| |||||||||||||||||
Статьи / Стальная гитара (Steel Guitar)Автор: Виктор Глейм Алоха! - Ныне так принято приветствовать друг друга на гавайских островах. Впрочем, как и сто лет тому назад. Мы уверены, что если бы кому-нибудь из вас довелось побывать там в позапрошлом веке и случайно повстречать парнишку по имени Джозеф Кекуку (Joseph Kekuku), то именно так он бы Вас поприветствовал. И Вы наверняка ему понравились, если бы он узнал, что Вы - гитарист, или музыкант. Стоп. Но вы спросите, - А причем тут Гавайи, и кто такой вообще этот Кекуку? Именно об этом и пойдет наш дальнейший рассказ. Но для начала небольшой урок гавайского языка и терминологии. Стальная гитара (steel guitar) - гитара (kika, - на гавайском), на которой играют с помощью какого-нибудь железного бруска (kila, - на гавайском), держа его в левой руке и прижимая (или прикасаясь) им струны на грифе. Стальную гитару гавайцы еще называют "Kikala Hawai`i", "Kikala Maoli", или "Kikala Anuunuu". Если брать в счет различные термины и названия, которые могут быть применены, то понятия "стальная гитара", "гавайская стальная гитара" ("the Hawaiian steel guitar"), "наколенная стальная гитара" ("the lap steel guitar") или просто "гавайская гитара" имеют вполне равнозначный смысл. Джозеф Кекуку (1874 - 1932)
Джозеф Кекуку родился в 1874 году в местечке Лайе на острове Оаху, Гавайи. В одиннадцатилетнем возрасте, будучи учеником школы для мальчиков в городе Гонолулу, он начал экспериментировать со своей гитарой. Джозеф искал новый звук, который был бы не похож на традиционное звучание гитары со струнами, изготовленными из кишок. Так, одним обычным днем он гулял со своей гитарой по железнодорожным путям. Он заметил гвоздь на земле, поднял его, и прижимая его к струнам левой рукой, пытался играть. Этот звук показался ему очень заманчивым и он решил развить эту идею. Далее вместо гвоздя он стал применять буквально любые предметы, которые попадались ему под руку: начиная от железных брусков, кусков труб и стаканов, заканчивая перочинным ножиком и расческой для волос. В конечном счете поиск его закончился, когда он в школьной мастерской вместе со своим учителем изготовил гладкий стальной обрезок цилиндрической формы. Этим предметом, позже получившим название "слайд", пользуются во всем мире и по сей день. В той же мастерской учитель помог Джозефу изготовить железные напальчники на правую руку для игры на гитаре. Натуральные струны он заменил на железные. После этого звучать гитара стало совсем иначе. Звук стал необычайно "сладким" и "тягучим", обладал большим сустейном и звонкостью.
Кекуку поделился своим изобретением и методом игры, который он сам придумал, со своими школьными приятелями. Способ игры заключался в том, что гитара не держалась в руках, а клалась на колени музыканта. В таком положении гитарист и играл на инструменте. Строй гитары обычно не отличался от стандартного, то есть использовался один из традиционных открытых строев. В совокупности с "слайдом", стальными струнами и железными напальчниками (или плектром) - это и составляло новый метод игры. Когда же друзья Джозефа уезжали на каникулы домой, на другие острова, то обучали музыкантов новому стилю и там (во что в будущем и перелился метод игры), расширяя тем самым круг "стальных гитаристов". Сам же Джозеф Кекуку в 1904 году взял вместе с собой стальную гитару на материк, в США. А в период с 1919 по 1927 годы уезжает в турне по странам Европы в составе шоу "Райская птица" ("The Bird of Paradise"). За это время многочисленных путешествий он открыл для многих людей гавайскую стальную гитару, обучил своему стилю колоссальное число музыкантов. Он популяризовал свою игру и свое изобретение вплоть до своей смерти в 1932 году, когда он скончался в Бостоне, штате Массачусетс, США.
В начале 90'х годов 20'го века популярность стальной гитары на Гавайях переросла в нечто уже более традиционное, чем новомодное. Некогда совершенно невиданный кому-либо стиль, стал частью традиционной музыки. Более того, звук гавайской гитары можно было услышать в национальной американской музыке - кантри и блюзе. Музыканты, артисты, играющие в стиле, принесенным в этот мир Джозефом Кекуку, много выступали на публике и записывались в студиях. Им попросту некогда было заниматься обучением тех, кто хотел изучить "гавайский стиль". Все это привело к тому, что ближе к наступлению 60'х годов искусство и техника "гавайской игры" были почти потеряны, забыты. Однако на этом история стальной гитары не заканчивается. А как раз все наоборот, - с этого момента наступает эпоха Ренессанса стальной гитары как инструмента, как стиля и как искусства. С этим временем тесно связано имя легендарного Джерри Бирда (Jerry Byrd). Джерри, известный также как "Master of Touch and Tone", направился на Гавайи в 1972 году с целью возродить к жизни стальную гитару, обучив новое поколение музыкантов давно забытому там стилю. Многие известные гавайские профессиональные музыканты, такие как Алан Акака (Alan Akaka), Кейси Олсен (Casey Olsen) и Грег Сардина (Greg Sardinha), - бывшие ученики Бирда. Именно благодаря поначалу Бирду, а позже и его ученикам, гавайская музыка с помощью стальной гитары стала известна теперь по всему миру. Она слилась с кантри, блюзом, а потом с роком и поп музыкой; и даже индийские и африканские мотивы не прошла стороной. Галерея музыкантов
Мел Абе (Mel Abe) (1912 - 2000) Ссылки
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |