-
Хотелось бы услышать ваше мнение...
-
Для начала проиграй гармонию несколько раз и попытайся объяснить через слышание. Т.е. например выдели места явной модуляции и т.д. )
А вообще какие конкретно вопросы? -
Хорошо, вот как я думаю. Только я разучивал ее по записи Монгомери.
Начальня тональность F(maj7). Второй акк-д лидийский, вводный в тон-сть Gm (Bbmaj7). Далее обыгрыватся суб-а Cm6 (Am7b5) и дом-а D7 (D9#11) в новой тональности.
После - модуляция из мажора Bbmaj7 в минор Bbm7. И потом опять возвращаемся в F maj, исполняя акк-ы II и III ступени Gm7 и Am7.
После через вводный умень. аккорд переходим в тональность Dm. (C#dim7-->Dm7sus4). Заканчивается тональность на дом-ом акк-е V ст. в Dm - A7sus4.
После, модуляция в Fmaj из вводной связки акк-ов Bb13, Ab13, G13 (которые просто гармо-ют мелодию).
И, наконец, модуляция в Bbm, аккордом Bb7.
Последний акк-д, это доминанта в новую тональность с которй все начиналось Fmaj, аккорд С (С7#5b9).
Может нужны ноты? (они чуть другие чем выложенные здесь)
-
RaitGain, если бы Вам в такой форме предоставили анализ - Вы чего-нибудь поняли? ))
Лучше выписать гармоническую схему и потом по строчкам анализировать.
Одно могу заметить, что лучше здесь говорить об отклонениях или о несовешенной модуляции. Основная тональность здесь везде присутствует.
-
RaitGain, если бы Вам в такой форме предоставили анализ - Вы чего-нибудь поняли? ))
Лучше выписать гармоническую схему и потом по строчкам анализировать.
Одно могу заметить, что лучше здесь говорить об отклонениях или о несовешенной модуляции. Основная тональность здесь везде присутствует.
Поддерживаю пост eye. RaitGain выложите пожалйста вашу версию в нотах.
Разберем "по косточкам" -
Понятно... Если разбирать стандарт, то лучше это делать по базовой схеме, а потом смотреть, что с ней сделал конкретный исполнитель. Обычно исполнители используют различные приемы расширения гармонии, замены, проходящие аккорды, надстройки, перегармонизацию и тд. Поэтому надо отличать анализ гармонической схемы какой-то темы от анализа реализации этой схемы конкретным исполнителем, его гармонической техники, который может отходить очень далеко от оригинала в своем творческом видении.
Лучше оставить пока вариант Монтгомери (к тому же выложена только половина квадрата), хотя, если разобраться, он довольно близок к исходному.
Вот гармоническая схема этой вещи, очищенная от частностей и ступени - то с чего надо начинать анализ:
1, 2 Если опустить пока аккорд Eb (общий гармонический ритм также оправдывает это), то в первых двух строчках в начале мы имеем стандартный оборот1.|[ F | Eb7 | D7 | D7 |
| I | bVII7 | VI7 | % |
2.| Gm7 | Gm7 | Bbm | Eb7 |
| ii | % | IVm | bVII7 |=(Ab): ii-V
3.| Am7 | Dm7 | Gm7 | C7 |
| iii | vi | ii | V7 |
4.| Em7b5 A7 |Dm7 | Gm7 | C7 |
|(d):iø-V7 | i=(F):vi | ii | V7 |
5.|| F | Eb7 | D7 | D7 | повтор
6.| Gm7 | Gm7 | Bbm | Eb7 | повтор
7.| Am7 | Dm7 | Bø | E7b5 |
| iii | vi | (a): iiø | V7 |
8.| Am7Dm7 | Gm7 C7 | F | F ]| ------->
|i=(F):iii vi| ii V | I | % |
I - VI7 - ii , то есть отклонение в ii, которая в свою очередь является усиленной субдоминантой F. В некоторых источниках (http://www.ralphpatt.com/VB/d7.html) вообще вторую строчку представляют как
| Bb | Bb| Bbm |Bbm |, а это, собственно, оборот с гармонической субдоминантой IV - iv
Итак, по сути Bbm - это гармоническая субдоминанта для F, но в джазе принято расширять миноры, приводя их к виду ii-V. (кстати, возможно и обратное - доминанта расширяется до ii-V. Например в 3-4 тактах вместо двух D7, иногда играют |Am7|D7|).
Дальше про Eb в 8 такте - функционально это "двойная субдоминанта" (bVII), но по факту (с точки зрения выбора ладов) это оборот ii-V в Ab. В общем-то, краска одноименного Фа-минора: Fm (Ab)
===========
Теперь вернемся ко второму аккорду Eb (иногда Eb7, иногда Ebmaj7). У этого аккорда две функции.
Первая - это опять-таки стандартное для джаза соединение первой и шестой ступени. Вспомним, например, переход в блюзе в 7-8 тактах от I к VI.
Суть этого соединения кроется в этом обороте: I - I/b7 - vi или F - F/Eb - Dm.
Аккорд Eb7 просто гармонизует этот бас, одновременно являясь "хроматической доминантой" к Dm.
Но, кроме функциональной роли данного Eb, есть его фоническая ладовая функция - красочная сопоставление двух аккордов Fmaj и Ebmaj#11 (или Eb7#11). В общем, слов "красочное сопоставление" достаточно для понимания, но можно добавить, что эти аккорды в разных вариациях можно встретить в ладах, содержащих элемент мажоро-минора (опять!):
(F): I (Fm): bVII (обычный мажоро-минор)
Мелодический мажор: I7 - (iiø - iiiø - iv7 - V7 - bVImaj7+5 ) - bVII7+11
Мелодический мажор - это проникновение ступеней минора в мажор (b6, b7)
Если используется Ebmaj7#11, то это уже седьмая ступень миксолидийского лада.
Но в случае использования maj-аккорда доминантовая функция данного аккорда сглаживается и сильнее проявляется краска аккорда, который в модальной ситуации (секундовое движение) может претендовать на роль временной ладовой тоники, поэтому, при "сопоставлении" действительно можно сказать о лидийской краске этого аккорда.
==============
В третьей строчке Am - верхняя медианта, собственно заменяет тонику и одновременно находится в положении натуральной доминанты к Dm. Короче, 3я строчка суть I(iii) vi ii V
В 4й строчке идет отклонение в Dm: iiø - V7 - i. В приведенной выше версии опять используется расширение до оборота ii-V в C: Dm7-G7, заставляющее трактовать Dm, как аккорд дорийского лада.
В конце 4 строчки сами знаете что ))
В 7 строчке используется iiø-V7 к Am. Также там вполне мог быть использован ход по Ре минору:
|Dm Dm/C | Dm/B(Bø) - Bb |
Дальше идет опять стандартная каденция по кв. кругу: iii - vi - ii - V - I
Теперь можно анализировать гармонизацию Монтгомери, но для этого придется выписать его аккорды в сторочку по 4 такта и сравнить, с базовой схемой. Если это лень делать, то можно так и остаться с кашей в голове.
-
Хотелось бы от себя ничего не добавлять, пойду лучше позанимаюсь, зайду годика через два.. ))))
-
С трактовкой тритоновых замен не согласен, но об этом в приват.Цитировать
т.е. второй такт можно рассмотреть как легкая модуляция из Fmaj в Fmoll, т.к. в Fmaj 3-ей ступенью будет Am7, а в Fmoll -->A7
А почему "в Fmoll -->A7"? В фа миноре - Ab, да и Dm в нем нет - ни к чему ему A7 ))
PS Про побочную доминанту D7->Gm7 (VI7-ii) не стал писать, чтобы не жевать очевидные вещи. ))
PPS Я думаю, что там была мысль о параллельном Dmoll, тогда рассуждения встают на место:Цитироватьт.е. второй такт можно рассмотреть как легкая модуляция из Fmaj в Dmoll, т.к. в Fmaj 3-ей ступенью будет Am7, а A7 --->в Dmoll