Автор Тема: Заметки гитариста аматора (учимся применять знания, и играть себе в радость)  (Прочитано 14616 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн anDDRew

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1274
  • Репутация: +938/-27
  • котавр
:hmmm:
Я уж думал, не всплывёт. Ан нет....

Оффлайн shadowwind Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +5/-3
Триоли. Часть 1

В этой статье я "расскажу" - как можно комбинировать триоли между собой.

Прежде всего, под ТРИОЛЬЮ - Я буду подразумевать, комбинацию из трёх нот, причём чтобы сыграть которую - нам понадобится 3 пальца.

Ссылка на архив с видео.
http://www.megaupload.com/?d=8AYX9HZE


Этап 1. Горизонтальные триоли.

Т.е. триоли на на одной струне. Апликатурно их может быть только 3 типа (+ хроматический - когда играются подряд 3 лада).


             1 тип             2 тип           3 тип        хроматическая
струна/-------00х0-----/-------0х0х0-----/------0х00------/------000-----/
(любая)
пример/-----3,4х6-------/-------6х8х10----/--10х12,13-----/-----3,4,5----/


Линейно их можно комбинировать так. Сыграв любой тип триоли, чтобы продлить нашь пассаж вправо или влево, следующую триоль создаём из нашей нынешней, прибавляя 1 ноту в сторону кода наш пассаж будет продолжаться и убирая 1 со стороны от которой уходим. Причём прибавляя так, чтобы получить 1 из 3 типов аликатур.

Т.е. они могут сочетаться так:

струна/-0АхА-----/-0АхА-----/-0хАА---/-0хАхА--/ -начальная триоль
струна/--АхАх0---/--АхА0----/---ААх0-/---АхА0-/ -следующая триоль

Где буквой "А" обозначил, ноты которые оставляем, и из которых делаем следующую триоль. Конкретный пример этих же аппликатур:

первая струна/-3,4х6-----/-3,4х6------/-4х6,7---/-3х5х7---/ -начальная триоль
первая струна/---4х6х8---/---4х6,7----/---6,7х9-/---5х7,8-/ -следующая триоль

Итак, по сути, можно комбинировать 1,3 с 2 типом аппликатуры триоли и 1 и 3 типы между собой.

Видео 1 - пример построения. Видео 2 - пример как этим пользоваться.


Этап 2. Триоли в Вертикали.

Есть три основных способа соединения триолей в пассаж (знакомые мне). Первый - очень похож на приём горизонтального построения. Только теперь смещение делаем не только вправо/влево, но и на следующую струну(вверх/вниз) Видео 3.

струна А/-0АхА-----/-0АхА-----/-0хАА---/-0хАхА--/ -начальная триоль
струна В/--АхАх0---/--АхА0----/---ААх0-/---АхА0-/ -следующая триоль      (Видео 3)

Второй способ заключается в перенесении той же аппликатуры триоли на следующую струну, в том же месте, где она была на первоначальной струне (причём переносить можно 2 и более раза). Условный пример.

первая струна/---3,4х6---/---4х6,7---/-3х5х7---/ -начальная триоль
вторая струна/---3,4х6---/---4х6,7---/-3х5х7---/ -следующая триоль       (Видео 4)

Третий способ - это клонировать туже аппликатуру триоли на следующую струну, смещаясь на 1 лад в какую-то из сторон (можно смещаться каждый раз на 2 и более ладов). Условный пример.

первая струна/---3,4 х 6-------/---4 х 6,7-------/-3 х 5 х 7 х х---/ -начальная триоль
вторая струна/---х 4,5 х 7-----/---х 5 х 7,8-----/-х 4 х 6 х 8 х---/ -следующая триоль
третья струна/---х х 5,6 х 8---/---х х 6 х 8,9---/-х х 5 х 7 х 9---/ -следующая триоль  (Видео 5)

Итак, совмещая этапы 1 и 2 можно строить пассажи из трелей по всему грифу. Видео 6 - пример использования 1 и 2 этапов вместе.

Пассажи такого типа весьма просты по своей структуре (линейны), т.к. ноты играются подряд, т.е. раз, два, три, раз, два три или три два раз..., благодаря этому их широко используют в скоростной игре. Практикуя их вы будете развивать, скорость, точность, растяжку рук, осваиваться с перемещениями по грифу, создавать удобные вам линейные пассажи. Надеюсь, эти занятия будут вам и интересны и полезны.

Как можно сделать более "навороченные" пассажи будет в следующей статье.

P.S. Аппликатуры не вполне нормально могут отобразится на форуме, т.к шрифт не совпадает с шрифтом в котором я писал статью. Скопируйте текст в стандартную программу Windows – блокнот (в полноэкранном режиме), всё будет нормально.


Оффлайн escan1

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 100
  • Репутация: +26/-0
интересно пиши дальше :)

Оффлайн shadowwind Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +5/-3
Триоли. Часть 2

Итак, в этой статье, я расскажу о способах, которыми можно разнообразить горизонтальные триольные пассажи.

Сначала, небольшое отступление на тему, использованных мной обозначений.

Аппликатура//-1триоль/--2тр.-/---3тр.-/--4тр.---/ Где А, ноты общие между соседними треолями
Триолей---//--0АхА--/-АхА0--/--ААх0--/--АхАх0--/ х - пропускаемый лад, 0 - играемая нота
в примерах//--4,5х7-/-5х7,8-/-7,8х10-/-8х10х12-/

К примеру в триоли 4,5х7, очерёдность нот для меня 1,2х3 - раз, два, три. Закончив с разъяснением обозначений применяемых мной, перейдём собственно к приёмам.

Сылка на видео к статье
http://www.megaupload.com/?d=WEXKK55B
===================================================================================================

Самым простым -  является способ сыграть наши триоли в другой последовательности. Т.е. не раз, два, три (три, два, раз), а к примеру раз, три, два, раз и сместить позицию к следующей аппликатуре триоли, и снова на ней повторить эту последовательность.

----------------//-1триоль-/---2тр.--/---3тр.---/----4тр.---/
1 струна пример//--4-7-5-4-/-5-8-7-5-/-7-10-8-7-/-8-12-10-8-/  см. видео 1

Лучше всего делая такую последовательность, заканчивать её либо на РАЗ, либо на ТРИ. В примере была последовательность РАЗ, три, два, РАЗ. На "раз", начали, на нём и закончили. В следующей триоли повторяется это же чередование трёх нот - РАЗ, три, два, РАЗ. Благодаря этому, переход в следующую триоль будет осуществляться ТЕМ ЖЕ пальцем, которым была сыграна последняя нота из первой триоли. Это значительно облегчает переходы между аппликатурами триольных последовательностей. Т.е. 1 триоль мы начали играть указательным пальцем, им же и закончили. 1 нота следующей триоли снова играется указательным пальцем.

В следующем примере последовательность нот трелей такова - ТРИ, раз, два, раз, два, ТРИ. На ТРИ начали, на ТРИ закончили. Следующая опять началась с ТРИ, благодаря этому конец 1 играем мизинцем и начало следующей. Вдобавок в этой последовательности для 1 триольной позиции уже 6 нот.

----------------//---1триоль---/-----2тр.----/------3тр.------/-------4тр.-------/
2 струна пример//--7-4-5-4-5-7-/-8-5-7-5-7-8-/-10-7-8-7-8-10-/-12-8-10-8-10-12-/ см. видео 2

Можно начинать с одной ноты триоли, и заканчивать другой, лишь бы это хорошо звучало и вам это было удобно играть. К примеру, последовательность следующая - ДВА, раз, два, раз, два, ТРИ. Начали средним пальцем закончили мизинцем, начинать снова средним - как по мне не сильно удобно, но возможно.

----------------//---1триоль---/-----2тр.----/------3тр.------/-------4тр.-------/
3 струна пример//--5-4-5-4-5-7-/-7-5-7-5-7-8-/-8-7-8-7-8-10---/-10-8-10-8-10-12--/ см. видел 3

По количеству нот и их последовательности 1 триоль, в принципе, не ограничена ничем, кроме нашей фантазии. В этом примере чередование следующее - ТРИ, два, три, раз, два, раз, два, ТРИ (8 нот)
См. видео 4

------------//-----1триоль-----/-------2тр.------/--------3тр.--------/---------4тр.----------/
4 ст. пример//-7-5-7-4-5-4-5-7-/-8-7-8-5-7-5-7-8-/-10-8-10-7-8-7-8-10-/-12-10-12-8-10-8-10-12-/

Кроме этого можно ещё повторять 1 ноту из триоли несколько раз (2 и более) Триоли из 12 нот. Чередование, следующее ТРИ(3), раз(3), два, три, два, раз, два, ТРИ. Пример на 5 струне. Видео 5.

/-------1триоль-----/---------2тр.--------/-----------3тр.-----------/-------------4тр.----------/
777-444-5-7-5-4-5-7-/-888-555-7-8-7-5-7-8-/-10(3)-7(3)-8-10-8-7-8-10-/-12(3)-8(3)-10-12-10-8-10-12

Можно варьировать самим количество сыгранных триолей и их последовательностью. К примеру, будем играть не 1 триоль, 2, 3, 4, а 1тр. 3 раза, потом 4 тр., 3тр., 2тр., 1 тр. - по 1 разу.

-------------//-------1триоль-----/--2тр.---/-3тр.---/--4тр.-/--1тр---//
1 ст. пример-//-7-5-4-7-5-4-7-5-4-/-12-10-8-/-10-8-7-/-8-7-5-/-7-5-4--// см. видео 6

Ещё один пример чередования триолей + использование разной последовательности в самом расположении нот внутри триолей. В первой части примера, я играю ноты тритолей - раз, два, три, во второй - три, два, раз. Сыграна на 4 струне.  Сама последовательность триолей следующая:

/-----первая часть--/-вторая часть-/
/-1тр-2-1-2-1-2-3-4-/-4-2-3-1-2-1--/ см. видео 7

Следующий способ заключается в том, чтобы использовать комбинацию триолей, как горизонтальную аппликатуру. Т.е я в примерах брал 4 последовательных триоли, взяв их расположение в общем - получим горизонтальную аппликатуру.

отдельные триоли//--4,5х7-/-5х7,8-/-7,8х10-/-8х10х12-/

аппликатура из триолей /-4-5-7-8-10-12-/

Весьма распространённым приёмом является использование между фразами "0" нот (открытая, не прижатая струна). На аппликатуре из триолей можно строить фразы по две ноты (4и5, 5и7 и т.п.), или 1 ноте играя между ними "0"ноту. Пример такого - видео 8. Можно использовать различную ритмику, приме такого - видео 9 (за основу взят ритм "галопа"). Можно использовать любое количество "0" нот, между вашими отдельными кусочками рифа, или же можно вовсе строить мелодию без них, используя горизонтальную аппликатуру из триолей. Пример этого видео 10.

Надеюсь что-то в моих заметках оказалось вам интересным, и дало вам "пищу" для новых муз. идей и интересного времяпрепровождения с гитарой.

P.S. Аппликатуры не вполне нормально могут отобразится на форуме, т.к шрифт не совпадает с шрифтом в котором я писал статью. Скопируйте текст в стандартную программу Windows – блокнот (в полноэкранном режиме), всё будет нормально.


















Оффлайн GodisLove

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 4
  • Репутация: +0/-0
Автору:  прислушайтесь к советам бывалых о грамоте.. Если один слепой поведет другого, то не оба ли в яму упадут?
без обид..


конечно я осознаю что, мое мнение может остаться только моим...НО!!

если вы реально хотите делать музыку или ее играть учите все с начала и попорядку: да это скучно! да тяжело! но это оправдает вложенные силы и средства! я сам ходил по этому пути)но от незнания, просто не кому было поправить!Просто всегда хочется все и сразу))
Но поверьте нужно знать что такое аккорд..
что такое арпеджио..
что такое интервалы..
и иже с ними))))
вы это каждый раз при игре используете))
конечно можно ездить на машине не умея ездить!и не зная где педаль тормоза, а где стояночный тормоз!
и я убежден что, единицы из читающих свяжут жизнь с музыкой и не потухнут через короткий промежуток времени, поэтому обращаюсь к ним!Учитесь грамоте!Начните с сольфеджио-это азы)
если кому интересно и не знает с чего начать обращайтесь попробую помочь!Да и вообще на форуме полно ребят знающих...
наша проблема (не имеющих никакого муз. образования) часто в том что, мы не можем программу обучения построить, а это основа!!!
Начните с изучения нот!Ведь вы их играете!
эмм... столько эмоций)
пишите

вот кстати отличное пособие для начинающих профи: "Практическое руководство по музыкальной грамоте"  Автор-Фридкин
« Последнее редактирование: Марта 09, 2011, 13:48:06 от GodisLove »

Оффлайн shadowwind Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +5/-3
Триоли (и не только). Часть 3

Итак в этой статье я "расскажу" о том как можно разнообразить вертикальные триольные

пассажи и их "эволюции". Под "эволюцией" я подразумеваю фразы из 2 и более нот и их

последовательности, на аппликатуре созданной из триолей. В большинстве примеров я буду

использовать следующую аппликатуру:

первая струна/-х х х 7 х 9 10---/ -начальная триоль
вторая струна/-х х х 7 х 9 10---/ -следующая триоль
третья струна/-х х 6 7 х 9------/ -следующая триоль
4ёртая струна/-х х 6 7 х 9------/ -начальная триоль
пятая струна_/-х 5 х 7 х 9------/ -следующая триоль
шестая струна/-х 5 х 7 х 9------/ -последняя триоль

Принципиально выстроена аппликатура снизу вверх, с тем правилом, чтоб на следующей

струне у нас присутствовали аппликатурно (т.е. струна прижималась в том же месте) 2

ноты, из предыдущей триоли. В этом примере это ноты на 7 и 9 ладу. Итак напомнив

принцип, использованный мной, для построения вертикальных триольных аппликатур (о нём

подробней писал в статье 4) - предисловие буду считать завершённым.

Ссылка на архив с видео к статье:

http://www.megaupload.com/?d=5O70388W

---------------------------------------------------------------------------------------

------------

В прошлой статье я приводил примеры как, используя разное чередование нот в триоли,

чередование самих триолей в их аппликатурной последовательности, а также добавляя "0"

ноту сделать горизонтальные пассажи более разнообразными и интересными.  Этот же принцип

можно использовать и с вертикальными триолями, т.е. использовать не простые

последовательности нот в триоли - раз, два, три или три, два, раз - а более сложные.

В примере последовательность будет раз, три, два, три. Сам пример я взял из книжки

"Скоростная техника в стиле Хеви Метал" стр21 пример №33 (в архиве есть табулатура). В

нём будет и повторение идей о горизонтальных пассажах, и воплощение идеи использования

сложной последовательности нот в триолей в вертикали.

см. видео архива Вступление

Сам пример состоит как бы из трёх частей. В первой и второй части используется

горизонтальный пассаж из чередования между собой следующих триолей:

1струна/4-5-7/-5-7-8/-7-8-10/-8-10-12/-10-12-13/

В первой части используется разный порядок этих триолей, во второй порядок триолей

остаётся линейным(т.е. как я выше написал), но каждую триоль играют два раза, причём во

второй раз заменяя 1 ноту триоли "0"

В третей части, в конце горизонтального пассажа, автор немного сократил аппликатуру чтоб

она была более удобна и интересна в исполнении. Что я имею в виду? Я писал ранее, что в

строя вертикальные пассажи из триолей можно либо повторяя в следующей триоли ноты на

двух ладах из предыдущей триоли, либо копируя аппликатуру смещая её на какое то

количество ладов. На первый взгляд, это место не подходит не под одну из описанных

методик построения:

4струна/-6-9-7-9/----------------/
5струна/--------/-5-8-7-8-7/-----/
6струна/-------------------/-4-5-/

Между триолью 4 струны и 5, пропущена триоль, созданная на основе копирования

аппликатуры с 4 струны и смещения её на 1 лад вправо. Вот как это выглядело бы

Аппликатура с простой последовательностью нот внутри триоли (раз, два, три)
4струна/-6-7-9-/----------------/
5струна/-------/-7-8-10-/-5-7-8-/

Та же аппликатура, но с сложной последовательностью нот внутри триоли (раз, три, два,

три)
4струна/-6-9-7-9/---------------------/
5струна/--------/-7-10-8-10-/-5-8-7-8-/

Поскольку автор изначально в вертикальном пассаже начал смещаться влево, то "шаг" 7-10-

8-10, он выкинул из общего пассажа т.к. он смещался влево и нарушал общее смещение (но

мысленно был ступенькой в построении следующего "шага" 5-8-7-8 ).

Теперь о концовке. В ней первая нота из триоли на 6 струне заменена на ноту на 5 струне.

Т.е. изначально триоли выглядели бы так (если брать последовательность три, два, раз).

5струна/--8-7-5-/---------/
6струна/--------/-7-5-4---/

Автор же изменил её к

5струна/--8-7-5-/-7-------/
6струна/--------/---5-4---/


Этим примером из книги я хотел продемонстрировать не только использование сложных

последовательностей нот внутри триолей вертикального пассажа, но и пример анализа

готового пассажа.

---------------------------------------------------------------------------------------

------------
______________________________________Простые

элементы_____________________________________________

Окончив переходно - вступительную часть, от предыдущей статье к этой, начну с самых

простых элементов усложнения вертикального триольного пассажа.

Первый элемент это игра каждой триоли - вперёд назад. Этот приём позволяет существенно

удлинять пассажи. В примере такая последовательность нот в триоли - три, два, раз, два,

три и раз, два, три, два , раз.
См. видео 1

Второй элемент это возвращения. Идея заключается в том, чтобы отыграв триоль на

нескольких струнах, не переходить сразу на новую, а возвратится к старой и уже начиная с

неё доиграть триоли до новой струны. В примере я буду играть три струны "вперёд" и после

возвращаться на 1 "назад", снова 3 "вперёд" и т.д.
См. видео 2a
Можно делать и более большие возвраты. В следующем примере 4 "вперёд" и 2 "назад".
См. видео 2b

Следующий приём это создавать "недосказанный" пассаж. Скажем в общем случае, наш пассаж

идёт от 6 до 1 струны. Начинаем с 6, но играя будем его обрывать на любых понравившихся

струнах и снова начинать с шестой, делая отрывки большей длинны и так до тех пор пока не

сыграем его с 6 по 1 струну(обычно отрывки делают сначала короткими в 2-3 струны, потом

делая их всё длиннее, пока пассаж не будет сыгран полностью).
См видео 3

Четвёртый приём это играть пассаж не подряд от 6 к 1 струне или наоборот, а играть через

одну и более струн. В примере я сыграю через 1 струну (хотя более верным будет описание

играть саму последовательность из триолей не подряд, а через одну триоль).
См видео 4

Пятый приём - повторить саму триоль несколько раз прежде, чем перейти к новой. В примере

будет два повтора на каждой струне.
См. видео 5

Все эти приёмы кроме, применения каждого в отдельности, можно совмещать друг с другом

или использовать частично. К примеру, легко можно совместить первый со вторым, или

первый с пятым.


---------------------------------------------------------------------------------------

------------
_____________________________________________"Шаг"______________________________________

___________

Кроме линейных пассажей на из триолей, есть пассажи, сделанные на основе "шагов".

"Шагом"- я называю количество нот, используемых в смещении по аппликатуре, при котором в

следующем  шаге, всегда откидывается последняя нота из предыдущего шага, и добавляется

новая первая нота в направлении смещения по нашей аппликатуре (словами длинно вышло

определение, но на примерах оно станет понятным).

Бывают шаги от 1 ноты и до удобного и воплотимого нами предела. Шаг в 1 ноту вы уже не

раз видели - это простая игра нот аппликатуры подряд, от одного края к другому. См видео

Шаг в две ноты, аппликатурно будет выглядеть так (начиная с 1 струны, где буквой А,

обозначил место аппликатуры использованное в единичном шаге). На аппликатуре ограничусь

5 шагами, т.к. считаю их вполне достаточными для наглядного пояснения идеи построения

пассажа (на видео прошагал полностью всю аппликатуру). Направление  нот в шаге лучше

выбирать таким, чтобы первая нота в шаге была всегда новой. Т.е. первый шаг играем 9-10

, второй 7-9, третий 10(2струна)-7. Если играть 10-9, потом 9-7 и т.д., то будет

создаваться впечатление игры пассажа двойными нотами, и отсутствием шага как такового.

См. видео 6

-------------/---Первый_шаг---/-----2_шаг------/-----3_шаг------/-----4_шаг------/-----

5_шаг------/
первая струна/-х х х 0 х А А--/-х х х А х А 0--/-х х х А х 0 0--/-х х х 0 х 0 0--/-х х х

0 х 0 0--/
вторая струна/-х х х 0 х 0 0--/-х х х 0 х 0 0--/-х х х 0 х 0 А--/-х х х 0 х А А--/-х х х

А х А 0--/

Шаг в три ноты делается тем же правилом, что и в шаге в 2 ноты. Направление нот здесь

можно выбирать уже любым, хотя удобней 10-9-7, 9-7-10(2струна) т.к. в этом случае первая

нота следующего шага играется "свободным" пальцем, в то время как при игре 7-9-10, 10

(2струна)-7-9 придется успевать играть новый шаг с того же пальца, которым была сыграна

нота из 1 шага.

См. видео 7а и 7b

Аппликатурно выглядит следующе:

-------------/---Первый_шаг---/-----2_шаг------/-----3_шаг------/-----4_шаг------/-----

5_шаг------/
первая струна/-х х х А х А А--/-х х х А х А 0--/-х х х А х 0 0--/-х х х 0 х 0 0--/-х х х

0 х 0 0--/
вторая струна/-х х х 0 х 0 0--/-х х х 0 х 0 А--/-х х х 0 х А А--/-х х х А х А А--/-х х х

А х А 0--/
третья струна/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0

0 х А----/

Шаг в 4 ноты, строится принципиально, так же как и предыдущие. Его вполне удобно играть

любым направлением нот, внутри шага.

См. видео 8a, 8b

Аппликатурно выглядит следующе:

-------------/---Первый_шаг---/-----2_шаг------/-----3_шаг------/-----4_шаг------/-----

5_шаг------/
первая струна/-х х х А х А А--/-х х х А х А 0--/-х х х А х 0 0--/-х х х 0 х 0 0--/-х х х

0 х 0 0--/
вторая струна/-х х х 0 х 0 А--/-х х х 0 х А А--/-х х х А х А А--/-х х х А х А А--/-х х х

А х А 0--/
третья струна/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х А----/-х х 0

А х А----/

Шаг в 5 ноты, строится принципиально, так же как и предыдущие. Его вполне удобно играть

любым направлением нот, внутри шага.

См. видео 9a, 9b

Аппликатурно выглядит следующе:

-------------/---Первый_шаг---/-----2_шаг------/-----3_шаг------/-----4_шаг------/-----

5_шаг------/
первая струна/-х х х А х А А--/-х х х А х А 0--/-х х х А х 0 0--/-х х х 0 х 0 0--/-х х х

0 х 0 0--/
вторая струна/-х х х 0 х А А--/-х х х А х А А--/-х х х А х А А--/-х х х А х А А--/-х х х

А х А 0--/
третья струна/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х А----/-х х 0 А х А----/-х х А

А х А----/

Шаги в большее количество нот создаются аналогично.

На пассажи построенные методом шага можно та же накладывать элемент разнообразного

чередования нот внутри шага, что я приводил в предыдущей статье - Триоли. Часть 2, а

также все приёмы из подраздела этой статьи - Простые элементы

P.S. Наиболее просто играть "шаги" (зная аппликатуру, на которой они строятся) держа в

голове лишь лад от которого начинать играть, а не все позиции каждого шага. Т.е. знаете,

что 10 лад- начало, отыграли 5 нот, потом вспомнили о 9 - отыграли 5 нот и т.д.

---------------------------------------------------------------------------------------

------------
___________________________________"Спотыкание внутри

шага"________________________________________

Под "спотыканием" я подразумеваю, повтор части нот шага, которое весьма интересно

звучит, при периодическом повторении шага на 1 месте.

Самый простой пример на шаге из 2 нот. В нём можно делать спотыкание, либо на 1, либо на

второй ноте (+ зависит от того, с какой стороны у вас первая нота). Ещё разнообразие

будет в том, через сколько повторов шага вы вставите спотыкание. Итак пример (где куски

внутри - "//...//" играю 2 раза ):

первая струна//-9-10-/-9/-9-10//7-9-/-7/-9-7//----7/---/----7//------------------------

-/ см.
вторая струна/------------------------------//-10--/-10/-10--//-9-10-/-9/-9-10//-9-10-7

-/ видео 10

В этом примере, я делал спотыкание на 2 ноте, играемой в шаге, причём на шаге два-раз

(шаг 10-9, был бы раз-два). Можно сделать ещё 3 комбинации спотыкания на шаге в 2 ноты :
 
1) шаг два-раз, но спотыкание на 1 ноте (первая струна/-9-10-/-10/-9-10....)  смотри
2) шаг раз-два, спотыкание на 1 ноте (первая струна/-10-9-/-10/-10-9....)     видео 11
3) шаг раз-два, но спотыкание на 2 ноте (первая струна/-10-9-/-9/-10-9....)

Если шаг в 2 ноты играется всегда циклично, то шаг в три и более ноты, можно играть и

линейно, только в одну сторону, т.е. 1-2-3 линейно, и 1-2-3-2-1... -циклично. Это ещё

один пункт, которым можно оперировать в добавок к вышеперечисленным.

Итак, вот примеры линейного шага в три ноты, с вариантами спотыкания в разных местах.

Шаг с последовательностью нот слева направо (1-2-3)
первая струна/-7-9-10/-7-9-10/-7-9-10-... - простой шаг без спотыкания
1 струна/-7-9-10/-7-9-7-9-10/-7-9-10/-7-9-7-9-10...-шаг с чередованием спотыкания на 2

ноте (9)
1 струна/-7-9-10/-7-9-10-9-10/-7-9-10/-7-9-10-9-10...-шаг с чередованием спотыкания на 3

ноте (10)
1 струна/-7-9-10/-7-9-10-7-10/-7-9-10/-7-9-10-7-10...-шаг с чередованием спотыкания на 1

ноте (7)

см. видео 12

Шаг с последовательностью нот справа на лево (3-2-1)
первая струна/-10-9-7/-10-9-7/-10-9-7-... - простой шаг без спотыкания
1 струна/-10-9-7/-10-9-7-9-7/-10-9-7/-10-9-7-9-7...-шаг с чередованием спотыкания на 2

ноте (9)
1 струна/-10-9-7/-10-9-10-9-7/-10-9-7/-10-9-10-9-7...-шаг с чередованием спотыкания на 3

ноте (10)
1 струна/-10-9-7/-10-9-7-10-7/-10-9-7/-10-9-7-10-7...-шаг с чередованием спотыкания на 1

ноте (7)

см видео 13

Цикличный шаг
первая струна/-7-9-10-9-/7-9-10-7-9-10-... - простой шаг без спотыкания
1 струна/-7-9-10-9-/7-9-7-9-10-9-/7-9-10-9-/7-9-7-9-10-9-/...-шаг с чередованием

спотыкания на 2 ноте (9лад)
1 струна/-7-9-10-9-/7-9-10-9-10-9-/7-9-10-9-/7-9-10-9-10-9-/...-шаг с чередованием

спотыкания на 3 ноте (9лад)

см видео 14

Шага с спотыканием на 1 ноте нет, т.к. она не стыкуется напрямую с 3 нотой. Также в

циклическом шаге нет разницы с какой ноты его начали - спотыкание будет строится

одинаково.

Видео 15 - пример вертикального пассажа, с циклическим шагом в 3 ноты, и спотыканием на

3 ноте ( На каждой струне отдельно и по играемого по шагам)

---------------------------------------------------------------------------------------

-------------
--------------------------------------------"Кривые триоли"----------------------------

-------------

Под кривыми я подразумеваю триоли, которые строятся на двух струнах и представляют уже

не прямую линию, а как бы кривую, если её проводить от одной ноты триоли до др.

Принципиально, все вариации строятся из того на какой струне у вас будут две ноты, а на

какой 1 и тех местах где вы их возьмёте. В примере, я попробую привести все вариации в

пределах одной позиции.
Примеры:

первая струна/-7-9-10/-7-9-10/-7-9-10-... - обычный линейный шаг, слева на право.

Теперь будут вариации при использовании этих ладов (7,9,10) и на второй струне, для

получения кривых триолей

Пример 1                                       

первая струна/-7-9-х-/--7-9-х-/-7-9-х-/-...
вторая струна/-х-х-10/--х-х-10/-х-х-10/-...

Пример 2

первая струна/-7-х-х-/--7-х-х-/-7-х-х-/-...
вторая струна/-х-9-10/--х-9-10/-х-9-10/-...

Пример 3

первая струна/-7-х-10/-7-х-10/-7-х-10/-...
вторая струна/-х-9-х-/-х-9-х-/-х-9-х-/-...

Пример 4

первая струна/-7-10-х/-7-10-х/-7-10-х/-... - ещё можно вместо 10 играть 9 на 1 и 2

струне
вторая струна/-х-х-10/-х-х-10/-х-х-10/-...

см. видео 16

Пример 5

первая струна/-х-х-10/-х-х-10/-х-х-10/-...
вторая струна/-7-9-х-/-7-9-х-/-7-9-х-/-...

Пример 6

первая струна/-х-9-10/-х-9-10/-х-9-10/-...
вторая струна/-7-х-х-/-7-х-х-/-7-х-х-/-...

Пример 7

первая струна/-х-9-х-/-х-9-х-/-х-9-х-/-...
вторая струна/-7-х-10/-7-х-10/-7-х-10/-...

Пример 8

первая струна/-х-7-10/-х-7-10/-х-7-10/-...  - ещё можно вместо 10 играть 9
вторая струна/-7-х-х-/-7-х-х-/-7-х-х-/-...

см. видео 17

Да, ещё вариации можно составить меняя ноту с которой начинали...во всех примерах я

начинал с 7, а можно начинать с 9 или 10 - вроде ноты те же, но звучит по др.

***

В следующем примере, я покажу, как можно строить линейный пассаж из кривых триолей.

Всего тут 4 Шага:
17-15-13/-15-13-12/-13-11-10/-12-10-9/.(В если играть это на 1 струне, то в 13-11-10

лучше и правильней на мой взгляд звучит 13-12-10, но если строить кривой шаг то 11

звучит лучше 12)

См видео 18
 
Здесь же я покажу вариант звучания с разных нот, спотыкание и комбинирование линейного и

кривого шага

***

Следующий пример вертикального использования кривого шага. Строится он путём построения

2 вариантов кривого шага от первой ноты на каждой струне.
 
Используемая аппликатура

первая струна/-х х х 7 х 9 10---/ -начальная триоль
вторая струна/-х х х 7 х 9 10---/ -следующая триоль
третья струна/-х х 6 х 8 9------/ -следующая триоль
4ёртая струна/-х х 6 х 8 9------/ -начальная триоль
пятая струна_/-х 5 х 7 х 9------/ -следующая триоль
шестая струна/-х 5 х 7 х 9------/ -последняя триоль

Вариации от 7 на первой струне

первая струна/-7-9-х-/-7-х-х-/
вторая струна/-х-х-10/-х-9-10/

Вариации от 7 на второй струне

вторая струна/-7-9-х-/-7-х-х-/
третья струна/-х-х-9-/-х-8-9-/

Вариации от 6 на третьей струне

третья----струна/-6-8-х-/-6-х-х-/
четвёртая струна/-х-х-9-/-х-8-9-/

Вариации от 6 на четвёртой струне

четвёртая струна/-6-8-х-/-6-х-х-/
пятая-----струна/-х-х-9-/-х-7-9-/

Вариации от 5 на пятой струне

пятая струна-/-5-7-х-/-5-х-х-/
шестая струна/-х-х-9-/-х-7-9-/

См видео 19

---------------------------------------------------------------------------------------

------------
Надеюсь что-то в моих заметках оказалось вам интересным, и дало вам "пищу" для новых

муз. идей и интересного времяпрепровождения с гитарой.

P.S. Аппликатуры не вполне нормально могут отобразится на форуме, т.к шрифт не совпадает

с шрифтом в котором я писал статью. Скопируйте текст в стандартную программу Windows –

блокнот (в полноэкранном режиме), всё будет нормально.

Оффлайн sterile_space

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
  • Репутация: +284/-2
Re: Заметки гитариста аматора (учимся примен&
« Ответ #66 : Сентября 22, 2011, 21:01:06 »
.
« Последнее редактирование: Февраля 11, 2012, 17:05:29 от sterile_space »

Оффлайн Divanych

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 550
  • Репутация: +100/-2
Не, я кончено понимаю, что наверное из лучших побуждений. Но... Автор, простите (я всегда стараюсь поддерживать и не особо критиковать новичков, но это не тот случай), я тут посмотрел таки видео... Вы играть не умеете. Т.е. совсем. И потратьте лучше время на себя, а не на написание этой галиматьи. Позанимайтесь что ли. За 8 месяцев (с первого поста) можно мнооогому научиться, если заниматься конечно гитарой, а не графоманией.  

« Последнее редактирование: Сентября 23, 2011, 11:12:34 от Divanych »

Оффлайн рулон

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1135
  • Репутация: +191/-109
Что вы !  Человек, понимаете, тут пишет альтернативную теорию музыки  :pozor:
Всё бы ничего, если б он только молодым мозги не засирал.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Являюсь если НЕ музыкально неграмотным, то 100% малограмотным (т.е. я не знаю нот на грифе, названий аккордов, гам,  длительности нот и пауз, и мало ли чего ещё =)...).
После таких заявлений даже не хочется эти простыни читать, однако... :7:

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
  • Репутация: +90/-8
Думать приходится "одновременно" и ступенями, и нотами, и интервалами, и визуальными образами (типа боксов). Одно дополняет другое. Чем сложнее в определенном плане материал, тем больше потребность в комплексном восприятии. Что-то типа "вот точка, она является такой-то нотой, которая в данном контексте является такой-то ступенью". Или, наоборт - "вот дана нота-ступень, которая является точкой на грифе в таких-то местах".
Ступенями обязательно надо думать (слышать) и это первичное в отношении музыки. ...
С уважением к Вам: вот играем мы например в среднем темпе бибоп фразу из 16 нот на последовательность 2-5, даже неважно импровизация это или заготовка - разве можно успевать думать о каждой из 16 нот ступенями? Даже если можно так натренироваться - зачем? Не проще ли думать музыкой, то есть непосредственно самой мелодией (или составляющими ее мотивами), четко представляя ее в предслышании?

Идеологически я солидарен с топикстартером. Классически в цепочку идея-воплощение вплетают звенья: название ноты, ступень, интервал, лад, аппликатура и т.п. Как показывает практика - это необязательные посредники, на мой взгляд великие гитаристы в конечоном итоге играют свободно, как бы на автомате, не особо задумываясь об этих вещах... Где-то по-моему у Бенсона спрашивали что-то на этот счет, да и не только он так высказывался... У того же Бойко в "Мой метод" по сути сквозит эта же идея - даются готовые фразы без интервального анализа...

Я в свое время не понимал и не принамал такого подхода, мне нужно было "понять" как оно работает, пытался анализировать, пришел к четкому осознанию того, что формул, подставляя значения в которые можно получить живые мелодии, не существует, что музыку необходимо изучать непосредственно, кроху за крохой, живой мотив за мотивом и медленно, но надежно внедрять в свою игру. В конечном итоге (в идеале) можно отказаться даже от звена "аппликатура" развив чувство инструмента на высоком интуитивном уровне, и останется лишь чистое и свободное "идея-воплощение".
« Последнее редактирование: Сентября 27, 2011, 11:55:13 от Евстафий »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
У того же Бойко в "Мой метод" по сути сквозит эта же идея - даются готовые фразы без интервального анализа...
И что надо делать, просто выучить их и играть?
А откуда тогда появятся свои фразы? Или свои не нужны, т.к. всё уже давно сыграно, главное заучить побольше чужих фрагментов?

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
  • Репутация: +90/-8
1. И что надо делать, просто выучить их и играть?
2. А откуда тогда появятся свои фразы? Или свои не нужны, т.к. всё уже давно сыграно, главное заучить побольше чужих фрагментов?
1. Да, именно так, вбить в мозг и пальцы настолько, что бы потом эти фразы сами "просились из головы и из рук" в аналогичной гармонической ситуации.

2. Как ни странно на основе выученных и должным образом проработанных фраз (и их фрагментов) рождаются неплохие свои, учась на готовом "рабочем" материале начинаешь чувствовать его "логику", развивается своего рода чутье и вкус, музыкальная интуиция, чего абсолютно не дает ни игра гамм, ни теоретический анализ, осваивается язык на котором ты можешь сказать уже нечто свое.

П.С. Я не ярый противник теории.
П.П.С. что касается аппликатур то можно сказать жестче - даже гаммы и аккорды с определенного этапа начинающие гитаристы играют не задумываясь об аппликатуре, так что все подъемно.
« Последнее редактирование: Сентября 27, 2011, 11:43:34 от Евстафий »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7849/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Как ни странно на основе выученных и должным образом проработанных фраз (и их фрагментов) рождаются неплохие свои, учась на готовом "рабочем" материале начинаешь чувствовать его "логику", развивается своего рода чутье и вкус, музыкальная интуиция...
Идея понятна, хотя рассуждения о "чутье", конечно, ничего не проясняют :).
А что значит "должным образом проработанных"?

Оффлайн Евстафий

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 718
  • Репутация: +90/-8
В моем понимании фраза должным образом проработана тогда, когда она разбита на характерные мотивы, каждый из которых прочно включен в мой арсенал. Для этого я целенаправленно играюсь с фразой в данной гармонической последовательности используя ее в импровизации то целиком, то отрывками, то начиная ее не с первой ноты, то меняя ритмические акценты (сильные и слабые доли), то комбинируя мотивы фразы с другими проработанными мотивами, ...доооолго...  :), я не спешу, мне доставляет процесс, могу прорабатывать так фразу даже несколько недель прежде чем возьму очередную новую. Конечная цель - "высосать" из фразы весь ее сок, прочувствовать все возможные оттенки и сделать абсолютно естественной для меня и в плане предслышания и в плане исполнения, ну будто я с ней с рождения))). Важно научиться играть фразу (составляющие ее мотивы) с любого ее места не задумываясь об аппликатуре.

Важное заменчание (в плане бибопа) - многие фразы состоят из одних и тех же мотивов в разных комбинациях и очень приятно бывает взять фразу - а оказывается, что ты ее уже раньше и сам сочинил на основе комбинации ранее изученных. С каждой новой фразой с определенного момента становится все интереснее - что же нового ты найдешь? ... а еще становится проще... все интереснее и проще...

П.С. Прорабатываю только те фразы которые мне нравятся))).
« Последнее редактирование: Сентября 27, 2011, 12:21:20 от Евстафий »