесние,первая ироничная мысль которая приходит - "я слепой с рождения,давайте я вам обьясню паллитру цветов в природе".  ;D
Не сердитесь пожалуйста уважаемый автор.Возможно есть чему у вас поучиться,по этому посмотрю обязательно...

Оффлайн Seventh

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1236
  • Репутация: +7423/-34
  • Жыве Беларусь!
Пост не осилил дочитать, видео УГ :pozor:

Оффлайн little_beck

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 317
  • Репутация: +31/-0
такой материал вреден, а не полезен. никогда не стоит рассказывать новичку, что "нот-не-знаю-муз-теорию-не-знаю-смари-как-играю-а-все-апликатуры". это ведет к деградации. Итак все ленивые до ужаса.
Не хотел обидеть, но это fail. такой материал надо "сжечь" и никому не показывать. даже все читать не стал, пробежался глазами, и все. плодить безграмотность - ужас.
« Последнее редактирование: Февраля 04, 2011, 01:03:33 от little_beck »

Оффлайн рулон

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1135
  • Репутация: +191/-109
Модераторам !!! Срочно !!!
Прикрепить тему вверху раздела !!!

Оффлайн shadowwind Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +5/-3
maza
Вряд ли это новенькое, просто старенькое "моими глазами".

Nemesis R
Ну что ж, мнение как мнение, ни первое и не последнее в этом духе.Сделаю две заметки на твой комментарий.
Грамотность и умение играть не всегда идут бок о бок. К примеру лично один раз общался с парнем который виртуаозно при мне играл произведения Мальмстина, но при последующем разговоре не знал общепринятых названий тех или иных приёмов. Я не ходил в худож. школу но прекрастно рисую, и смогу этому научить, пусть и не унифицированным методом - тут вопрос в ином хочешь знать терминологию и грамоту / или хочешь что то уметь делать практично. Я предлагаю именно то что можно сделать практично. Кому нужна муз. граматика и терминология - сдесь я не помошник о чём сразу и написал.

Seventh
Видео как видео, снято на телефон. Как говорится чем богат, тем и рад. Если смотреть не на полный экран вполне достаточно, чтоб наглядно иллюстрирует текст. Если о технике исполнения, то тоже писал, что не ГУРУ гитары, но много народа и так не может и такого не знает, для пополнения их багажа гитарных навыков и создавал.

little_beck
Знания которые применяются никогда не ведут к деградации. На тему лени, то это тоже не в мою степь, т.к. я стараюсь помочь др., тем  что в моих силах.

P.S. На тему деградации затронутой little_beck - НАРОД СТАЛ ПУГАТЬСЯ БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА БУКВ, ибо многие даже не прочитав, уже составили своё мнение. Вот это уже страшно.

Оффлайн Nemesis R

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 233
  • Репутация: +10/-4
shadowwind с мнением что даже не зная нот можно многое уметь я полностью согласен.За мою практику и общение со многими гитаристами,особенно в студии я понял что учиться можно всему и у многих.По этому меня не смущает что вы не знаете нот.Удивляет почему не выучили.Это же значительно легче чем играть Мальмстина ;D
А вот что касается сочетания "теория+практика" тут по композиторству я столкнулся в своё время с очень серьёзными проблемами и лишний раз убедился что одно без другого не мыслимо.Я не пытаюсь сказать что нужно знать теорию на зубок.ПРосто за годы мучений я понял что теория+природный талант и слух выдают больший КПД чем что-либо в отдельности.И ещё.Я многих знаю,которые на слух сочиняют приличные композиции,но стоит внести небольшой корректив и всё рушится ибо наступает ступор.И ещё-практик это не тот кто всё знает,а тот кто многое делает  ;)
Завтро изучу Ваш материал.Извините за оффтоп

Оффлайн Partysan

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 309
  • Репутация: +29/-1
  • Зарегистрированный
shadowwind, да дело не в знаниях которые не применяются.

Вы не объяснили самую главную вещь: как именно применять пентатонику. Вы говорите "Джемить". Вот как читатель должен понять, что например на подкладку Gm нужно играть указанную вами аппликатуру от третьго лада?

А для любого гитариста, без понимания связи: "тональность"/"аппликатура пентатоники", пентатоника - непонятное нагромождение нот, которое непонятно как применять.