| |||||||||||||||||
Гитаристы / Роман БалышевБеседовал: Виктор Глейм Роман Балышев - бронзовый призер интернет-конкурса гитаристов "Blade-2003", который, напомним, проводился на нашем сайте и закончился в ноябре 2003 года. Мы с Романом начали беседу сразу же после объявления победителей конкурса, но так получилось, что спустя некоторое время Роман отправился в турне а по возвращении он занялся работой в студии - все это не позволило нам завершить интервью вовремя. И вот уже февраль 2004'го года, и мы предлагаем вам наконец-то прочитать это интервью, в котором мы заострили свое внимание не только на становлении Романа как музыканта, но и попытались отметить особую роль музыкального образования в этом процессе. См. также: Награждение Романа Балышева 1. Роман, Вы прожили в своем родном городе, Ростове-на-Дону, большую часть своей жизни. По-Вашему мнению, сейчас в России можно получить хорошее музыкальное образование только в крупных городах или в провинции также существуют сильные учебные заведения? В России немного городов, где есть кафедра джазовой музыки в консерватории, поэтому география студентов просто огромная. Со мной учились музыканты из Нижнего Новгорода, Новосибирска, Саратова, не говоря уже о ближайших городах. Всероссийский конкурс молодых джазовых исполнителей вот уже пятый раз проходил в Ростове. В числе преподавателей города много хороших, играющих музыкантов. Конечно, если сравнивать с аналогичными европейскими заведениями (не говоря уже об американских), то и в ростовских учебных заведениях, и в "Гнесинке" необходимы глобальные реформы. Я имею в виду джазовое образование. Там, в Европе или Америке, вас научат, помимо всего прочего, студийной работе (что для современного музыканта крайне необходимо), вопросам продюсирования и другим интересным вещам, с которыми сталкивается любой молодой музыкант в любой стране. 2. Во времена таких великих композиторов, как Бах, Шопен, Моцарт и многих других, немыслимо было, чтобы музыкант не имел музыкального образования. Со временем эта позиция изменилась, причем радикально противоположным образом. А как, по-Вашему, сейчас в этом вопросе обстоят дела в России: так ли необходимо образование музыканту? Я думаю, что если исполнять музыку этих композиторов, то музыкальное образование если не необходимо, то желательно. Что касается рок-музыки, поп-музыки, эстрады и джаза, то совсем необязательно получать образование в учебных заведениях. На дворе XXI век, компьютеры и т.п. - любой музыкальной информации море. Большинство музыкантов вообще не знает, где можно учиться джазу или другим стилям профессионально. 3. А что лично Вам дало музыкальное образование? Прежде всего, это опыт концертных выступлений. Каждый экзамен - это концерт со зрителями, поэтому все к этому подходят серьезно. Конкуренция - лучший учитель. Когда вокруг тебя много хороших музыкантов, все они занимаются и где-то выступают - тебе тоже приходится шевелиться, и это очень хорошо воспитывает. 4. Давайте теперь перейдем к вопросам о Вашем творческом пути. И для начала вопрос об образовании. Как Вы решили, что хотите заниматься музыкой, и откуда у Вас появилась мысль поступить в музыкальную школу, а не заниматься самостоятельно или брать частные уроки? Это произошло на одном из уроков (я тогда учился в первом классе): в класс зашел какой-то человек с красивым музыкальным инструментом (это был промоутер местной музыкальной школы), он исполнил несколько произведений, после чего предложил заинтересовавшимся ученикам записаться в "музыкалку". Так это и случилось. После этого у меня была одна мечта - научиться играть так, как тот аккордеонист. Первый мой педагог был очень разносторонний музыкант: наряду с обязательной программой музыкальной школы, я исполнял популярные в то время мелодии советской и зарубежной эстрады. Было очень интересно, потому что я был уже тогда меломаном и "балдел" от Boney M, Челентано, Ottawan. 5. В течение всего времени обучения в музыкальной школе часто ли Вы меняли свои взгляды на музыку? Когда я учился в музыкальной школе, мне нравилось все, что звучало вокруг. В то время набор артистов на телевидение и радио был ограничен. Помню, что очень популярны были итальянские исполнители. Благодаря моему педагогу я довольно быстро развивался в музыкальном плане. Только недавно, когда я сам начал давать уроки, я понял, как важно поддерживать интерес к занятиям у учеников и подходить к каждому ученику индивидуально (особенно на начальном этапе). Очень часто бывает, когда после неудачного общения с педагогом начинающие, зачастую талантливые музыканты, бросают заниматься музыкой. Примерно такое произошло и со мной: моя семья переехала в другой район, и мне пришлось сменить музыкальную школу. Я узнал, что аккордеон, оказывается, - инструмент русский народный и необходимо двигаться в этом направлении. Против русской музыки я ничего против не имею. Позже у меня даже был проект в русско-этническом стиле. Но моя программа изменилась на сто процентов, и мои вкусы особенно никого не интересовали. В связи с этим, интерес к занятиям начал пропадать, но я решил доучиться до конца. 6. В этом возрасте у Вас и произошел переломный момент во взглядах на музыку? Какая музыка стала Вас интересовать? Таких моментов было несколько. Первый произошел где-то в двенадцать лет. Как раз в то время в Москву приехали первый раз звезды мировой рок сцены: Оззи Осборн, Skid Row, Bon Jovi, Motley Crue. Это было показано по ТВ: я смотрел всю ночь и на следующий день начал искать диски этих музыкантов и другую информацию. Этот концерт произвел на меня впечатление. Второй раз пересмотр взглядов произошел незаметно. Я уже вовсю занимался джазом и в один момент заметил, что мои пристрастия и манера игры изменились полностью: меня интересовали импровизация, построение фраз, сложные аккорды и т.п. Далее, слушая Майка Стерна и других гитаристов, я пытался совместить в своей музыке "рокерскую энергетику" с "джазовым настроением". Сейчас я слушаю очень разную музыку. Неделю назад ходил на фортепианный концерт, посвященный творчеству Шопена, а на следующий день хотел пойти на выступление Def Leppard. 7. Как Вы перешли от занятий на аккордеоне к серьезному увлечению гитарой? Слушая свои любимые хиты, особенно рок баллады, я хотел их сыграть и делал жалкие попытки на аккордеоне. После этого я попробовал кое-что исполнить на гитаре: звучало тоже не очень, но было более похоже на оригинал. По-моему, это была песня группы Whitesnake "Is This Love". Я долго и внимательно слушал, что звучит на кассете, и в конце-концов мои звуки стали похожи на то, что я слышал. В то время у меня появилась первая электрогитара. Это было что-то! Красный перламутр на черном смотрелся просто сногсшибательно, плюс загадочное название "Стелла", и начинающий гитарист был жутко горд и полон творческих планов. 8. Через творчество каких композиторов и исполнителей Вы пришли к року? Кто первый поселил в Вашем сердце любовь к этому стилю? В конце 80'х гремели такие группы, как Accept, Helloween, AC/DC. Сейчас о них уже все забыли, и такой популярности тяжелого рока, как в те годы, больше нет. Мне по душе были группы "средней тяжести": Kiss, Whitesnake, Motley Crue. Из гитаристов я обращал внимание на игру Зака Уайлда и, конечно, Ингви Мальмстина и его скоростные трюки. 9. После окончания музыкальной школы как дальше сложилась Ваша судьба? Оказалось, что в моем городе есть училище искусств - там и началось мое гитарное образование. Я занимался один год на классической гитаре у очень хорошего педагога Леонида Максимовича Кривоносова, но уже перед поступлением я решил пойти учиться на эстрадно-джазовое отделение. 10. Почему Вы решили отдать музыке все свои силы и продолжили получать соответствующее образование? Это получилось само собой. Я стал фанатом гитары, понял, что "подсел" на это надолго. Сложился круг знакомых, в среде которых были профессиональные музыканты. Некоторые из них сомневались в необходимости музыкального образования, другие говорили о его преимуществах, но я без раздумий поступил учиться. 11. Никогда не размышляли, чему отдать предпочтение - акустической или электрогитаре, или все уже было решено до поступления в музыкальное училище? Перед поступлением я занимался около года на классической гитаре и за это время достиг определенного уровня. Но звук электрогитары с драйвом не давал мне покоя, и у меня уже была группа, где мы пробовали играть рок-н-ролл и блюз. Поэтому я выбрал электрогитару. Совмещать классику и игру на электрогитаре оказалось сложно, потому как и то, и другое требует много времени для занятий. 12. Кто был Вашим педагогом по классу игры на гитаре во время обучения в училище? На протяжении моего обучения в училище и консерватории я занимался у Виктора Борилова. Он вдохновлял своих учеников концертами и зарубежными гастролями. Он и сейчас остается моим педагогом, хотя видимся мы нечасто. 13. Расскажите о группе, которая была создана в стенах этого учебного заведения. В стенах училища родилась группа Jive, в которую вошли четверо студентов эстрадно- джазового отделения. У всех музыкантов группы были приблизительно одинаковые музыкальные пристрастия. Это был англоязычный рок с влияниями Guns'n'Roses, Motley Crue, Skid Row, что и сказалось на имидже группы. Тогда у меня и были первые записи в студии, концерты, интервью и даже клипы. Ныне все участники группы Jive профессиональные музыканты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. 14. Каким был состав группы Jive? Музыку каких стилей и направлений играла Ваша группа? В состав группы входили, кроме меня: Константин Соколовский (вокал), Константин Новожилов (бас), Константин Гридасов (барабаны), затем его сменил Виталий Новиков - сейчас он барабанщик московской группы Юта. Все началось с мелодичного хард-рока. Было написано несколько красивых баллад, и после того, как они получили одобрение у представительниц прекрасного пола, мы решили сделать программу и дать концерт. Росли музыканты - и музыка тоже выросла. В то время я и мои коллеги по группе начинали знакомиться с джазовой гармонией, импровизацией, разными ритмическими "заморочками". И это стало проявляться в творчестве группы: стиль стал похож на Dream Theater, а затем - все ближе джаз-року. 15. Если проводить аналогию с группой Dream Theater: Вам наверняка известно, что ребята не окончили колледж Berklee и бросили учебу, объяснив это тем, что им не хватало времени на совместную работу. У Вас и Вашей группы не возникало таких проблем? Если бы мы в то время подписали контракт с каким-нибудь серьезным лейблом, были бы гастроли и т.п., возможно, это бы и произошло. Но несмотря на хорошие прогнозы местных радиостанций и телевидения, все было относительно спокойно. Возможно, это и было одной из причин распада коллектива. 16. Переход от рока к джазу у Вас произошел, как Вы считаете, сам по себе, гармонично или Вы сознательно, намеренно пытались изменить стилистику своей музыки? Интересный вопрос. Я думаю, что полноценный переход так и не произошел, потому что джаз в чистом виде я играл только в учебных целях, а мои композиции чисто джазовыми я бы не назвал. Хотя вещь "It May Be Waltz" близка к джазу, но я все равно пытался выйти за рамки стиля при помощи аранжировки. Изучая джазовую гармонию и снимая соло великих музыкантов (не только гитаристов; очень интересно снимать соло саксофонистов или пианистов), я уже не мог не использовать новые знания в своих композициях. Я, как и любой музыкант, хочу найти свой стиль и пытаюсь это делать, экспериментируя с разными стилями. В моих новых композициях можно будет услышать и джангл, и рэгги, и эйсид-джаз. Но я надеюсь, что всего будет в меру и будет общая концепция альбома. Благодаря моему призу, этот материал будет записан в скором времени. 17. В каком году Вы окончили училище искусств? Что решили делать после этого? Во время окончания училища (был 1996 год) я только начал "входить во вкус": некоторые вещи у меня начали получаться и появлялись новые идеи. Поэтому я решил продолжить учиться. Был большой конкурс, но меня взяли. 18. Кто являются Вашими музыкальными кумирами, в частности - гитаристами? Какому-то одному гитаристу не могу отдать предпочтение, а если перечислять всех, кого слушал или изучал, нужно много времени. Я уже говорил, что часто анализирую игру других инструменталистов (саксофонистов, пианистов и прочих). Их мышление и фразировка очень освежает игру гитариста, позволяет уйти от гитарных аппликатур и шаблонов. 19. Когда Вы стали сочинять и записывать свою сольную музыку, не зависящую от группы? Расскажите о процессе создания Вашей первой композиции. В современной музыке немало выдающихся композиторов, но музыканты-инструменталисты обращают внимание в основном на их сольные, импровизационные части. Это, конечно, очень интересно, но меня всегда больше интересовали композиционные моменты произведений. Например, Пэт Мэтини создает целые мистерии на своих альбомах, хотя это трудно назвать джазом: В какой-то мере такие музыканты, как Пэт Мэтни, Майк Стерн, Михаэль Бреккер вдохновили меня, как и многих других музыкантов. Первую инструментальную композицию я написал в 2000'ом году перед конкурсом. Он же был и моим первым серьезным выступлением как сольного гитариста. Я постоянно что-то сочинял: у меня был синтезатор, а с помощью секвенсора "Cakewalk" я делал аранжировки и экспериментировал, насколько у меня хватало фантазии и позволяли возможности "студии". Мне повезло, что рядом оказались очень хорошие музыканты, с которыми я играю и сейчас. Это: Макс Кабальскис - барабанщик и Стас Лешкевич - пианист. Благодаря им мои композиции "зазвучали", а некоторые были доработаны совместно. 20. Расскажите о том, как родилась группа New People. В 2000'ом году в Ростове проходил всероссийский конкурс молодых джазовых исполнителей, и, находясь в Ростове, было невозможно не принять участие в нем. Как-то накануне первого тура я занимался - и случайно наиграл интересную мелодию. Недолго думая, я аранжировал ее и послал на конкурс. Это была моя первая инструментальная композиция - "Непрерывное движение". Заняв второе место на конкурсе, я собрал коллектив New People, и мы начали выступать на фестивалях, концертах и конкурсах. Музыка исполнялась в основном авторская. 21. Какую музыку играет группа New People? Я бы это назвал "современной инструментальной музыкой". На последнем концерте мне сказали, что это "гитарный фьюжн", возможно и так: 22. Где Вас в составе группы можно услышать вживую? Насколько велика география Ваших концертов? Сейчас я занимаюсь организацией концертов, но пока точных дат сказать не могу. Мы выступали на фестивалях и концертах в разных городах России. Я думаю, что география расшириться - есть несколько приглашений от европейских джазовых фестивалей. 23. Можете пояснить, чем отличается первоклассный музыкант от хорошего? Я недавно заходил на сайт саксофониста Михаэля Бреккера, и меня поразило то, сколько у него альбомов, а еще больше - в скольких он принимал участие. Такое впечатление, что он провел в студии всю свою жизнь. Но если заглянуть в его гастрольный график, там ситуация примерно такая же. Я думаю, это и есть первоклассный музыкант! 24. Чем Вы сейчас занимаетесь, и каковы Ваши планы на будущее? Сейчас я работаю над новым альбомом, периодически участвую в студийных проектах как сессионный гитарист, иногда записываю также и клавишные. C New People мы выступаем на фестивалях и в небольших клубах. Я и разные инструменталисты (симфонические, этнические музыканты, вокалисты) пытаемся экспериментировать вместе. Думаю, что со временем буду выступать с интересным проектом в стиле "ethnic-sympho-jungle-soul-bop-и т.д.-jazz". Шутка!
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |