Статьи / Скаллопируем гриф в домашних условиях. Практические советы
Автор: Demon Rax
В первую очередь хотелось бы сказать обычные слова оправдания. Итак, я не являюсь профеcсиональным
мастером, пропильщиком гитар и пр. Эта гитара - всего лишь вторая моя жертва. Так что призываю всех
отнестись к этой статье лишь как к попытке профана рассказать о своем опыте. Не стоит принимать ее
как руководство к действию в таком виде, как она есть. Возможно, прочитав Вы поймете, что это не такая
уж далекая цель - скаллопировать гриф своей гитары...
Для начала пару слов о смысле жизни. Я не буду подробно останавливаться на всех аспектах,
прочитайте вот эту статью. Лишь
хотел упомянуть о том пункте, который оказался важен лично для меня. Пропиливая первую гитару - обычную
советскую акустику, которую испортить в принципе уже было невозможно, я не знал, зачем я это делаю. Просто,
наверное, было любопытно... Но, помучившись два дня, я получил больше, чем думал. А именно - контроль. Поначалу,
конечно, звук "плавал", т.к. я по привычке сильно жал на струны, но потом я привык, и смог управлять "плаванием".
Для этого пришлось всего лишь расслабить хватку и лишь слегка касаться струн. Я понял - именно контроль сделал
скаллопированный гриф привлекательным лично для меня, поэтому я сразу решил пропилить и электрогитару Samick. Не
дав ей, так сказать, шанса отвертеться, я почти ничего с ней не делал с момента покупки, и, как только выдалась
свободная минутка (а точнее - опять двое суток), сделал свое черное дело.
Итак, первым делом надо снять струны и почистить гриф. На него налипает всякая гадость, грязь и жир, мне показалось,
что лучше было бы его счистить. Хотя я чистил не добросовестно, а просто поскреб поверхность ладов, уж очень не терпелось
приступить к делу, думаю стоило потратить на это некоторое время. Хотя вроде бы пока с грифом все в порядке...
Итак, гриф чистый и готов к экзекуции. Теперь надо закрепить гитару, потому что одной рукой пилить, а другой держать -
очень неудобно. Даже если при этом придерживать гитару коленом. Так что лучше закрепить. Я использовал
струбцину и носовой платок, чтобы не повредить металлические порожки. Лучше проложить чем-нибудь вроде войлока, но
под рукой у меня его не оказалось.
Далее - об инструментах. Следует использовать несколько круглых напильников различных диаметров, от 1 см и меньше.
У меня нашелся один большой и два очень маленьких - не самый лучший расклад. Так же на всякий случай я приготовил
треугольный надфиль - подчищать области, прилегающие прямо к металлическим ладам. Также следует приготовить немного
наждачной бумаги, у меня она была крупная и мелкая.
Приступим ! Самым крупным напильником осторожно начинаем совершать поступательные движения, нежно надавливая на гриф.
Ох уж эта палисандровая накладка ! Не знаю из чего была сделана советская акустика, но в сравнении с ней палисандр
просто гранит. После первого же лада руки с непривычки начинают ныть и закрадывается сомнение в начатом деле. Но это
только начало, тем более что пути назад нет. Первый заход я бросил через 4 часа, а в активе было всего четыре лада ! Правда
потом дело пошло быстрее, и остальные лады я пропилил примерно за такое же время.
Главное - всегда соблюдать осторожность. Неудачный наклон напильника - и на грифе образуются "сколы", которые выглядят
не очень эстетично. Это не сильно заметно, когда гитара в процессе пропиливания. Она вся не эстетично смотрится. Но потом
уже не до шуток.
Итак, первый готов. Внимательно осмотрите поверхность, чтобы убедиться в окончательной победе. Лад должен быть равномерно
углублен по всей ширине грифа. Шероховатости и неровности, горбы и прочие артефакты стоит убрать сразу, крупным
напильником, если они заметные. Мелкие огрехи потом легко поддадутся мелким напильникам.
Не переусердствуйте по глубине ! Достаточно небольшого углубления, чтобы почувствовать разницу.
Прикладывайте струну и проверяйте. В принципе, если пропилить глубже - в разумных пределах - ничего страшного
не будет, важно чтобы глубины хватало и палец при нажатии на струну не доходил до грифа. 1-3 мм вполне достаточно.
Также будьте осторожны с металлическими ладами, особенно у основания грифа, где лады очень узкие. Царапины и заусенцы на
порожках легко образуются при помощи большого и грозного напильника. Их, конечно, потом можно будет убрать наждачкой, но
это тоже не самый оптимальный процесс. Лучше не рисковать.
Покончив с ладами, можно приступать к мелким работам. В первую очередь пройдитесь мелким надфилем по неровностям,
оставленным ранее. Постарайтесь придать ладам как можно более округлый и гладкий вид. Но все равно добиться идеальности
не удастся, оставим ее на совесть наждачной бумаги. Затем пройдитесь треугольным или прямоугольным напильником по краям
ладов, у металлических порожков. Круглые напильники туда не достают (если не портить порожки), поэтому там остаются убогие
кусочки старого грифа в виде ступенек. Их надо убрать. Теперь возможно придется опять подровнять круглым, чтоб
восстановить форму.
Осталось последнее - зашкурить. Следует осторожно зачистить шкуркой
поверхность грифа, стараясь не задевать металлических ладов. Сначала
крупной наждачкой, затем помельче. Пыль можно стряхивать и использовать в
качестве приправы, ее много. Шутка. Пальцем (чем еще - не придумал)
проверяйте гладкость лада и его округлость. Еще один момент - покрытие
лаком и пр. Я лично ничего не делал, и не знаю, надо ли покрывать гриф
лаком. Смотрите сами. Ну, вот и все ! Осталось оттереть гитару от жуткой
пыли, заполнившей также все пространство комнаты; вылечить руки от огромных
мозолей, пропиленных напильником вместе с грифом; поставить струны;
привыкнуть к плаванию - и у Вас новый инструмент ! Новый, интересный и
немного более загадочный, чем был раньше.
Удачи !
 |
|