| |||||||||||||||||
Статьи / Итоги всероссийского конкурса гитаристов "Многоликая гитара 2004"Автор: Дмитрий Малолетов В апреле 2004 года в Москве в Государственном музыкальном училище эстрадно-джазового искусства прошел ежегодный гитарный конкурс "Многоликая гитара". Этот конкурс молодых гитаристов как и в прошлые годы открыл новые яркие имена... Конкурс "Многоликая гитара" является, по сути, единственным гитарным событием в России такого уровня, где гитаристы разных жанров могут проявить свой талант и как-то заявить о себе. Благодаря усилиям Михаила Суджана, известного джазового гитариста и педагога ГМУЭДИ, при поддержке дирекции этого учебного заведения и всех педагогов училища, конкурс набрал силу и приобрел статус крупнейшего ежегодного события в гитарном мире нашей страны. Из года в год конкурс дарит нам ярких музыкантов, которые, благодаря этому форуму, получают известность и сразу вступают в водоворот музыкальной жизни. Самое главное, что гитарный конкурс имеет действительно много граней, многоликость. Для престижного музыкального училища это своеобразный просмотр и предварительный отбор будущих студентов. Многие конкурсанты по приглашению училища впоследствии превратились в студентов и будучи в стенах этого заведения уже стали авторитетными известными музыкантами, играя в разных музыкальных коллективах. Гитаристам польза от конкурса в том, что они имеют все шансы проявить свой талант и яркие личности никогда не будут незамеченными. Хотя данный конкурс не особо освещается в массовой прессе, профессиональные издания, а также гитарные интернет сайты проявляют живой интерес к этому событию. Многие специалисты, из года в год следящие за конкурсом, не могут не отметить, во-первых, явный рост молодых музыкантов в плане исполнительной техники, во-вторых, определенную зрелость в стилевом отношении. Особенно радует тенденция в среде джаз и фьюж гитаристов. И конечно, традиционно сильная классическая школа не может не вызывать положительных эмоций. Многие молодые классические гитаристы, выступающие на конкурсе, уже сейчас могут достойно представлять нашу страну на международном уровне. Кроме этого, из года в год растет число участников, что говорит о развитии конкурса не только, как было отмечено выше, в качественном, но и в количественном отношении. Отдельно хочется отметить компанию AT&Trade, которая является генеральным спонсором конкурса и предоставляет не только ценные призы победителям, но и обеспечивает техническое обеспечение в проведении фестиваля. В этом году специалисты компании выставили качественный звук, который дал комфортное прослушивание конкурсантов не только зрителям, но и членам жюри. Конечно, гитаристы с оптимизмом смотрят в будущее, видя, что крупнейшая музыкальная компания России проявляет заинтересованность и внимательно следит, а главное, помогает молодому поколению музыкантов. Словом, конкурс "Многоликая гитара" активно развивается и имеет только положительные тенденции во всех направлениях. Несколько слов о членах жюри. Председатель жюри Заслуженный артист России А. Гарин - заведующий кафедрой ГМУЭДИ, Народный артист России А. Кузнецов - самый известный российский джазовый гитарист, М. Суджан - педагог ГМУЭДИ, Заслуженная артистка В. Фадеева - известная классическая гитаристка, выдающийся педагог, А. Кутейников - педагог ГМУЭДИ, Н. Петров - преподаватель бас-гитары ГМУЭДИ, а также Д. Четвергов - один из лучших отечественных рок-гитаристов. В состав жюри был приглашен и автор данной статьи. Как видно из названия данного форума задача конкурса дать возможность гитаристам проявить себя во всех жанрах гитарного искусства. В этом году конкурс прошел в следующих номинациях - классическая гитара, джазовая, рок, фьюжн, акустическая гитара, бас-гитара. Таким образом, на конкурсе отражен весь спектр современного гитарного искусства. По традиции конкурс проходит в два тура. В первом туре выявляются самые яркие музыканты, во втором уже идет борьба за места. Уже первый тур выявил неординарных гитаристов, явных претендентов. Так в номинации "Джаз" лично я пришел в изумление от игры Андрея Карлышева, гитариста из Екатеринбурга, в совершенстве владеющего техникой TouchStyle. Вообще эту технику игры, которая еще вчера считалась необычной, продемонстрировали многие гитаристы. Владимир Панов, исполнивший прелюдию До-минор Баха, просто шокировал многих коллег, т.к. это произведение на гитаре, насколько мне известно, мог сыграть только Владимир Ткаченко, стоявший у истоков развития этого стиля игры. Я думаю, что этот музыкант еще заявит о себе в будущем. Также интересные авторские композиции тэппингом сыграл Алексей Коротков, проявив гармоническую изобретательность и оригинальное композиционное мышление. Во всех номинациях за выход в "финал" была достаточно жесткая конкуренция. Второй тур также прошел с определенной интригой. Так Антон Баранов, гитарист приехавший на конкурс из Череповца (где он учится, сам он из Вологды), из-за просроченного паспорта в первый день попал для разбирательства в милицию и пропустил первый тур. Казалось, что из-за этой нелепости музыкант пропустит конкурс, к которому готовился много лет. Жюри, понимая это, решило прослушать его программу во второй день, вместе с финалистами. И здесь произошло чудо. Антон Баранов просто поразил всех своей вдохновенной и очень техничной игрой. Особенно хорошо была исполнена оригинальная композиция современного композитора Б.Терци "Карильон". Необычность этой композиции в том, что правая рука извлекает флажолеты, а левая одновременно играет мелодию приемом легато, без помощи правой руки. Получается звучание, как бы двух гитар. И все это играется на классической гитаре, с нейлоновыми струнами, что довольно сложно. И по единогласному решению жюри этому музыканту был присужден Гран-при конкурса.
Очевидно, что Антон Баранов имеет большое музыкальное будущее и все мы уверены, что заслуженная победа на этом конкурсе для молодого классического гитариста станет стимулом для будущих творческих достижений. И, конечно, особо хочется отметить педагога Студинова Е.В., который подготовил такого прекрасного музыканта (еще один ученик Е. Студинова занял второе место. См. ниже. В следующий номер IN/OUT готовится интервью, где вы сможете более подробно познакомиться с творчеством этого замечательного гитариста и педагога).
В номинации "классическая гитара", как было отмечено все конкурсанты были на очень высоком уровне. Российская школа классической гитары имеет глубокие корни и традиции. Вот, например, А. Ф. Гарин, председатель жюри, учился у Иванова-Крамского, известного русского классического гитариста, а тот, в свою очередь, у Агафошина, стоявшего в основании современной отечественной гитарной школы. Сам же Агафошин ученик самого Сеговии, человека-легенды, который классическую гитару вывел в большие концертные залы и расширил границы этого инструмента. Все эти музыканты передают свой опыт следующим поколениям и это и есть "школа", которой можно только гордиться и которую, кстати, надо беречь на государственном уровне. Срубить это "дерево" очень легко, гораздо труднее потом пытаться "догнать и перегнать Америку"... Удивительно, но на некоторые международные конкурсы наших молодых классических гитаристов просто не допускают, т.к. конкурировать с ними могут немногие. (Быть может такие времена наступят для России и в джазе и в роке...) Первое место в номинации классическая гитара занял Никита Болдырев (Москва), совсем еще юный гитарист, который уже в свои годы является зрелым музыкантом, имеющим в своем активе различные победы на конкурсах классических гитаристов. (Никита Болдырев ученик А. Гарина).
Второе место поделили Дешура Павел (Москва) и Манов Сергей (Череповец) тоже прекрасные гитаристы, проявившие не только великолепную технику исполнения, но и зрелую музыкальность.
Третье место поделили Ирина Нахумова (Александров) уже неоднократная лауреат конкурса "Многоликая гитарf" и Заболотин Павел (Москва). То что жюри решило вручить две вторые и две третьи премии говорит о том, что во время обсуждения было очень трудно кого-то выделить. Все решали очень мелкие нюансы, а в целом уровень конкурсантов был очень ровный. Самая многочисленная компания собралась в номинации "Рок-гитара". Конкурсанты этой номинации всегда вызывают самые противоречивые суждения. К сожалению мы не можем похвастаться школой рок-гитары. Однако последние годы наметился явный прогресс. Во-первых, сейчас можно найти огромное количество специальной литературы (а также видеопродукции) и освоить многие технические моменты игры самостоятельно. Добавить сюда следует то, что последнее время в Москве проходят концерты и главное мастер-классы знаменитых музыкантов (только за последние пол-года в Москве выступали Скотт Хендерсон, Джо Сатриани, Грэг Хоу, Фрэнк Гамбале, Би Би Кинг, Джордж Бэнсон и др.). Во-вторых, в настоящее время каждый гитарист имеет возможность приобрести качественные инструменты и оборудование, что для предыдущих поколений гитаристов было лишь несбыточной мечтой. Но главное, появились замечательные педагоги, такие самородки, которые с первых дней игры на гитаре "ставят" учеников на правильные рельсы. Так, член жюри Александр Кутейников как педагог ГМУЭДИ и рок-лицея "Красный Химик", уже подготовил большое количество гитаристов, которыми мы в будущем может быть будем гордиться (читайте об этом музыканте и педагоге отдельную статью). В этом году в целом рок-гитаристы были выше по уровню музыкантов предыдущих конкурсов. Первое место было решено вручить студенту ГМУЭДИ Михаилу Санку (Тюмень), который прекрасно показал себя не только как исполнитель, но и как автор оригинальных композиций. Второе место занял Александр Горячих, молодой гитарист из Иркутска (первокурсник ГМУЭДИ), который исполнил сложнейшие произведения Стив Вая (и других гитаристов мирового уровня) на отличном звуке и технике. Третье место поделили Сергей Орловский (Москва), Изотов Олег (Москва) и Игнатьев Михаил (Муром).
Так гитарист из старинного русского города Мурома блестяще продемонстрировал попури в неоклассическом стиле, чем снискал множество аплодисментов в зале. Да, любят неоклассику на Руси. Хочется пожелать этому гитаристу дальнейших успехов в творчестве. Что касается Сергея Орловского и Изотова Олега, то эти гитаристы, несмотря на свой возраст (16 и 17 лет) уже достаточно хорошо известны в гитарном мире. Это уже новое поколение музыкантов, которые в свои годы не только не уступают патриархам отечественной рок-гитары, но и во многом превосходят их как по технике игры, так и по композиционному и импровизационному мышлению. Номинация "Фьюжн" тоже каждый год дарит сюрпризы. Так получается, что в эту номинацию попадают музыканты, которые по своему музыкальному мышлению "переросли" пентатонический рок. Радует и то, что очень хорошо себя показали не только москвичи, но и гитаристы из других регионов России. По решению жюри второе место поделили два гитариста Бондаренко Роман (Нальчик) и Настаев Алим (Ростов-на-Дону) (первое и третье место решили не присуждать).
Особо хочется отметить номинацию "Джаз", которая явно прогрессирует и выявляет будущих джазмэнов высокого профессионального уровня. Блестящая игра Рощупкина Сергея (Старый Оскол) сразу заставила обратить на себя внимание. Этот талантливый гитарист, имея блестящую школу классической гитары, в скором времени без сомнения войдет в высшую лигу джазовой гитары России. Особо хочется отметить единственную джазовую гитаристку, очень привлекательную девушку, которая на высоком уровне соревновалась в этом, казалось, бы мужском жанре (даже в США, на родине джаза, чистых джазовых гитаристок встретить очень проблематично). Аникина Екатерина (Москва) поделила второе место с Карлышевым Андреем (Екатернбург), который поразил своей техничной игрой приемом TouchStyle. Третье место поделили Мочуленко Анатолий (Москва) и Юняев Раис (Москва) Хочется отметить ансамбль Ильи Труханова, который выступил в номинации "Акустическая гитара". Вообще Илья Труханов уже зрелый гитарист, концерты, которого проходят во многих престижных клубах и концертных залах. В этом году он показал новые грани своего творчества, проявив себя не только как гитарист-виртуоз, но и как композитор, сочиняющий оригинальные композиции. Третье место в номинации "Акустическая гитара" занял дуэт (гитара - домра) Осадчая Оксана и Агафонова Екатерина (Подольск). Следует особо отметить этих двух очаровательных девушек, которые очень выделялись на общем фоне безукоризненной исполнительской культурой. Я надеюсь, что этот дуэт еще не раз порадует слушателей своей прекрасной музыкой и исполнением. И в конце хочется остановиться на номинации "Бас-гитара", которая была введена в прошлом году и сразу подарила ярчайшего музыканта Антона Давидянса, который завоевал Гран-при. В этом году эта номинация подарила новую восходящую звезду, удивительную бас-гитаристку, Викторию Короткову (Ставрополь). От информационного спонсора конкурса крупнейшего гитарного сайта www.guitarplaer.ru Виктории был присужден титул "Мисс Бас-гитара 2004". Кстати, титул Мисс Рок-гитара 2002, врученный Елене Сигаловой два года назад, до сих пор имеет свой статус и мы будем всячески поощрять девушек-гитаристок, которые приобретают титулы не только за счет внешних данных, но непосредственно своими руками, своим талантом. Виктория Короткова после конкурса просто ворвалась в бас-гитарную элиту России. (Более подробно о Виктории Коротковой читайте в отдельной статье в этом номере). Итак, очередной конкурс завершен. Конечно, от лица всех российских
гитаристов хочется выразить огромную благодарность Михаилу Суджану, как
основателю и организатору этого конкурса, руководству ГМУЭДИ, членам жюри,
а также компании AT&Trade, генеральному спонсору этого гитарного праздника.
Я уверен, что это созидательное дело, которое уже сейчас дает плоды,
приложенные усилия всех, кто в какой-то степени принимал участие в
организации и проведении этого конкурса, не пройдут бесследно. А новым
именам, гитаристам поколения 2004, хочется пожелать счастливого творческого
пути!
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |