Мне часто приходится менять тональность (работаю с детьми и молодежью) когда-то написанные композиции для детского вокала приходится транспонировать ниже. Это всегда адаптация строя. В другой тональности многое звучит по другому. Все партии приходится корректировать. Что касается аппликатуры гитары. Не надо менять гитару. Старайся выучить другую аппликатуру в других позициях. Это перспективный путь. Вскоре научишься легко транспонировать, хоть на полтона.
В другой тональности понятно, что звучит по другому, чем оригинал тональность. Но что делать, по другому - не спеть! Вот и приходится понижать.
А про транспонирование... Тут очень сложный момент: если эта песня имеет только аккорды, то да, можно транспонировать, где-то для облегчения применить каподастр. Но! вот если песня имеет проигрыши, сложные аппликатуры, то во -первых это довольно трудоёмко транспонировать, а ещё бывает так, что при транспонировании ближайшие ноты аж на октаву начинают вылетать, та нота, что должна звучать низко, допустим в малой октаве - попадает в первую октаву и начинает пищать, т.е. транспонируя рушится звукоряд, мелодия даже порой не похоже звучит от оригинала и всё от того, что транспонируемые ноты приходится разбрасывать по грифу гитары по октавам.
Оборотной же стороной простого опускания строя является то, что строй весь опускается на всём грифе, и когда играешь как оригинал тональность (она получается опущенной под голос, т.к. гитаре опустили струны), то звучит мелодия более менее, да что там, она звучит как оригинал!, но просто ниже.
Кроме того транспонирование мелодий без опускании строя порой получаются очень сложные аппликатуры, которые ОЧЕНЬ тяжело играть и петь одновременно.
Но ахилесова пята пониженного строя гитары, что она звучит ужасно.
Вот и не знаю что делать. Говорите, баритон гитара тут не поможет?
... и добавил:надо просто научиться транспонировать ( можно мыслить ступенями, например )
ну
и выучить формы аккордов - это и будет прямой путь к транспонированию
Согласен. Но если бы там были только аккорды.... Проблема в проигрышах, общей музыки, некоторые песни требуют бэндов определённых нот, например песни Чижа. И при транпонировании, если эта нота для бэнда в оригинале была на второй струне, то теперь она может быть аж на четвёртой струне и извлечь её невозможно, потому что теперь я держу баррэ, а в оригинале это был открытый аккорд.
Я иногда думаю, какого чёрта гитару испонский строй начали делать в ми Е? И струны под этот строй все выпускают. Не могли они, например в до С делать строй? Не все же мужички пищащие теноровыми голосами...