Статьи / Конкурс "Многоликая Гитара" глазами участника
Автор: Елена Сигалова
Фоторепортаж
Вообще то, строго говоря, этот фестиваль не был первым. Сначала был
фестиваль "Гитара 2000", а год спустя - "Гитара 2001". Эти два фестиваля
проходили "под крышей" ГМУЭДИ, но при этом были открытыми - то есть в них
мог принять участие любой желающий. Все это нелегкое дело практически в
одиночку сделал М.А.Суджян, известный педагог и великолепный гитарист.
В жюри, кроме М.А. Суджяна были:
- Гарин А.Ф., Заслуженный артист России (классика)
- Фадеева В.Е. Заслуженная артистка России (классика)
- Кузнецов А., Народный артист России (джаз)
- Д.Четвергов, лауреат многочисленных конкурсов
- Д.Малолетов, лауреат многочисленных конкурсов
- Кутейников А.Ю., педагог ГМУЭДИ. Также он вел мастер класс гитары по приглашению Лондонского филиала Музыкального института (MI)
"Многоликая Гитара" отличалась от предыдущих фестивалей более высоким
статусом - этот фестиваль был уже всероссийским и проходил при поддержке
Министерства Культуры РФ. Очень вырос уровень организации, появилась
информационная поддержка - журнал IN OUT. В жюри вошли ведущие российские
гитаристы. И - с точки зрения участника - очень вырос уровень конкурсантов!
То как играли в этом году даже нельзя сравнить с тем что было год назад.
Ну а теперь непосредственно о самом мероприятии. Фестиваль проходил с 25
по 29 мая в зале ГМУЭДИ, в конкурсе было 4 номинации - классика, джаз,
фьюжн и рок. В 1 день проходил 1 тур у классиков, во 2 - 1 тур в джазе и
фьюжне, в 3 - в роке. 28 мая состоялся второй тур по всем четырем
номинациям. 29 мая - галаконцерт, в котором принимали участие лауреаты и
члены жюри.
Фестиваль был тяжелым, потому что играли все очень хорошо. Среди
конкурсантов было несколько уже вполне профессиональных музыкантов, но
волновались они не меньше, чем те, кто вышел на сцену в первый раз. А таких
тоже было много. Например, в номинации Рок второе место занял паренек 13
лет, к сожалению я не помню его имени. А играл он вполне серьезный,
"взрослый" репертуар - например Satch Boogie. Ни фига себе, а?

На фото: Елена Сигалова в основном туре
Тем не менее, несмотря на жесткую конкурсную борьбу, закулисная
обстановка и отношения между участниками были очень душевными. Было
выделено несколько свободных кабинетов, чтобы люди могли отдохнуть и
разыграться перед выступлением - там происходил бесконечный джем,
начинавшийся с началом конкурсных прослушиваний и заканчивавшийся только
тогда, когда кабинеты уже нужно было запирать. Ну и как всегда, гитарные
разговорчики типа - не чем играешь, да сколько стоит, да вот посмотри как я
умею, а я вот тут фишку снял:. Короче, сами знаете. Никакой агрессии,
злости между соперниками. Пиво пить - все вместе!
Одной из ценнейших и уникальнейших идей фестиваля стало обязательное
выступление на галаконцерте ВСЕХ членов жюри. Чтобы не возникало вопросов
типа "А судьи кто ?". Это было очень важно для участников конкурса -
когда после тебя самого на ту же сцену выходят мэтры и играют через тот же
комбик, тот же усилитель, и звук рулит тот же звукооператор ! На
галаконцерте мне пришлось играть дважды. Первый раз сольно, а второй в
составе группы моего педагога "Налей" - в рамках уже его выступления.
Недостатки фестиваля мне оценивать очень сложно, так как я знаю, с каким
трудом все это организовывалось и каких усилий стоило. Так что все, что я
сейчас скажу, я скажу с большим уважением и благодарностью к организаторам.
Во-первых: конечно, зал ГМУЭДИ слишком мал для подобных мероприятий. И
еще у зала есть тот недостаток, что единственное место, где можно
расположить стол жюри находится прямо напротив входной двери; и поэтому в
течение всего времени концерта люди, желающие войти в зал или выйти из него
ходят прямо перед носом комиссии, да еще и вдобавок между комиссией и
сценой. Во-вторых: лично мне очень жаль, что на фестивале не было "премии
зрительских симпатий". Иногда такие люди на сцену выходят:даже не знаю, как
объяснить. Человек может играть очень плохо, но при этом запомниться
публике - внешностью, поведением на сцене, своей музыкой:Такие люди очень
оживляют некоторую монотонность, свойственную большинству музыкальных
конкурсов, веселят людей и в зале и в жюри, и , как правило, не занимая
призовых мест срывают самые громкие аплодисменты:. Ну и в-третьих: о
больном: - то есть о работе звукооператора. Я понимаю, что сидеть за
пультом 5 дней подряд по 6 часов - адова работа, уши к концу дня "садятся",
и прочая и прочая:. Может, имеет смысл подрядить двух человек, чтобы они
могли сменять друг друга ? Или может быть есть еще какое то решение: Эмоции
оставлю при себе, чтобы не обидеть человека, который, несмотря ни на что,
мужественно "рулил" весь фестиваль. Не знаю, выдержала ли бы я на его
месте...

Группа "Налей" на галаконцерте.
Слева направо: Лайла (бэк-вокал), Кутейников А.Ю. (гитара), Белоброва Е.Ю.(основной вокал), Елена Сигалова, Аля Сорокина (бэк-вокал).
А самое главное - мне очень хотелось бы, чтобы этот фестиваль
действительно помогал талантливым людям добиться признания. Мне кажется,
что самой лучшей наградой для победителя была бы возможность записать и
выпустить ну, если не альбом, то хотя бы пару композиций. Мечтать, как
говорится, не вредно... И несмотря на все вышесказанное - ОГРОМНОЕ СПАСИБО
ЛЮДЯМ, ОРГАНИЗОВАВШИМ ЭТОТ ФЕСТИВАЛЬ И ЛИЧНО М.А. СУДЖЯНУ !!! Это
действительно был настоящий праздник гитары ! От души желаю "Многоликой
Гитаре" долгой жизни и надеюсь, что настанет день, когда ни у кого больше
не останется никаких предложений и пожеланий!
Ну а теперь пару слов о моем выступлении. Вообще, на мой взгляд, никакой
конкурс исполнителей не может быть в полной мере объективным. И дело здесь
вовсе не в честности и добросовестности жюри.
Любой конкурс - это битва. И чтобы ее выиграть, недостаточно быть просто
хорошим воином (то есть просто хорошо играть). Нужно быть еще и стратегом
- уметь правильно подобрать и выстроить репертуар; а кроме того нужно быть
психологически готовым к борьбе. "Многоликая Гитара" - не первый фестиваль,
в котором я принимала участие. Я много раз видела, как очень круто играющие
люди проигрывали только потому, что самые эффектные произведения они
сыграли в первом туре, а на втором были вынуждены играть то, что осталось;
или потому, что были не в состоянии собраться с силами и после блестящего
выступления на первом туре второй заваливали напрочь.
Поскольку главная задача первого тура - просто пройти во второй, мое
выступление в первом туре было, ну, скажем так, достаточно традиционным -
вышла, сыграла, ушла. Нужно было просто сыграть на крепком среднем уровне.
Никакого особенного выпендрежа, не считая костюмчика в стиле "немного
секси".
На второй тур я оставила две своих вещи - свой материал всегда
приветствуется. Но этого было мало. Мой педагог А.Ю.Кутейников сказал мне:
"Чтобы фестиваль принес действительно реальный результат, недостаточно
просто занять призовое место. Нужно произвести впечатление, запомниться,
нужно отличаться от всех остальных чем то еще, помимо половой
принадлежности. Необходимо придумать фишку". Ну и мы придумали.
Немного секси костюмчик дополнился горящими по очереди рожками. Такая
получилась, немного демоническая девчонка. И еще нарулилась одна идейка, но
там уже одной было не справиться. Так что огромное спасибо моим друзьям,
которые помогли мне ее реализовать. Идея заключалась в следующем: во время
исполнения второй композиции на заднем плане появлялась призывного вида
девушка из "группы поддержки", которая исполняла разные танцевальные
движения и держала в руках огромный плакат с надписью APPLOUSE. Бэк
вокалистка нашей группы по имени Лайла справилась с этой ролью настолько
блестяще, что мое присутствие на сцене было уже необязательно (шутка, но
получилось и правда здорово). Смеялись все - и зал и жюри. Мне, правда,
подумалось: "Если у кого то из комиссии проблемы с чувством юмора, то меня
вполне могут дисквалифицировать за такие вот "фишки"" Но потом пришла
другая мысль: "Меня конечно могут дисквалифицировать, но забыть то уж точно
не получится ! Чего я собственно говоря и добивалась". Но чувство юмора у
всех оказалось в полном порядке, так что все кончилось хорошо.

Диплом Елене Сигаловой вручает Гарин А.Ф. На заднем плане слева направо - Суджян, Четвергов, кусочек Кутейникова, и человек из фирмы "Мьютек"(фирма-спонсор фестиваля, российское представительство "Роланд-Босс")
Ну и в заключение мне хотелось бы сказать то, что не удалось сказать во
время церемонии награждения на самом фестивале. (Был очень плотный график,
если бы все толкали речи, то кто-нибудь не успел бы сыграть на
галаконцерте). Спасибо великолепным гитаристам, которые были в составе жюри
и которые сочли меня достойной первого места. Спасибо моему педагогу
А.Ю.Кутейникову - человеку, которому я обязана всем, что умею. Спасибо моим
друзьям ( и вашему форуму в том числе) за помощь и поддержку. И огромное
спасибо моим соперникам - играть на одной сцене с такими музыкантами было
для меня большой честью и незабываемым удовольствием.
Посмотреть еще фотографии с конкурса
 |
|