Триоли (и не только). Часть 3
Итак в этой статье я "расскажу" о том как можно разнообразить вертикальные триольные
пассажи и их "эволюции". Под "эволюцией" я подразумеваю фразы из 2 и более нот и их
последовательности, на аппликатуре созданной из триолей. В большинстве примеров я буду
использовать следующую аппликатуру:
первая струна/-х х х 7 х 9 10---/ -начальная триоль
вторая струна/-х х х 7 х 9 10---/ -следующая триоль
третья струна/-х х 6 7 х 9------/ -следующая триоль
4ёртая струна/-х х 6 7 х 9------/ -начальная триоль
пятая струна_/-х 5 х 7 х 9------/ -следующая триоль
шестая струна/-х 5 х 7 х 9------/ -последняя триоль
Принципиально выстроена аппликатура снизу вверх, с тем правилом, чтоб на следующей
струне у нас присутствовали аппликатурно (т.е. струна прижималась в том же месте) 2
ноты, из предыдущей триоли. В этом примере это ноты на 7 и 9 ладу. Итак напомнив
принцип, использованный мной, для построения вертикальных триольных аппликатур (о нём
подробней писал в статье 4) - предисловие буду считать завершённым.
Ссылка на архив с видео к статье:
http://www.megaupload.com/?d=5O70388W---------------------------------------------------------------------------------------
------------
В прошлой статье я приводил примеры как, используя разное чередование нот в триоли,
чередование самих триолей в их аппликатурной последовательности, а также добавляя "0"
ноту сделать горизонтальные пассажи более разнообразными и интересными. Этот же принцип
можно использовать и с вертикальными триолями, т.е. использовать не простые
последовательности нот в триоли - раз, два, три или три, два, раз - а более сложные.
В примере последовательность будет раз, три, два, три. Сам пример я взял из книжки
"Скоростная техника в стиле Хеви Метал" стр21 пример №33 (в архиве есть табулатура). В
нём будет и повторение идей о горизонтальных пассажах, и воплощение идеи использования
сложной последовательности нот в триолей в вертикали.
см. видео архива Вступление
Сам пример состоит как бы из трёх частей. В первой и второй части используется
горизонтальный пассаж из чередования между собой следующих триолей:
1струна/4-5-7/-5-7-8/-7-8-10/-8-10-12/-10-12-13/
В первой части используется разный порядок этих триолей, во второй порядок триолей
остаётся линейным(т.е. как я выше написал), но каждую триоль играют два раза, причём во
второй раз заменяя 1 ноту триоли "0"
В третей части, в конце горизонтального пассажа, автор немного сократил аппликатуру чтоб
она была более удобна и интересна в исполнении. Что я имею в виду? Я писал ранее, что в
строя вертикальные пассажи из триолей можно либо повторяя в следующей триоли ноты на
двух ладах из предыдущей триоли, либо копируя аппликатуру смещая её на какое то
количество ладов. На первый взгляд, это место не подходит не под одну из описанных
методик построения:
4струна/-6-9-7-9/----------------/
5струна/--------/-5-8-7-8-7/-----/
6струна/-------------------/-4-5-/
Между триолью 4 струны и 5, пропущена триоль, созданная на основе копирования
аппликатуры с 4 струны и смещения её на 1 лад вправо. Вот как это выглядело бы
Аппликатура с простой последовательностью нот внутри триоли (раз, два, три)
4струна/-6-7-9-/----------------/
5струна/-------/-7-8-10-/-5-7-8-/
Та же аппликатура, но с сложной последовательностью нот внутри триоли (раз, три, два,
три)
4струна/-6-9-7-9/---------------------/
5струна/--------/-7-10-8-10-/-5-8-7-8-/
Поскольку автор изначально в вертикальном пассаже начал смещаться влево, то "шаг" 7-10-
8-10, он выкинул из общего пассажа т.к. он смещался влево и нарушал общее смещение (но
мысленно был ступенькой в построении следующего "шага" 5-8-7-8 ).
Теперь о концовке. В ней первая нота из триоли на 6 струне заменена на ноту на 5 струне.
Т.е. изначально триоли выглядели бы так (если брать последовательность три, два, раз).
5струна/--8-7-5-/---------/
6струна/--------/-7-5-4---/
Автор же изменил её к
5струна/--8-7-5-/-7-------/
6струна/--------/---5-4---/
Этим примером из книги я хотел продемонстрировать не только использование сложных
последовательностей нот внутри триолей вертикального пассажа, но и пример анализа
готового пассажа.
---------------------------------------------------------------------------------------
------------
______________________________________Простые
элементы_____________________________________________
Окончив переходно - вступительную часть, от предыдущей статье к этой, начну с самых
простых элементов усложнения вертикального триольного пассажа.
Первый элемент это игра каждой триоли - вперёд назад. Этот приём позволяет существенно
удлинять пассажи. В примере такая последовательность нот в триоли - три, два, раз, два,
три и раз, два, три, два , раз.
См. видео 1
Второй элемент это возвращения. Идея заключается в том, чтобы отыграв триоль на
нескольких струнах, не переходить сразу на новую, а возвратится к старой и уже начиная с
неё доиграть триоли до новой струны. В примере я буду играть три струны "вперёд" и после
возвращаться на 1 "назад", снова 3 "вперёд" и т.д.
См. видео 2a
Можно делать и более большие возвраты. В следующем примере 4 "вперёд" и 2 "назад".
См. видео 2b
Следующий приём это создавать "недосказанный" пассаж. Скажем в общем случае, наш пассаж
идёт от 6 до 1 струны. Начинаем с 6, но играя будем его обрывать на любых понравившихся
струнах и снова начинать с шестой, делая отрывки большей длинны и так до тех пор пока не
сыграем его с 6 по 1 струну(обычно отрывки делают сначала короткими в 2-3 струны, потом
делая их всё длиннее, пока пассаж не будет сыгран полностью).
См видео 3
Четвёртый приём это играть пассаж не подряд от 6 к 1 струне или наоборот, а играть через
одну и более струн. В примере я сыграю через 1 струну (хотя более верным будет описание
играть саму последовательность из триолей не подряд, а через одну триоль).
См видео 4
Пятый приём - повторить саму триоль несколько раз прежде, чем перейти к новой. В примере
будет два повтора на каждой струне.
См. видео 5
Все эти приёмы кроме, применения каждого в отдельности, можно совмещать друг с другом
или использовать частично. К примеру, легко можно совместить первый со вторым, или
первый с пятым.
---------------------------------------------------------------------------------------
------------
_____________________________________________"Шаг"______________________________________
___________
Кроме линейных пассажей на из триолей, есть пассажи, сделанные на основе "шагов".
"Шагом"- я называю количество нот, используемых в смещении по аппликатуре, при котором в
следующем шаге, всегда откидывается последняя нота из предыдущего шага, и добавляется
новая первая нота в направлении смещения по нашей аппликатуре (словами длинно вышло
определение, но на примерах оно станет понятным).
Бывают шаги от 1 ноты и до удобного и воплотимого нами предела. Шаг в 1 ноту вы уже не
раз видели - это простая игра нот аппликатуры подряд, от одного края к другому. См видео
Шаг в две ноты, аппликатурно будет выглядеть так (начиная с 1 струны, где буквой А,
обозначил место аппликатуры использованное в единичном шаге). На аппликатуре ограничусь
5 шагами, т.к. считаю их вполне достаточными для наглядного пояснения идеи построения
пассажа (на видео прошагал полностью всю аппликатуру). Направление нот в шаге лучше
выбирать таким, чтобы первая нота в шаге была всегда новой. Т.е. первый шаг играем 9-10
, второй 7-9, третий 10(2струна)-7. Если играть 10-9, потом 9-7 и т.д., то будет
создаваться впечатление игры пассажа двойными нотами, и отсутствием шага как такового.
См. видео 6
-------------/---Первый_шаг---/-----2_шаг------/-----3_шаг------/-----4_шаг------/-----
5_шаг------/
первая струна/-х х х 0 х А А--/-х х х А х А 0--/-х х х А х 0 0--/-х х х 0 х 0 0--/-х х х
0 х 0 0--/
вторая струна/-х х х 0 х 0 0--/-х х х 0 х 0 0--/-х х х 0 х 0 А--/-х х х 0 х А А--/-х х х
А х А 0--/
Шаг в три ноты делается тем же правилом, что и в шаге в 2 ноты. Направление нот здесь
можно выбирать уже любым, хотя удобней 10-9-7, 9-7-10(2струна) т.к. в этом случае первая
нота следующего шага играется "свободным" пальцем, в то время как при игре 7-9-10, 10
(2струна)-7-9 придется успевать играть новый шаг с того же пальца, которым была сыграна
нота из 1 шага.
См. видео 7а и 7b
Аппликатурно выглядит следующе:
-------------/---Первый_шаг---/-----2_шаг------/-----3_шаг------/-----4_шаг------/-----
5_шаг------/
первая струна/-х х х А х А А--/-х х х А х А 0--/-х х х А х 0 0--/-х х х 0 х 0 0--/-х х х
0 х 0 0--/
вторая струна/-х х х 0 х 0 0--/-х х х 0 х 0 А--/-х х х 0 х А А--/-х х х А х А А--/-х х х
А х А 0--/
третья струна/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0
0 х А----/
Шаг в 4 ноты, строится принципиально, так же как и предыдущие. Его вполне удобно играть
любым направлением нот, внутри шага.
См. видео 8a, 8b
Аппликатурно выглядит следующе:
-------------/---Первый_шаг---/-----2_шаг------/-----3_шаг------/-----4_шаг------/-----
5_шаг------/
первая струна/-х х х А х А А--/-х х х А х А 0--/-х х х А х 0 0--/-х х х 0 х 0 0--/-х х х
0 х 0 0--/
вторая струна/-х х х 0 х 0 А--/-х х х 0 х А А--/-х х х А х А А--/-х х х А х А А--/-х х х
А х А 0--/
третья струна/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х А----/-х х 0
А х А----/
Шаг в 5 ноты, строится принципиально, так же как и предыдущие. Его вполне удобно играть
любым направлением нот, внутри шага.
См. видео 9a, 9b
Аппликатурно выглядит следующе:
-------------/---Первый_шаг---/-----2_шаг------/-----3_шаг------/-----4_шаг------/-----
5_шаг------/
первая струна/-х х х А х А А--/-х х х А х А 0--/-х х х А х 0 0--/-х х х 0 х 0 0--/-х х х
0 х 0 0--/
вторая струна/-х х х 0 х А А--/-х х х А х А А--/-х х х А х А А--/-х х х А х А А--/-х х х
А х А 0--/
третья струна/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х 0----/-х х 0 0 х А----/-х х 0 А х А----/-х х А
А х А----/
Шаги в большее количество нот создаются аналогично.
На пассажи построенные методом шага можно та же накладывать элемент разнообразного
чередования нот внутри шага, что я приводил в предыдущей статье - Триоли. Часть 2, а
также все приёмы из подраздела этой статьи - Простые элементы
P.S. Наиболее просто играть "шаги" (зная аппликатуру, на которой они строятся) держа в
голове лишь лад от которого начинать играть, а не все позиции каждого шага. Т.е. знаете,
что 10 лад- начало, отыграли 5 нот, потом вспомнили о 9 - отыграли 5 нот и т.д.
---------------------------------------------------------------------------------------
------------
___________________________________"Спотыкание внутри
шага"________________________________________
Под "спотыканием" я подразумеваю, повтор части нот шага, которое весьма интересно
звучит, при периодическом повторении шага на 1 месте.
Самый простой пример на шаге из 2 нот. В нём можно делать спотыкание, либо на 1, либо на
второй ноте (+ зависит от того, с какой стороны у вас первая нота). Ещё разнообразие
будет в том, через сколько повторов шага вы вставите спотыкание. Итак пример (где куски
внутри - "//...//" играю 2 раза ):
первая струна//-9-10-/-9/-9-10//7-9-/-7/-9-7//----7/---/----7//------------------------
-/ см.
вторая струна/------------------------------//-10--/-10/-10--//-9-10-/-9/-9-10//-9-10-7
-/ видео 10
В этом примере, я делал спотыкание на 2 ноте, играемой в шаге, причём на шаге два-раз
(шаг 10-9, был бы раз-два). Можно сделать ещё 3 комбинации спотыкания на шаге в 2 ноты :
1) шаг два-раз, но спотыкание на 1 ноте (первая струна/-9-10-/-10/-9-10....) смотри
2) шаг раз-два, спотыкание на 1 ноте (первая струна/-10-9-/-10/-10-9....) видео 11
3) шаг раз-два, но спотыкание на 2 ноте (первая струна/-10-9-/-9/-10-9....)
Если шаг в 2 ноты играется всегда циклично, то шаг в три и более ноты, можно играть и
линейно, только в одну сторону, т.е. 1-2-3 линейно, и 1-2-3-2-1... -циклично. Это ещё
один пункт, которым можно оперировать в добавок к вышеперечисленным.
Итак, вот примеры линейного шага в три ноты, с вариантами спотыкания в разных местах.
Шаг с последовательностью нот слева направо (1-2-3)
первая струна/-7-9-10/-7-9-10/-7-9-10-... - простой шаг без спотыкания
1 струна/-7-9-10/-7-9-7-9-10/-7-9-10/-7-9-7-9-10...-шаг с чередованием спотыкания на 2
ноте (9)
1 струна/-7-9-10/-7-9-10-9-10/-7-9-10/-7-9-10-9-10...-шаг с чередованием спотыкания на 3
ноте (10)
1 струна/-7-9-10/-7-9-10-7-10/-7-9-10/-7-9-10-7-10...-шаг с чередованием спотыкания на 1
ноте (7)
см. видео 12
Шаг с последовательностью нот справа на лево (3-2-1)
первая струна/-10-9-7/-10-9-7/-10-9-7-... - простой шаг без спотыкания
1 струна/-10-9-7/-10-9-7-9-7/-10-9-7/-10-9-7-9-7...-шаг с чередованием спотыкания на 2
ноте (9)
1 струна/-10-9-7/-10-9-10-9-7/-10-9-7/-10-9-10-9-7...-шаг с чередованием спотыкания на 3
ноте (10)
1 струна/-10-9-7/-10-9-7-10-7/-10-9-7/-10-9-7-10-7...-шаг с чередованием спотыкания на 1
ноте (7)
см видео 13
Цикличный шаг
первая струна/-7-9-10-9-/7-9-10-7-9-10-... - простой шаг без спотыкания
1 струна/-7-9-10-9-/7-9-7-9-10-9-/7-9-10-9-/7-9-7-9-10-9-/...-шаг с чередованием
спотыкания на 2 ноте (9лад)
1 струна/-7-9-10-9-/7-9-10-9-10-9-/7-9-10-9-/7-9-10-9-10-9-/...-шаг с чередованием
спотыкания на 3 ноте (9лад)
см видео 14
Шага с спотыканием на 1 ноте нет, т.к. она не стыкуется напрямую с 3 нотой. Также в
циклическом шаге нет разницы с какой ноты его начали - спотыкание будет строится
одинаково.
Видео 15 - пример вертикального пассажа, с циклическим шагом в 3 ноты, и спотыканием на
3 ноте ( На каждой струне отдельно и по играемого по шагам)
---------------------------------------------------------------------------------------
-------------
--------------------------------------------"Кривые триоли"----------------------------
-------------
Под кривыми я подразумеваю триоли, которые строятся на двух струнах и представляют уже
не прямую линию, а как бы кривую, если её проводить от одной ноты триоли до др.
Принципиально, все вариации строятся из того на какой струне у вас будут две ноты, а на
какой 1 и тех местах где вы их возьмёте. В примере, я попробую привести все вариации в
пределах одной позиции.
Примеры:
первая струна/-7-9-10/-7-9-10/-7-9-10-... - обычный линейный шаг, слева на право.
Теперь будут вариации при использовании этих ладов (7,9,10) и на второй струне, для
получения кривых триолей
Пример 1
первая струна/-7-9-х-/--7-9-х-/-7-9-х-/-...
вторая струна/-х-х-10/--х-х-10/-х-х-10/-...
Пример 2
первая струна/-7-х-х-/--7-х-х-/-7-х-х-/-...
вторая струна/-х-9-10/--х-9-10/-х-9-10/-...
Пример 3
первая струна/-7-х-10/-7-х-10/-7-х-10/-...
вторая струна/-х-9-х-/-х-9-х-/-х-9-х-/-...
Пример 4
первая струна/-7-10-х/-7-10-х/-7-10-х/-... - ещё можно вместо 10 играть 9 на 1 и 2
струне
вторая струна/-х-х-10/-х-х-10/-х-х-10/-...
см. видео 16
Пример 5
первая струна/-х-х-10/-х-х-10/-х-х-10/-...
вторая струна/-7-9-х-/-7-9-х-/-7-9-х-/-...
Пример 6
первая струна/-х-9-10/-х-9-10/-х-9-10/-...
вторая струна/-7-х-х-/-7-х-х-/-7-х-х-/-...
Пример 7
первая струна/-х-9-х-/-х-9-х-/-х-9-х-/-...
вторая струна/-7-х-10/-7-х-10/-7-х-10/-...
Пример 8
первая струна/-х-7-10/-х-7-10/-х-7-10/-... - ещё можно вместо 10 играть 9
вторая струна/-7-х-х-/-7-х-х-/-7-х-х-/-...
см. видео 17
Да, ещё вариации можно составить меняя ноту с которой начинали...во всех примерах я
начинал с 7, а можно начинать с 9 или 10 - вроде ноты те же, но звучит по др.
***
В следующем примере, я покажу, как можно строить линейный пассаж из кривых триолей.
Всего тут 4 Шага:
17-15-13/-15-13-12/-13-11-10/-12-10-9/.(В если играть это на 1 струне, то в 13-11-10
лучше и правильней на мой взгляд звучит 13-12-10, но если строить кривой шаг то 11
звучит лучше 12)
См видео 18
Здесь же я покажу вариант звучания с разных нот, спотыкание и комбинирование линейного и
кривого шага
***
Следующий пример вертикального использования кривого шага. Строится он путём построения
2 вариантов кривого шага от первой ноты на каждой струне.
Используемая аппликатура
первая струна/-х х х 7 х 9 10---/ -начальная триоль
вторая струна/-х х х 7 х 9 10---/ -следующая триоль
третья струна/-х х 6 х 8 9------/ -следующая триоль
4ёртая струна/-х х 6 х 8 9------/ -начальная триоль
пятая струна_/-х 5 х 7 х 9------/ -следующая триоль
шестая струна/-х 5 х 7 х 9------/ -последняя триоль
Вариации от 7 на первой струне
первая струна/-7-9-х-/-7-х-х-/
вторая струна/-х-х-10/-х-9-10/
Вариации от 7 на второй струне
вторая струна/-7-9-х-/-7-х-х-/
третья струна/-х-х-9-/-х-8-9-/
Вариации от 6 на третьей струне
третья----струна/-6-8-х-/-6-х-х-/
четвёртая струна/-х-х-9-/-х-8-9-/
Вариации от 6 на четвёртой струне
четвёртая струна/-6-8-х-/-6-х-х-/
пятая-----струна/-х-х-9-/-х-7-9-/
Вариации от 5 на пятой струне
пятая струна-/-5-7-х-/-5-х-х-/
шестая струна/-х-х-9-/-х-7-9-/
См видео 19
---------------------------------------------------------------------------------------
------------
Надеюсь что-то в моих заметках оказалось вам интересным, и дало вам "пищу" для новых
муз. идей и интересного времяпрепровождения с гитарой.
P.S. Аппликатуры не вполне нормально могут отобразится на форуме, т.к шрифт не совпадает
с шрифтом в котором я писал статью. Скопируйте текст в стандартную программу Windows –
блокнот (в полноэкранном режиме), всё будет нормально.