Оборудование / Bad Cat X-Treme Tone в сравнении с Hughes & Kettner Tubeman II
Автор: Александр Фролов
при поддержке vocals.ru
Для начала я предлагаю вам послушать сэмплы звучания обоих устройств,
которые мне записал один московский гитарист (кстати, огромное тебе спасибо
за помощь!). Он, как человек серьезный, записал треки по всем правилам -
через 100-ваттный комбоусилитель, на хорошей громкости. Вот его
звукозаписывающая цепочка (оцените всю серьезность его подхода!):
- Гитара - Washburn Custom Sonic 7;
- Линия - BadCat X-Treme Tone => Marshall Jcm 900 4101;
- Звук снят двумя микрофонами, Shure 57 beta спереди и Shure 58 beta сзади;
- Записано через звуковую карту Rme PST;
- Программа: Sonar, без эквализации, но на треки Lead наложен небольшой ревер.
Cэмплы:
Эти сэмплы были записаны с целью полностью раскрыть возможности данного
прибора, и их (с небольшой оговоркой) можно считать эталонными для нашего
теста. Но у нас речь пойдет о несколько ином применении лампового гитарного
предусилителя - о его применении в условиях домашней студии.

Не секрет, что подавляющее число музыкантов живет в обыкновенных
многоквартирных домах, звукоизоляция стен в которых вообще отсутствует как
класс, и соседи далеко не всегда будут относиться к вашей музыке с
пониманием, а к вашим занятиям - с олимпийским спокойствием. Скорее всего,
все будет просто наоборот. Следовательно, нам необходимы устройства,
концепция звучания которых попадает под термин "тихая студия" (т.е. - все
инструменты записываются "в линию", ударные записываются где-либо еще, либо
используются драм-машины, а мониторинг осуществляется "в тихом режиме",
когда соседи еще не готовы разорвать вас на части, либо через наушники). И
хотя X-Treme Tone, строго говоря, не является полноценным гитарным
предусилителем, так как у него отсутствует спикерсимулятор (кстати, выход с
которого зачастую просто называют "линейным", но на самом деле таковым не
являющимся), это дело оказалось вполне поправимо - роль спикерсимулятора
сыграл мой древний гитарный процессор DigiTech RP-10. А чтобы у обоих
устройств были равные шансы, то я использовал DigiTech как спикерсимулятор
и при записи TubeMan.
Итак, моя звукозаписывающая цепочка такова:
- Гитара - Jackson Professional Dinky XL, струны GHS Electrics Eric Johnson signature (кстати, Super Steels играли звонче, но чего-то достать GHS сейчас трудно);
- Шнуры - Horizon Steve Vai Artist Edition (гитарный), Horizon Instrument Cable (инструментальный).
- Линия - гитара => ламповый предусилитель X-Treme Tone или TubeMan => проц DigiTech RP-10, используется в качестве спикерсимулятора, канал дисторшн отключен => SB Live! 1024 Value, WXD-драйвера => Sound Forgе 6.0.
Переходим к описанию приборов.
X-Treme Tone
Об изготовителе:
Американская компания BadCat Amplifiers,
изготовившая этот прибор, является преемником компании Matchless, известной
своими эталонного звучания (а также и цены) гитарными усилителями,
стартовая цена которых начиналась от $2000. У нас, к сожалению, она
практически не известна (я сам узнал о ее существовании только несколько
недель назад), посему о каком-то распространении ее приборов речи нет. Хотя
вот звук Matchless можно услышать, например, на альбомах Genesis (позднего
периода - с Филом Коллинзом).

Описание устройства:
Устройство представляет собой гитарный предусилитель со схемой на двух
лампах, в напольном исполнении. Корпус сделан из трехмиллиметровой (ого!)
стали, с хромированной лицевой панелью, на которой расположены две педали
выбора каналов и три лампочки, а на верхней панели расположены шесть ручек
управления. Блок питания встроенный, что сильно увеличивает вес прибора -
он раза в три тяжелее TubeMan'а. На разъемах "jack" нет никаких
обозначений, и который из них есть вход, а который - выход, определяется
только опытным путем (и хотя разъемов всего два, за день я успел обознаться
более одного раза - странно, но мысль разработчиков шла не справа налево, а
наоборот). Хотя X-Treme Tone - преамп трехканальный, первый канал является
True Bypass, так что на самом деле "усиленных" каналов всего два -
собственно, он и зовется по количеству каналов Dual Gain Preamp. При
включении работает канал Bypass и горит зеленая лампочка; последовательным
нажатием на вторую педаль он переключается на первый канал Gain (вы можете
называть его crunch, но я бы все-таки назвал его овердрайв) - при этом
горит желтая лампочка, и на канал Dual Gain (дисторшн) - горит красная
лампочка. Ну, а первая педаль в любой момент переключает звук на Clean.
Внутренности прибора представляют собой классическую конструкцию, в
которой нет ни одной микросхемы - использованы только аналоговые
радиодетали. Пайка - (сюрприз!) ручная, монтаж - тоже. Номер приборчика,
побывавшего у нас на тестировании не превышал третьей сотни, так что
делайте правильные выводы - перед вами устройство хай-энд класса в лучшем
своем проявлении.
TubeMan (TubeMan II, на самом деле)
Об изготовителе:
Немецкая компания Hughes & Kettner,
я думаю, в особом представлении не нуждается.

Описание устройства:
Я думаю, нет нужды детально описывать, что представляет из себя TubeMan -
устройство настолько популярно, что трудно найти человека, который бы не
слышал о нем. Напомню лишь некоторые его особенности: одноламповая
конструкция (по сути дела, это гибридный предусилитель - ламповый
предусилитель с транзисторными схемами овердрайва, дисторшна и clean'a),
трехканальная схема с каналами Clean (который представляет собой не чистый
звук, а слегка подгруженный), Crunch (скорее уж овердрайв), Lead
(дисторшн). Каждый канал имеет свой собственный (это преогромный плюс!)
регулятор громкости, плюс есть общий регулятор выходной громкости и общие
регуляторы эквалайзера. У TubeMan'а очень удобные ручки, которые ходят без
единого намека на люфт - вообще, конструкция на редкость продуманная и
завершенная. Переключение каналов производится тремя педалями. Ну, а еще у
него отличный внешний вид, особенно в темноте (да, я снова не удержался -
ругайте меня за это).
А теперь, собственно, сам...
Тест
Еще раз напоминаю: сейчас мы тестируем работу гитарных ламповых
предусилителей в реальных условиях "тихой студии", то есть у вас дома (с
референсными "громкими" записями, в домашних условиях труднодостижимыми, вы
можете ознакомиться вверху страницы). Надеюсь, этот тест поможет вам
определиться, чего, собственно, вы вправе ожидать от гитарного лампового
предусилителя и продвинуться вперед в поисках вашего, и только вашего
гитарного звука.
X-Treme Tone
Канал Gain дает хороший... эээ... crunch (или все-таки овердрайв? Или
это вообще название альбома Impellitteri? Черт, я постоянно путаюсь, когда
речь заходит о crunch!) в духе Van Halen, Twisted Sister и других деятелей
американского хард-энд-хэви. Но естественно, самым интересным каналом, ради
которого собственно и покупается сам прибор (ну... по крайней мере, я так
считаю), является канал дисторшн, или Dual Gain. Ну и как, вы думаете, я бы
описал его? Мясо, чистое мясо! Эта коробочка издает просто убойный по своей
силе сочащийся соком мясной звук, с жирной низкочастотной составляющей.
Мощь издаваемых низов такова, что вашему бас-гитаристу, скорее всего,
придется немного потесниться. На ум мне сразу приходит сравнение в первую
очередь с вгоняющими в землю риффами отцов-основателей Black Sabbath (вот я
даже и не знаю почему... а моему другу первым делом пришло в голову, что на
Accept это похоже больше...), а из современных товарищей - Pantera, Pain,
Testament, Ministry, Korn и иже с ними. Даже на последних альбомах у Jeff
Beck пробегало что-то похожее... Одним словом, звук - убийственный,
особенно при игре на семиструнной гитаре (либо строй "Drop D"). Если вы
прочитали в журнале напротив какой-нибудь примочки "this is killer tone",
не верьте. X-Treme Tone - вот это действительно "killer tone". В нем есть
только одно "но": хотя звук экстремальный и мясной, он также какой-то
однообразный, что ли. Нет, я не спорю - саунд такой, что просто
закачаешься, и, скорее всего, в плане рычания вам уже не захочется ничего
иного; но несколько "вариаций на тему" данного звука без помощи внешних
приборов вам получить не удастся.
Сэмплы BadCat:
- Gain
- Double Gain 1,
Double Gain 2,
Double Gain 3,
Double Gain 4,
Double Gain 5,
Double Gain 6,
Double Gain 7,
Double Gain 8,
Double Gain 9,
Double Gain 10,
Double Gain 11,
Double Gain 12,
Double Gain 13,
Double Gain 14,
Double Gain 15,
Double Gain 16,
Double Gain 17,
Double Gain 18
TubeMan
Раньше я думал, что звук у TubeMan'а жирный. М-да, после прослушивания
X-Treme Tone я так более не считаю. Низкие частоты жиденькие, как повторно
заваренный чай из пакетика. С другой стороны, высокие частоты у него "поют"
- поют именно так, как должна петь лампа в классическом представлении
лампового предусилителя. По моим субъективным ощущениям звук TubeMan'а
больше "дышит", в нем больше "воздуха" - он более отзывчив на флажолеты, и
вообще богаче на высокочастотную составляющую тембра. Первое, что приходит
на ум на канале "дисторшн" - это еще одни отцы-основатели - Judas Priest,
гитарный звук которых всегда был богат именно средними и высокими
тембральными составляющими. Crunch наводит на мысли о Rainbow... да и
вообще, звук TubeMan как-то ближе к классическому хэви - что собственно и
неудивительно, учитывая, кто его делал. Почему-то мне еще очень хочется
сказать, что его звук похож на Helloween и GammaRay - местами весьма
похоже, и тембрально, и по характеру звука (наверное, потому, что немцы
поддерживают отечественного производителя?).
У звука TubeMan'а есть еще
один большой плюс - в наличии ручки Voicing (которая называлась Tone в
ранних версиях устройства) в канале Lead, которая позволяет сильно
разнообразить ваше звучание, от "почти густого" (но уж никак не
BadCat'овского, нет) до "жужжаще-зудящего".
Cэмплы TubeMan:
Резюме
Если целью ваших поисков является практически не имеющий аналогов
убойный мясистый звук, то BadCat X-Treme Tone - это ваш выбор. Но учтите,
что для полноценной отдачи ему нужен "простор для маневра" в виде хорошего
комбика. С другой стороны, по разнообразию настроек, удобству использования
и общей "завершенности конструкции" Hughes & Kettner TubeMan II все еще
остается впереди. Пожалуй, здесь еще стоит добавить, что на звук Джо
Сатриани, Стива Ваи или Пола Гилберта не похож ни один из этих приборов. А
если вы не против отвлеченных сравнений, "гастрономических", скажем, то
звук BadCat я бы сравнил со свежим сочным куском парного мяса, возможно,
все еще подергивающегося, из которого при наличии некоторого умения,
времени и соответствующей утвари (читай: комбика) можно заделать просто
потрясающее по вкусу блюдо; TubeMan же более похож на готовую кулинарную
продукцию, что-то типа "котлет быстрой заморозки" с гарантией качества "у
нас всегда получается вкусно" - осталось только посолить, засунуть на пять
минут в микроволновку и можно подавать на стол. В общем, либо - полным
ходом в магазин за утварью, либо на кухню, и совершенствуйте свое
кулинарное искусство в приготовлении блюд из "готовых продуктов". И - удачи
в поиске вашего звука!
Благодарим компанию Anti & Co за предоставленное на тестирование
оборудование
P.S.: Заранее прошу читателей быть снисходительными к качеству моей
игры - в конце концов, здесь мы говорим только о звуке, правда? ;)
 |
|