| |||||||||||||||||
Статьи / Российские гитарные педали или прощай советский "самопал"!Автор: Дмитрий Малолетов Интервью с ведущим отечественным разработчиком гитарного оборудования Сергеем Богучаровым. Статья из журнала IN/OUT No. 44 Кто побывал на авиашоу Макс-2003, проходившем в Жуковском в августе этого года, не мог остаться равнодушным от происходящего действа. По уровню эмоций, это шоу даже превосходило концерт какой-нибудь знаменитой рок-группы. Самые современные самолеты проносились с таким ревом и мощью, что приводило зрителей в шок! А что делали летчики, демонстрируя мастерство пилотажа, вообще не поддается описанию... Какое же отношение авиационная техника имеет к музыкально-технической теме? Постараюсь объяснить. Меня всегда мучил вопрос, почему в России, где могут делать уникальные вещи, типа самолетов, космических станций, ракет, радиолокационных комплексов, подводных лодок и т.д., инженеры не способны создать такие мелочи, как, например, ламповый преамп для гитариста? Страна великих инженеров (например, Термен, у кого учился, кстати, Moog (изобретатель синтезатора), совершенно потеряла рынок электронных музыкальных инструментов. Промышленность советского периода нашей истории была ориентирована исключительно на обеспечение безопасности государства. Надо было решить первостепенные задачи - выжить, защититься от многочисленных врагов революции, а уж потом заниматься всякой мелочью, типа, бытовой техники. Музыкальные электронные инструменты, особенно музыка, которая шла от этих новинок, вызывали даже некоторые опасения у властей. Производство электрогитар, синтезаторов, особенно студийных звукозаписывающих устройств могло только способствовать распространению западной музыки, этой молодежной "заразы". Словом, ни властям, ни промышленности (в которой естественно не работали рыночные механизмы) это направление деятельности было абсолютно не нужно. Так прервалось генетическое древо разработок нового музыкального оборудования в нашем государстве. Хотя рынок цифровой музыкальной техники, как мне кажется, для нас потерян безвозвратно (правда, опять же наши программисты считаются лучшими в мире) есть небольшая полоска спектра деятельности музыкального производства, где Россия может не только соперничать, но и побеждать конкурентов. Это производство аналоговой, особенно ламповой музыкальной техники. Здесь мы имеем не только производственную базу (не секрет, что многие производители делают свои устройства на наших лампах, которые, как нефть и газ, экспортируются на Запад), но и специалистов очень высокого класса, вышедших из лабораторий оборонных предприятий. С одним из таких уникальных разработчиков музыкального электронного оборудования мы встретились для интервью. Это Сергей Богучаров - один из немногих специалистов, который не только сумел создать целую серию, на мой взгляд, потрясающих педалей эффектов для гитаристов, но и выжить в постперестроечный период, создать производство и механизм реализации. Вообще, кто знает Сергея лично помнят его музыкальные заслуги. В свое время он был известным гитаристом, игру и звук его инструмента приезжали слушать музыканты из других городов! Новаторство его музыки было в том, что он сам делал "примочки", которые давали ему фирменный звук гитары. Если почитать биографии всех западных разработчиков гитарной техники, то виден некий шаблонный путь, типа: Был гитаристом в некой школьно-студенческой группе, интересовался электроникой, пытался делать что-то, чтобы гитара звучала лучше. Потом сделал, усилитель или педаль, как правило, в гараже, подвале или на чердаке своего дома. Звучание получилось замечательным. Появились заказы, сначала от друзей, потом, уже слава вышла за пределы города. Так появилась небольшая мастерская, которая выросла с годами в огромное производство... Что касается Сергея Богучарова, то его жизненный путь близок к этому "шаблону", но только в начальной стадии, в первой части. Надо учитывать, что он создавал свои изделия в совершенно других условиях, можно сказать враждебных нормальному производственному бизнесу. Надо было не только бороться с законами физики и электроники, но и отдавать огромную часть сил на борьбу сначала с государственной системой, а потом с рыночным хаосом и беспределом. Добавьте к этому нашу "советскую" закомплексованность, при которой обожествлялись любые "фирменные" изделия, а свои называли просто "самопалом". Работать в таких условиях и суметь делать продукты мировых стандартов заслуживает уважения! Сейчас гитарные разработки Сергея Богучарова еще больше привлекают в себе внимание. Мне кажется, что именно сейчас музыканты постепенно будут поворачиваться к нашим аналоговым приборам. Гитаристы за 10 лет вдоволь наигрались на фирменных "примочках" и процессорах. Что-то оставляли, что-то продавали, меняли, вообщем, искали лучшие варианты создания звука, тем самым, накапливали знания и опыт. Наши современные музыканты уже научились оценивать звук не по названию фирмы или рекламному буклету, а по реальному звуку и возможностям. И эффекты, сконструированные Сергеем Богучаровым, не только конкурентоспособны, но и во многих отношениях выигрывают, лучше сказать, они имеют свое лицо, свой индивидуальный характер звука, что наиболее ценно именно для гитарной педали. Итак, у нас в гостях Сергей Богучаров. Интервью с Сергеем БогучаровымСергей с чего началось твое увлечение электронной техникой? Как-то в далёком 1974 году в зимнем пионерлагере "Связист" я случайно услышал группу Pink Floyd, альбом "Dark Side of the Moon". Это была запись с катушечного магнитофона довольно плохого качества, но, тем не менее, это перевернуло всю мою жизнь. Я был просто поражен космическим звуком гитары и мне так захотелось, хоть как-то, приблизить звучание своего инструмента (если это можно было назвать инструментом) к такому уровню! Я уже играл на гитаре и потихоньку занимался электроникой: посещал детскую библиотеку, и, в основном, пытался делать электронные игрушки, далёкие от музыки. И вот, как я услышал Pink Floyd, "крыша" у меня "уехала", и с этих пор я стал уже целенаправленно и довольно серьезно заниматься электроникой именно по гитарной теме. Сначала я собирал и делал эффекты, используя все схемы, которые печатались в журналах "Радио" и "Радиолюбитель" - единственные официальные источники, которые давали хоть какую-то информацию. Конечно, по этим скудным материалам звук гитары моей любимой группы я так и не нашёл. Тогда я стал пытаться придумывать схемы сам. Для этого неизбежно пришлось глубоко изучать теоретические дисциплины. Так я залез в дебри физики и электронного проектирования. Постепенно стал понимать, что к чему: какие факторы влияют на звук, как складываются гармоничные сигналы, какие бывают гармоники, какие из них самые музыкальные и приятные на слух (или наоборт) и т.д.. В свои 18 лет я уже сделал свой первый набор эффектов, в котором уже была педаль громкости, "квакушка", Over Drive и Distortion. Ревербератор я сделал на ламповом магнитофоне "Нота 303". В целом гитарная экипировка получилось довольно крутая, если учитывать то время. Вот с этим всем набором я и уехал служить в армию. Как многие музыканты ты служил в оркестре? Да, в 14 лет я, помимо гитары, также стал учиться играть на трубе в институте народного творчества. А в 17 лет я уже был вторым корнетом в оркестре А.Хачатуряна. В армии я также все два года играл на трубе в оркестре и на соло гитаре в офицерском кафе на танцах. В армии я не прекратил заниматься гитарной электроникой, хорошо, что обстоятельства моей службы мне это делать позволяли. Что касается дальнейшей профессиональной музыкальной карьеры, то после армии я пытался поступить в Гнесинку, но не прошел по конкурсу. А вот электронно-техническая сторона моего дела неожиданно дала плоды. Я, можно сказать, случайно попал на оборонное предприятие в качестве сборщика-монтажника в опытную лабораторию. Здесь разрабатывать гитарные эффекты мне было намного удобнее, т.к., во-первых, там была мощная элементная база, во вторых - наличие профессиональных приборов, в третьих - очень грамотные специалисты-электронщики. Если я что-то не понимал, они мне очень грамотно и чётко растолковывали. Это был для меня бесценный опыт, который определил мою производственную линию - делать все качественно и надежно. Во времена "холодной войны" лучшие умы работали на оборонных предприятиях, разрабатывая новые виды оружия для защиты завоеваний социализма. Но ты, я знаю, здорово пострадал в свое время за рок-н-ролл! Да, я пошёл учиться, т.к. необходимо было получать высшее образование. Учеба для меня была не просто ради "корочки". Интерес к фундаментальным наукам, а также к прикладным дисциплинам у меня был вызван практической необходимостью для возможности профессионального конструирования новых музыкальных устройств. Без специальных знаний в этой области рассчитывать на большие перспективы не стоит. Любая педаль эффектов разрабатывается по законам, а не просто "методом тыка". А на счет страданий за рок-нролл, то это было со многими моего музыкального окружения. Рок-н-ролл был в андеграунде и не вписывался в тогдашнюю жизнь. Меня с треском выгнали из комсомола, т.к. я ходил с длинными волосами (хиппи) и играл в группе Миссия, которая отличалась от тогдашних ВИА. Комсомольские активисты почему-то не понимали, как я могу променять комсомольский субботник (!) на какой-то полулегальный концерт. Перестройка, по идее, должна была открыть перспективы развития производственного бизнеса. Как ты начал заниматься производством уже официально? В 1985 году я стал заниматься ламповой техникой и через год понял, что это никому уже не нужно, кроме самого себя, т.к. появились примочки BOSS, а весь наш "самопал" сошёл на нет. Конкурировать с фирмами-гигантами не под силу: Тем более, что все наши гитаристы стали стремиться приобретать исключительно фирменное оборудование, думая, что в этих фирменных устройствах и есть секрет звука западных музыкантов. Но, тем не менее, на концертах многие гитаристы интересовались моим звуком. Я тогда уже собирал ламповые драйвы и дисторшны, - экспериментировал с разными схемами, изучал их возможности, т.е. какой они могут дать звук в различных режимах. Все свои разработки я показывал музыкантам и мы испытывали их на концертах, ведь я в то время вплотную работал с группой Азимут и с Московским Рок клубом, который возглавлял А.Градский. Ты участвовал в разработках звукоусилительного оборудования на знаменитой чешской фирме "Тесла", которая хорошо известна музыкантам старшего поколения... Да, в 1990 году, когда с меня сняли секретность (после работы на оборонном предприятии), я уехал работать в Прагу на фирму Тесла, по обмену опытом разработки звуковой радиоэлектронной аппаратуры. Там я получил неплохую школу и смог реализовать некоторые свои идеи и разработки. Но все же мне хотелось работать в России для наших гитаристов. И по возвращении из Чехии в 1992 году стал работать с магазином "Слами", который тогда располагался ещё на 2ой Брестской улице. Там я смог выставлять свою продукцию, которую делал малыми партиями. Во многом хочу им выразить большую признательность и благодарность за поддержку и внимание. Поверьте, что во времена всевозможных путчей и политического бардака заниматься производством (практически в одиночку) было очень трудно. К нашим отечественным "товарам" многие бизнесмены относились как некондиционному "самопалу", хотя это далеко не всегда так. Но постепенно твои гитарные педали стали пользоваться популярностью. Как ты думаешь о чем это говорит? Наши гитаристы поверили в то, что "самопал" может звучать также хорошо как "фирма"? В 1995 я открыл гитарный отдел в Д.К. им. Горбунова, где демонстрировал свои эффекты, музыканты сравнивали их с импортными аналогами, и довольно-таки часто покупали мои эффекты, т.к. звук у моих педалей, судя по мнению многих опытных гитаристов, имеет собственные отличительные характеристики, чем у других. Это достигается тем, что я применяю много нестандартных решений, которые нарабатываются с собственным опытом и по откликам музыкантов. Да и многие музыканты постепенно поняли, что звук гитары делают не только примочки, но и руки музыканта. Приборы, различные приспособления могут только давать возможность получения того или иного звучания. Кроме этого многие гитаристы, переиграв на фирменных гитарных устройствах, закономерно приходили к мысли, что нужно искать свое собственное звучание. А свое собственное звучание на стандартных устройствах найти очень трудно, надо искать что-то новенькое. Мои же разработки, с одной стороны, дают весь спектр классического электрогитарного звука (напрвленности к "тяжелой" рок-музыки), с другой, я стараюсь музыканту дать возможность искать свое звучание. Иногда, слушая радио или пластинки, я слышу звук, который дает моя педаль. Это очень приятно, конечно, но главное то, что педали сделанные мной, имеют собственную породу! Помимо разработок оборудования ты применяешь необычную маркетинговую политику для продвижения своих эффектов - еженедельные демонстрации своего оборудования, а также личное общение с покупателями. Как ты пришел к этому, насколько это эффективно? Да, жизнь заставила меня не только сидеть за чертежами, заниматься проектированием и управлять производством, но и доводить "товар" до музыкантов. Как я уже отмечал, я не могу конкурировать с крупными фирмами, которые имеют огромные рекламные бюджеты для продвижения своих изделий, которые имеют также дилерскую сеть и т.д. Поэтому я выбрал другой путь. После того, как в 2000-м году "Горбушку" закрыли, я стал, с разрешения руководства, лично демонстрировать свои педали в магазине Слами. Это дает ряд преимуществ. Музыканты могут со мной пообщаться, задать вопросы, послушать устройства в разных режимах и на этой основе составить мнение. Кроме этого, гитаристы получают техническую поддержку производителя, а также гарантию. Мне кажется, что такая форма работы с покупателями самая эффективная для фирм, выпускающих специфические устройства малыми партиями. В настоящее время в продаже появилось масса устройств западных производителей, в которых горит лампа и по заверениям разработчиков данный прибор ламповый. Причем все это сконструировано так, что эта горящая лампа выведена на главную панель, чтобы было ее лучше видно. А на самом деле многие (конечно не все!!!) производители, особенно очень дешевого оборудования, это делают только для привлечения внимания музыкантов - лампа если и играет какую-то роль в звуке, то уж точно не главную. Я с этим сталкивался неоднократно! Дурят нашего брата горящими лампочками! Что ты скажешь по этому поводу? По поводу других ламповых педалей могу сказать следующее. Так как у меня большой опыт работы с лампами, я знаю точно, что на одной лампе нельзя сделать ламповый Over Drive или Distortion. На одной лампе можно сделать Preamp (предварительный усилитель) или компрессор, кстати, многие музыканты путают Preamp с устройствами-исказителями. Я обычно использую две лампы и более, исключение составляет гитарная приставка Cyclops, в которой стоит одна лампа и она работает как Preamp, остальные каскады собраны на полевых матрицах. Некоторые музыканты, покупая импортные "ламповые" приставки, здорово переплачивают, видя, что в них встроена лампа, а вот что она там делает, они не знают. Вообще, им это знать и не нужно, главное, чтобы нравился сам характер звука. Можно и на обычных микросхемах собрать приставку с ламповым оттенком звука. Для этого можно руководствоваться диском "Гитарная электроника, коллекция схем". (Информационный центр "Guitar Studio"). В разделе Preamp можно найти гитарные схемы распространённых фирм как Mesa Boogie Vtvin preamp, Hughes & Kettner Tubeman2 и т.д. там все можно увидеть и понять как работают те или иные устройства и "сколько" в них реальной лампы. Но, повторюсь, музыканты все же должны более опираться на свои чувства, а не на схемы и "клевать" на красивые слова, типа "ламповый". Есть транзисторные разработки, которые звучат в некоторых случаях лучше ламповых: Но выдавать транзисторный прибор за ламповый, подменять понятия, проще говоря, в какой-то степени обманывать покупателя, на мой взгляд некорректно. Я лично никогда этого не делаю и мои чисто ламповые устройства, действительно ламповые: А об эффектах, где используются транзисторные или гибридные технологии, которые, кстати, имеют свои прелести звука, есть вся информация - и от меня лично, или в интернете, где детально описаны все мои педали эффектов. Ты выпускаешь в свет исключительно свои разработки или иногда используешь "фирменные" схемы? При разработках я, в основном, делаю звук, исходя из собственного опыта и, как он показывает, делается это не зря. Бывает, что у меня хотят заказать копии, каких либо известных фирм, но я этим не занимаюсь по двум причинам: во-первых, у меня нет времени на переделку данных образцов, во-вторых, зачем делать то, что уже сделано другими. Это совершенно нецелесообразно. Наиболее перспективный путь для всех отечественных разработчиков, как мне кажется, найти свой звук, свои отличительные признаки, чтобы твои приборы звучали как-то особенно. Конечно, в некоторых моих педалях используются фирменные комплектующие, например, микросхемы фирм Analog Devices, Holtek, Motorola, Thomson, Maxim. Кроме этого я разработал свой собственный чип на полевых матрицах. Что касается ламп, то я использую только отечественные лампы, которые прошли специальные тесты, сохранившиеся от "военной" госприемки. Это гарантирует качество и долговечность работы ламп. Что касается поиска своего звука, то я полностью согласен. Тем более серьезные гитаристы редко ограничиваются только одним каким-то дисторшном или овер драйвом. Педалей чем больше - тем лучше, так как даже один необычный звук, найденный при помощи какой-либо педали уже окупает ее стоимость. Над чем ты работаешь сейчас? В скором времени в серию будут запущены следующие приставки: это новая модель лампового преампа и овердрайва STP1. Кроме этого, музыканты давно ждут модель SТР5, следующий вариант трёхканальной ламповой приставки STP6 и четырёхканальной STP7. Также планируется выпуск отдельного лампового преампа, и отдельный ламповый компрессор. Будет выпущен аналоговый ревербератор и гитарный аналоговый синтезатор-орган (название ещё не придумано). В будущем хочу сделать аналоговый процессор с цифровым управлением. Да, планы большие. И это не может не радовать гитаристов, которые находятся в поисках своего звучания. А кто сейчас играет на твоих педалях? На данный момент мои эффекты используют очень многие группы и музыканты: В.Кузьмин, Т.Квителашвили, В.Михайлов(SAX), А.Кравченко (гр.Guarana), С.Филлипов, Б.Булкин, гр.Boney Nem, гр.Melancholy и т.д. Перечислить всех музыкантов, конечно, я не смогу. Сергей! Большое спасибо за столь интересное интервью! Я как гитарист и как сотрудник авторитетного журнала IN/OUT хочу пожелать тебе дальнейших успехов в твоем созидательном труде! Вместо заключенияВ заключении хочется отметить немаловажный факт. Так летом 2003 года мы с Сергеем Богучаровым участвовали в выставке музыкальных инструментов MusikMesse в Санкт-Петербурге. Я постоянно наблюдал за небольшим стендом Сергея откуда в рамках дозволенной громкости шло своеобразное рычание гитары. А вокруг постоянно стояла толпа, и какая толпа! Преимущественно мальчишки от 13 до 18 лет! Кто-то может удивиться, а что здесь такого? Ну и что же это все значит? Мне кажется, что это символично: Ведь эти мальчишки и будут создавать уже свою, новую музыку. И то, что у них огромный интерес к "примочкам" Сергея Богучарова говорит о том, что у нашей отечественной аналоговой продукции есть спрос, есть перспективы, есть будущее! Ссылки |
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |