Статьи / Обзор CD "GHS 3"
Автор обзора: Виктор Глейм
Дата издания: 20 Авг, 2002
Издатель: Tone Center
Жанр: Фьюжн
|
- All In Your Head (Gambale, Hamm) (7:41)
- The Great Roberto (Hamm, Smith) (8:09)
- Confuse-a-Blues (Gambale) (9:43)
- Saving Grace (Gambale) (7:34)
- Culture Clash (Smith, Burman) (3:37)
- Geo 100 (Hamm, Gambale) (9:06)
- November (Hamm) (4:43)
- The Challenger (Gambale) (6:33)
Frank Gambale - электрогитара и акустическая гитары
Stuart Hamm - бас гитара
Steve Smith - барабаны
Robert M. Biles - звукорежиссер
|
Случается, наметившись на что-то конкретное, ты уже полностью
уверен в этом, и придя в магазин купишь именно то, что и решил. Но не тут-то
было! Буквально случайно твой взгляд падает на другую витрину и там
останавливается - замечает то, что ты так давно искал, но нигде не мог
найти. В этот чудесный момент твои мысли перелетают от изначального объекта
твоего маленького путешествия и концентрируются только на новом диске,
более желанном теперь, а руки тянутся к нему и, схватив, не желают
отпускать. Глаза же начинают изучать обложку и коробку с неистовым
интересом, а в мозгу промелькает мысль, - Я нашел клад!
Такая же история случилась совсем недавно и со мной, когда я, решив
сделать покупку в часто посещаемом мною музыкальном магазине, наткнулся
совершенно неожиданно на новый альбом коллектива GHS: Frank Gambale (Фрэнк
Гамбале), Stuart Hamm (Стюарт Хэм), Steve Smith (Стив Смит), который,
собственно, так и называется - "GHS 3". Именно благодаря такой счастливой
случайности мы и предлагаем Вашему вниманию эту очередную рецензию.
Очень часто бывает так, что коробка с диском содержит не только
непосредственно компакт с музыкой, но также и буклет с весьма полезной
информацией. Данная коробка - не исключение. Поэтому, не считая это большим
грехом, я позволю себе использовать в нашем обзоре часть этой информации,
предварительно переведя ее. А начнем мы, пожалуй, с перечисления
музыкальных инструментов и оборудования, которые использовались музыкантами
на протяжении записи всего альбома.
Фрэнк Гамбале играл на гитарах фирмы Yamaha: электрогитара AES-FG и
акустическая гитара FPX-300. Он использовал струны фирмы D'Addario и
звукосниматели Seymour Duncan. Стюарт Хэм играл на своих именных бас
гитарах фирмы Fender: модели Urge и Urge II. На них были установлены струны
фирмы GHS (ничего общего с группой не имеет, простое совпадение :). Стив
Смит использовал в барабанной установке тарелки Zildjian, пластик Sonor,
именные барабанные палочки "Vic Firth", педаль фирмы DW и микрофоны фирмы
Shure.
Теперь стоит перейти непосредственно к обсуждению музыки, которая была
сочинена и записана этими тремя парнями с использованием всех тех
инструментов, которые мы уже назвали. Что же вдохновило их на создание
очередного альбома, уже третьего по счету? Мы не будем углубляться в
историю развития джаз-рока, не будем также затрагивать и те ее моменты,
которые могли бы нам поведать о том, когда и по каким причинам был создан
этот коллектив. Оставим этот момент без внимания, поскольку многие читатели
уже все прекрасно знают, а другие, заинтересованные, обязательно найдут
подробным материал, из которого можно будет почерпнуть эти сведения. Вполне
вероятно, что в скором будущем статью о группе GHS (а также материал о
группе Vital Tech Tones) вы сможете найти на нашем сайте. Сейчас же наша
задача менее глобальна и мы ее обязательно выполним: поведаем вам о
поистине великой музыке, которой насыщен настоящий альбом. Обратимся,
пожалуй, опять к буклету и посмотрим, что нам расскажут сами музыканты о
своих песнях. Мы же не будем забывать свою роль - держать
последовательность рассказа и делиться собственными впечатлениями по
существу вопроса.
"All In Your Head"
Первое, что замечаешь - то, как чудесно обыгрывает Фрэнк мелодии, используя для этого по большей части технику свипа. В совокупности с унисонной игрой Стюарта, отрабатывать которую он начал еще во времена сотрудничества с Джо Сатриани (Joe Satriani), звучание наполняется плотным грувом, который своей мощью заводит слушателя, но совершенно не мешает улавливать каждую ноту, пролетающую мимо ушей в скоростном пассаже или взятую в сладкозвучном джазовом аккорде. Не врозь с музыкой Фрэнка и Стюарта идет и игра Стива - ритмичная, разнообразная, местами четко подчеркивающая концепцию фьюжна, а главное - бесподобно мелодичная. Трудно представить более бравурного начала такого альбома, которое бы ознаменовало отличную слаженность коллектива; это отмечает и сам Смит: "Здесь в трио царит великолепное взаимопонимание, особенно если рассматривать импровизационный аспект. Ритмически все прекрасно и видно широкое поле для взаимодействия, к чему мы и стремимся".
"The Great Roberto"
Эта песня, сочиненная Хэмом, посвящена Роберту Фриппу (Robert Fripp) и написана в память об альбомах King Crimsons "Red" и "Discipline". В ней вы обязательно услышите знаменитые ритмические идеи Фриппа и барабанщика Crimsons Билла Брюфорда (Bill Bruford), правда исполненные другими людьми много лет спустя. Тем не менее, наполненная новыми идеями, такая музыка продолжает жить и прогрессировать и сейчас.
"Confuse-a-Blues"
Сочиняя эту композицию, Гамбале поступил очень лукаво - он взял традиционную блюзовую гармоническую последовательность I-IV-V, но замаскировал ее настолько рваным ритмом, что смутиться придется даже самому бывалому слушателю. Отсюда, собственно, и название песни. Фрэнк записал свою партию полностью на акустической гитаре со стальными струнами, сыграв ее с не меньшим пылом, чем если бы использовал электрогитару. Хэм сочинил спектакле образное соло, услышать которое можно сразу перед тем, как в силу вступает унисон-дуэт Френка и Стюарта. За этим следует еще одно сольное представление - Смит играет мелодическую партию, будто бы пребывая под влиянием фьюжена семидесятых годов. Данный трек - десятиминутное проявление изобретательности, которое оставляет после себя в памяти мгновения шокирующих и забавных мелодий.
"Saving Grace"
Будучи лирической балладой, сочиненной Гамбале, - "Saving Grace", исполненная на акустической гитаре, - постепенно изменяет свое настроение на более торжественное фламенко, затмевая тем самым грусть и печаль, навеянные слушателю дотоле. Эта песня - отличный пример того, как стиль и автор могут изменить давно признанный стандарт.
"Culture Clash"
Данный трек - превосходный показатель таланта Стива Смита. Никогда соло на барабанах не звучало настолько цельно и мелодично, не обладало такой мыслью. Да, индийские ритмы сделали свое дело! А сам Стив разъясняет: "В эту соло пьесу включены некоторые ритмы, которыми поделился со мной Сандип Бемен (Sandip Burman). Это табиа (tabia) музыкант из Калькутты (Индия), с которым я провел турне прошлым летом. Пьеса основана на индийских ритмах и некоторых моих концептуальных идеях. Они имеют множество строгих правил, по которым они строятся в индийской музыке; очень схожи с джазом в этом. Однако остается еще много пространства для импровизации и украшения композиции. Я играю здесь ритмические фразы с использованием индийской техники "расширения и снижения", благодаря которой можно переключаться между ритмами буквально механически".
"Geo 100"
Пожалуй, именно через эту песню парням удалось передать традиции фьюжена семидесятых годов и донести их до слушателя наиболее наглядно. Трудно представить, что столько мелодий и ритмических рисунков могут существовать в одной композиции одновременно. Создается ощущение, что эта песня была некогда разбита, как ваза, на множество маленьких кусочков. Но склеить ее в том же виде не удалось, и теперь она представляет собой новое произведение искусства - картину в стиле абстракции. Такое превращение, ломающее все правила и стандарты, знаменует собой переход от одной музыкальной эпохи к другой: рок изменил свою концепцию, трансформировался во фьюжн, а джаз укрепил новую позицию, закрепив в ней свои правила, но оставив простор для импровизации.
"November"
Очередная соло пьеса, но на сей раз сочиненная Стюартом Хэмом, и, соответственно, всю музыкальную палитру здесь представляет бас гитара. Стю использует время целого трека на все сто процентов: бас в его руках играет и спокойную мелодию, и ритмическую аккордовую последовательность. Вот что он о ней говорит: "Эта пьеса была написана мной в ноябре, когда я пребывал в меланхолическом настроении. В оригинале я задумывал ее как песню для всей группы, но мы никогда не работали над ней. Так что я сделал все полностью сам, и из нее вышла отличная соло пьеса. Надо же дать ушам немного отдохнуть".
"The Challenger"
Эту песню Смит называет самой сложной пьесой, которую ему когда-либо приходилось играть. Можно только поаплодировать человеку, который выложил все свои силы в сочинительстве и воспроизведении написанной музыки. Ведь в оригинале песня была написана Гамбале во время выступления в дуэте с итальянским классическим гитаристом Маурицио Колина (Maurizio Colinna) и представляла собой соло пьесу для двух акустических гитар. Быстрые пассажи, исполняемые Фрэнком на протяжении всех шести минут, в сочетании с титанским трудом Стива и бас аккомпанементом Стюарта создали очередное оригинальное звучание. Напряжение пьесы нарастает с каждым тактом, с каждым сыгранном аккордом, и в результате разражается в финале громом звенящих струн и тарелок. Наилучшего завершение такого альбома придумать было бы сложно. Но ребята справились и с этой задачей, более того - они неоднократно показали нам всю красоту джаз-рока, продемонстрировали его поистине безграничные возможности, давая тем самым поверить, что этот альбом не последний.
|
|