| |||||||||||||||||
Оборудование / "СенсАмпы" возвращаются!Автор: Дмитрий Малолетов В свое время педали фирмы Tech 21 SansAmp в отечественной гитарной среде стали подлинно всенародными. В середине 90-х годов это напоминало какую-то гитарную эпидемию. В чем же их секрет? Главное, чем отличались эти педали от обычных гитарных "примочек" типа "овердрайв" или "дисторшн", было то, что они давали возможность включать гитару напрямую в линию (в пульт) и получать тем самым достаточно качественный звук, без использования гитарного усилителя. Для наших гитаристов, особенно активно гастролирующих, не имеющих возможность возить с собой весь гитарный комплекс, (усилитель, дополнительное оборудование и т.д. ) "сенсампы" были единственной альтернативой. Гитарист, приобретая эту педаль, как бы сразу "убивает двух зайцев". Он может ее использовать в работе с усилителем на концертах, где позволяют условия. То есть включать как обычную педаль "на раскачку" перед преампом усилителя. А в случае, если усилителя нет или местный усилитель низкого качества (что часто бывает на выездных концертах), музыкант может включиться и напрямую в линию, при этом добиться хорошего звука гитары (гораздо лучшего, чем при использовании низкокачественного аппарата). А если учесть, что SansAmp помещается в карман, а разница в цене, по сравнению с обычной педалью, не существенная, то гитаристы, естественно, склонялись к приобретению именно "сенсампа". Модели SansAmp хорошо проявили себя и при записи гитары в линию. Даже у многих сольных гитаристов это был основной студийный прибор при записи пластинок (например, активный пользователь SansAmp один из лучших отечественных гитаристов Темур Квителашвилли). Модель - SansAmp Classic сразу получала огромную популярность. Это устройство на внешний вид практически не отличается от обычной педали. Однако ее функциональность гораздо выше, так как SansAmp Classic предоставляет пользователю возможность выбора восьми характеров звучания классических усилителей. А трехпозиционный входной переключатель дает три типа преампов (стили усилителей Marshall, Mesa Boogie и Fender) Многие гитаристы до сих пор не могут найти этой педали альтернативу. Как говорится "старый друг лучше новых двух". Модель SansAmp GT-2 быть может самая распространенная педаль среди всей линейки Tech 21. Несмотря на то, что данной разработке уже более 10 лет, SansAmp GT-2 никак не потеряла своей актуальности, так как аналоговые гитарные устройства практически не устаревают, а зачастую старые разработки пользуются повышенным спросом. Что из себя представляет SansAmp GT-2? Гитарист может выбрать один из трех режимов, которые выбираются как Tweed (стиль усилителя Fender) British (Marshall стиль) и California (Mesa Boogie стиль). Далее, выбирается один из трех режимов работы Clean - для чистого звука, Hi Gain для сильного перегруза и Hot-Wired для небольшого перегруза. И последний трехпозиционный переключатель "устанавливает" положение микрофона, который снимает звук с "усилителя".
Таким образом, гитарист, как бы создает себе среду - выбирает "усилитель", устанавливает его режим работы и положение "микрофона", которое также существенно влияет на звук. А дополнительными потенциометрами выполняется еще более тонкая отстройка звука. Здесь уместно отметить, что технология, при которой гитарное устройство как бы имитировало звучание гитарного усилителя, впервые нашла применение в цифровых процессорах, в методе цифрового моделирования физических свойств звука. Сейчас эта цифровая технология, честно говоря, уже набила оскомину и вызывает у гитаристов неоднозначные реакции. В гитарных кругах ходят шутки, чтоскоро, наверное, сотовые телефоны будут давать возможность пользователям, в свободное время поиграть на гитаре и имитировать 20-30 моделей гитарных усилителей. Можно только улыбнуться такому прогрессу. Но в начале своего пути все это было действительно любопытно. И, кстати, здорово "цепляло на крючек", особенно на огромную армию гитаристов-любителей, а также начинающих музыкантов, у которых нет адекватных критериев оценки. Что касается "сенсампов", то в данном случае, имитация звука различных усилителей была не подобранной программой, сделанной японским программистом, изучившим спектр звука настоящего Marshall'а, а чисто аналоговой субстанцией, что имеет качественную разницу по сравнению с цифровым моделированием. По сути, "сенсамп" это обычная педаль, только с подобранным набором специальных фильтров, которые и придают различные оттенки звука близкие к звучанию усилителей. В этом принципиальная разница цифрового "Marshall'а" и "Marshall'а" "сенсампа", где по большому счету сами названия имитируемых усилителей (или то, что порой под этим подразумевается) является не чем иным, как лишь интерфейсом, ничего не имеющим общего с настоящим усилителем. Поворот гитаристов в область цифровых процессоров эффектов, которые помимо всего прочего имели в своем наборе массу дополнительных эффектов, был обусловлен, в первую очередь, удобством, отчасти модой, интересом к новинкам и хроническому безденежью российских музыкантов. Именно удобство на какое-то время стало определяющим фактором (середины и конца 90-х годов), хотя некоторые цифровые процессоры (достаточно дорогие модели солидных фирм) давали неплохой звук. Сейчас отечественные гитаристы переживают новую волну, лучше сказать, возвращаются на "круги своя", стараясь формировать звук гитары на аналоговом оборудовании, а украшать цифровыми эффектами. Своего рода совершил свой круг закон "отрицания отрицания". В совокупности с цифровым процессором SansAmp может дать очень интересный тандем. В этом случае в "сенсампе" создается звук (формируется электрическая составляющая), а цифровой процессор используется только для таких эффектов как реверберация, хорус, делей и т.д. Кстати, в этом случае даже недорогой "игрушечный" цифровой процессор звучит по-другому, так как основную работу делает SansAmp. Все хорошо, но вот только в данных педалях мы можем отстроить только один звук. На студии это не страшно, перед каждой записью новой партии можно быстро установить нужные параметры, но в концертной работе возникают сложности. Как вы понимаете на одном звуке можно играть только в раннем AC/DC. Современная работа требует, чтобы у гитариста было как минимум 3 формирующих звука - чистый (для аккомпанирующих партий и соло на чистом звуке), легкий "кранч" (небольшой перегруз для около блюзовых соло и аккомпанирующих партий) и сильный перегруз (используется для соло и кварто-квинтовых рифовых аккомпанементов). А для этого нужна педаль с возможностью мгновенного включения каждого из этих режимов. Видя эту потребность, разработчики Tech 21 создали новую модель SansAmp TRI-AC, которая, являясь полностью аналоговой, имеет цифровое управление. Что из себя представляет SansAmp TRI-AC? Это программируемая педаль, способная сохранять установки на три канала: TWEED - Fender, BRITISH - Marshall, CALIFORNIA - Mesa/Boogie. Каждый канал имеет регулировки уровня гейна, выходной громкости и эквалайзера. Заметьте, в этом устройстве вы не просто сохраняете в памяти установки гейна и эквалайзера, но и "тип усилителя". Таким образом, вы можете создать три совершенно разных звука и переходить с одного на другой простым нажатием на соответствующую кнопку. Очень удобная и функциональная педаль для "живой" работы. Сохранив все прелести классического звука "сенсампов", данная педаль дает большую гибкость в отстройке и эксплуатации. Хотя трех основных звуков для многих гитаристов вполне достаточно (ведь каждый из трех звуков еще может обрабатываться своим набором эффектов при использовании цифрового процессора и количество вариаций, например, чистого звука при этом может быть неограниченным) желание иметь максимально большее количество пользовательских пресетов всегда есть. В этом случае в линейке сенсампов есть рековые устройства, которые дают возможность доступа к десяткам сохраненных установок. Одним из таких является SansAmp PSA - аналоговый преамп-процессор с MIDI управлением. SansAmp PSA может сохранять 49 пользовательских и такое же количество заводских установок. Гитарист имеет возможность очень гибкой и тонкой отстройки каждого параметра, в числе которых гейн, громкость, эквалайзер, а также специфические нюансы, обозначенные в приборе как Buzz, Crunch и Punch. Переключение пресетов осуществляется при помощи стандартного выносного MIDI-контроллера, который подсоединяется по MIDI. Естественно, что данный аналоговый процессор может включаться как в линию, так и в усилитель. В совокупности с цифровым MIDI-процессором эффектов создается законченный гитарный комплекс, способный дать все звуки современной гитары. Кроме этого, данный преамп (как и многие другие модели) с успехом могут использовать и бас-гитаристы (хотя для бас-гитаристов есть специальные SansAmp'ы, разработанные для басистов (напольные и рэковы варианты)). Тем не менее, многие режимы работы SansAmp PSA предназначены именно для бас-гитары, что расширяет спектр решаемых задач. Конечно, данная статья не позволяет сделать полный обзор гитарного
оборудования Tech 21. Так мы не затронули устройства, предназначенные для
электроакустических гитаристов и бас-гитаристов. Осталась неосвещенной тема
специальных педалей типа American Woman (уж больно колоритное название
этого овердрайва!), комбо-усилителей и многих других устройств. На сайте
компании TECH 21 дана полная информация по всему спектру оборудования, где
можно не только почитать характеристики, но и послушать звучание
демонстрационных записей. Конечно, гитарные оборудование требует
тщательного анализа и каждый гитарист имеет свои представления о том, как
должна звучать гитара. Но преимущества "сенсампов" относительно другого
гитарного оборудования в том, что оно, во-первых, многофункционально
(одинаково подходит как для студийной работы, так для концерта, имеет
возможность подключения как в линию, так и в усилитель), относительно
недорого и главное, как доказало время, не имеет тенденции к устареванию, к
выходу из моды. Конечно, звучание "сенсампов", как любого аналогового
гитарного оборудования зависит не только от инженеров-разработчиков. Звук
во многом определяют руки музыканта, качество его инструмента, приборы
обработки, звукоусилительная аппаратура и даже общая культура человека.
Поэтому данное оборудование следует рассматривать как условие получения
звука, но не как "волшебную таблетку" от всех гитарных проблем.
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |