Гитаристы / Marty Friedman - Стремительный взлет
Автор: Александр Фролов
В 1981 году Марти вместе с Deuce перебрался жить на Гавайи. В принципе, это
был не самый лучший, но вполне оправданный шаг - музыкальный бизнес на
Гавайских островах был хуже Нью-Йоркского и Калифорнийского, но явно лучше
Мэрилендского. К сожалению, на Гавайях Deuce долго не просуществовал и к
концу года развалился, но уже в 1982 году Марти Фридман собрал новую
группу, названную Vixen (не перепутайте Vixen во главе с Марти Фридманом и
глэмовую группу Vixen, образовавшуюся где-то в Штатах приблизительно в то
же время, и в составе которой участвуют исключительно женщины). В состав
группы вошли вокалист Ким Ла Шанс (Kim La Chance), бас-гитарист Кимо (Kimo)
и ударник Джефф Грэйвс (Jeff Graves). В таком составе Vixen записали один
пятидорожечный мини-альбом "Made In Hawaii" и один сингл для компиляции
"U.S. Metal, Vol.2", после чего в группе произошли интересные перемены - Ла
Шанс был заменен на вокалистку (ого! Напомню, что в 1982 году еще не было
ни Holy Moses, ни Warlock, ни Lee Aaron, так что это было что-то!) Лайзу
Руиз (Lisa Ruiz), а название Vixen - на Aloha (это переводится примерно как
"привет" - да уж, по-моему, название просто великолепное, лучше не бывает
;))). Кажется, погода на Гавайских островах плохо действует на мозги :).
Единственная существующая запись Aloha - сингл "Heavy Metal Virgin" (хмм...
уж не об их вокалистке идет речь? ;))), записанный специально для сборника
"Metal Massacre 2".
Менее чем через год после основания Vixen, Марти и Джефф махнули на группу
рукой (по невыясненным причинам) и отправились собирать новую группу -
Hawaii (все, на этот раз без комментариев. Это точно погода :))) - с
вокалистом и бас-гитаристом Гэри Сен-Пьером (Gary St. Pierre).
Довольно-таки забавен тот факт, что позже его вокал заменил Эдди Дей,
оригинальный вокалист Deuce. И, чтобы не тратить время зря, в Гонолулу они
быстренько записали свой дебютный полновесный альбом, "One Nation
Underground". Музыкально Hawaii сильно напоминали утяжеленный вариант
"великих Judas Priest" (которые к началу восьмидесятых практически царили
на всей международной металлической сцене), но с оригинальным уклоном в
японские и арабские мелодии - Марти Фридман, все-таки. Скоростью и
звучанием они напоминали продукцию Shrapnel Records середины 80-х, что в то
время было весьма и весьма прогрессивно. Хотя музыка и была местами
сыровата, а запись оставляла желать лучшего, это был черезвычайно
интересный альбом. Мелодии Марти уже стали гвоздем программы, и альбом
создавал о нем впечатление как о сильном и технически продвинутом
музыканте.
В 1985 году, сразу после выхода в свет четырехдорожечного мини-альбома
"Loud, Wild And Heavy" Hawaii опять записали дорожку для компиляции - на
этот раз для "U.S. Metal, Vol.3", а затем выпустили свой второй, уже
ожидаемый поклонниками альбом "The Natives Are Restless". С одной стороны,
он потерял в жесткости и мощности гитар и стал более мягким и
"полированным"; но с другой стороны, он приобрел качественное звучание, что
тоже является немаловажным. Игра Марти на этом альбоме в основном носит
менее экзотичный характер, хотя каждое соло сразу раскрывает себя как
"собственность Марти Фридмана". Впрочем, как бы ни были хороши все эти
альбомы, они имели в большей степени экзотическую ценность, нежели
финансовую. Их коммерческий успех был невелик - в основном потому, что для
музыки данного стиля на Гавайях просто-напросто не было подходящего рынка.
Пора было возвращаться в Штаты, к большому бизнесу, и Марти это прекрасно
понимал; к сожалению, группа изъявила желание остаться дома, на Гавайях.
Назад Марти вернулся в начале 1987 года. С Гавайских островов он прямиком
отправился в Сан-Франциско, где познакомился со Стивом Фонтано (Steve
Fontano), работавшем продюсером и звукоинженером у знаменитого Майка Уорни
(Mike Varney по прозвищу "Metal-Mike"), владельца Shrapnel Records (кстати,
Shrapnel - первый официально зарегистрированный в США металлический лейбл),
за несколько лет до этого познакомившего мир с Ингви Мальмстином. Основным
критерием отбора музыкантов на Shrapnel'и являлась высокая техника
исполнения, и Марти Фридман имел все шансы стать их клиентом. Стив
немедленно позвонил Майку, и после краткого прослушивания Марти Фридман
получил зеленый свет на запись своего дебютного альбома для Shrapnel
Records. Работа над альбомом, получившим название "Speed Metal Symphony"
уже подходила к концу, когда Марти познакомился с гитаристом Джейсоном
Бекером (Jason Becker). Его просто поразили невероятные способности этого
гитариста. Он не только играл на его уровне, но и обладал собственным
уникальным стилем; и после пары джемов с ним в голову Марти пришла
интересная мысль - а почему бы им не поиграть вместе? У Джейсона дома была
модная по тем временам новинка - "Портативная студия" ("Portastudio",
портативный четырехдорожечный кассетный магнитофон), при помощи которой они
записали рабочий материал для нескольких композиций. На следующий день
Марти пришел послушать, что в итоге получилось у Джейсона, и результаты его
работы оказались просто великолепны. Марти понял, что им просто необходимо
играть вместе. Они направились к Стиву Фонтано, а затем к Майку Уорни, и
уже на следующий день альбом "Speed Metal Symphony" записывал не Марти
Фридман, а группа "Cacophony: Marty Friedman/Jason Becker" (кстати, на
некоторых промо материалах стояла надпись "Marty Friedman Vs. Jason
Becker", то есть "Марти Фридман против Джейсона Бекера", что вполне
соответствовало основному содержанию альбома - его гвоздем были гитарные
дуэли двух виртуозов).
Материал Джейсона был настолько хорош, что Марти решил полностью уступить
ему половину композиций на альбоме, но для первого альбома Джейсон решил
особо не напирать и остановился лишь на соавторстве в четырех песнях.
Непонятно зачем, но они решили, что их группе не хватает вокалиста (неужели
инструментальной работы такого класса было не достаточно?!!), коим и стал
Питер Маррино (Peter Marrino). Впрочем, после того, как турне для группы
стал подготавливать в срочном порядке созданный букинг-отдел Shrapnel
Records, сразу стало понятно, откуда дует ветер - это был один из тех
"гениальных" советов, что дал Майк Уорни, пользуясь правом владельца
компании и источника финансирования группы (мне он напоминает Карла-Ульриха
Вальтербаха, владельца Noise Records, также направо и налево раздававшего
свои "рекомендации приказного типа"). До этого момента гастроли групп со
Shrapnel Records подготавливались различными сторонними букинг-агентствами;
Cacophony же стала первой группой, гастролирующей при поддержке самого
лейбла. Ударником был принят известный сессионный виртуоз и постоянный
партнер Shrapnel Records Атма Анур (Atma Anur). Партии бас-гитары исполнил
сам Марти Фридман, - толстые струны оказались не по зубам Джейсону. Фото
для обложки альбома было выполнено на фоне изображения метагалактики
(по-моему, это была M-61), временно позаимствованного из местного
планетария.
Альбом вышел в 1987 году и показал, что дуэт Фридмана и Бекера оказался...
да-да, действительно великолепен!!! :) Два виртуоза прекрасно дополняли
друг друга, и результатом этого слияния было звучание, сносящее на своем
пути все правила и установки - та самая смесь shred'а (т.е. "нарезалова") и
неоклассики с экзотическим звучанием, которая и по сей день является
"визитной карточкой" Марти Фридмана. Немногими слабыми местами альбома были
вокал (хотя он и был вполне "в стиле 80-х годов"), бас-гитара, партии
которой Марти приходилось придумывать на ходу, и ударные, на некоторых
композициях записанные, к сожалению, в последнюю очередь, уже после
основных гитарных партий (этим объясняется, но ни в коем случае не
оправдывается некоторая "лажа" в исполнении ;). Для турне, уже ждавшего
группу на пороге студии, были подобраны высокотехничный бас-гитарист Джимми
О'Ши (Jimmy O'Shea) и неплохой ударник Кенни Ставропулос (Kenny
Stavropoulos) - Анур не поехал в турне по причине занятости в качестве
сессионного музыканта, его график уже был расписан на несколько месяцев
вперед.
Следующий альбом, "Go Off" (1988), был лишен большинства этих недостатков -
всех, за исключением вокала; партии же ударных на альбоме были исполнены
настоящим мастером экстра-класса, одним из лучших ударников в мире
"профессором ударных" Дином Кастроново (Deen Castronovo - что бы вы мне ни
говорили, Атма Анур по сравнению с ним просто меркнет). Но интерес к новому
альбому на этом не заканчивается - здесь Марти и Джейсон еще дальше
продвинулись в направлении гитарно-инструментальной музыки. Альбом
смешивает в себе самые различные стили, хотя по прежнему опирается на
мощное роковое звучание с металлическим оттенком. Среди быстрых и
энергичных композиций даже замаскировались и несколько интересных баллад,
демонстрирующих многогранность таланта гитаристов. Кстати, необходимая для
оформления обложки альбома клетка была найдена только в одном экземпляре, к
тому же она была не алюминиевой, а пластиковой; ее покрасили серебряной
краской, затем сфотографировали с каждым из музыкантов, и использовали
фотомонтаж. Также с этого альбома у Фридмана и Бекера появился новый
гитарный спонсор - известнейшая в основном благодаря своим усилителям и
электронике фирма Carvin.
В перерыве между турне в поддержку "Speed Metal Symphony" и записью "Go
Off" Марти успел записать "Dragon's Kiss" (1988) - свой настоящий сольный
альбом, на сегодняшний день являющийся классикой жанра и одним из эталонов
стиля. До отказа наполненный интригующими сольными гитарными партиями и
экстраординарной работой ударника Дина Кастроново, он содержит выдающиеся
композиции и впечатляющую демонстрацию техники игры на обоих инструментах.
Все песни альбома являются инструментальными композициями (ну наконец-то!),
и запоминающиеся экзотические мелодии что-то наподобие смеси арабских и
японских мелодий с сильным влиянием неоклассики - впрочем, достаточно
сказать, что это просто "100%-ный Марти Фридман" :) по праву фокусируют на
себе внимание слушателей. Без сомнения, "Dragon's Kiss" - одно из
величайших достижений Марти Фридмана и как композитора, и как музыканта.
Этот альбом сделал Марти широко известным среди поклонников гитарной
музыки, и его наконец-то услышали и признали в широких кругах музыкальной
общественности.
Кстати, композиция "Jewel" с этого альбома, будучи написанной совместно с
Джейсоном, была настолько любима ими обоими, что дело чуть ли не дошло до
ссоры, когда они стали "делить" ее - выяснять, на чъем сольном альбоме она
смотрелась бы лучше. Решив оставить выбор на волю случая, они, образно
выражаясь, поставили композицию на кон футбольного матча между
"Краснокожими" ("Redskins") и "Сорокадевятниками" ("49ers"). Как видите,
"Краснокожие" выиграли :))). Кстати, на этой и еще нескольких композициях
альбома можно услышать гитару Бекера, принявшего участие в записи в
качестве специально приглашенного гостя. Немногим позднее Фридман в ответ
исполнил несколько гитарных партий на первом сольном альбоме Джейсона
Бекера "Perpetual Burn", вышедшего в том же 1988 году.
Вот что говорит сам Марти Фридман о "Dragon's Kiss": "Я удовлетворен
достигнутым на 90%. По-моему, в партиях ритм-гитары я местами переборщил с
"distortion", что сделало звучание альбома довольно-таки грязноватым,
особенно в "Thunder March"; я думаю, мне все-таки следовало сыграть
ритм-партии чистым звуком или вообще обойтись без них, оставив одни только
соло".
К 1989 году развитие Cacophony зашло в тупик. С одной стороны, их новое
звучание и разнообразные по стилистике композиции в переспективе позволяли
достичь широкого коммерческого успеха; с другой стороны, Shrapnel Records
не могла обеспечить им поддержку необходимого уровня, а с таким творческим
багажом они явно не могли рассчитывать на широкий успех у целевой аудитории
лейбла. Группе не помогла даже смена вокалиста (на некоего Дэна с более
традиционным мелодичным вокалом) и лейбла (на более крупную Rainbow
Records), и, по причине низкого коммерческого успеха в июне 1989 года
группа была распущена. Джейсон Бекер присоединился к группе Девида Ли Рота
(David Lee Roth, бывший вокалист Van Halen), а Марти Фридман
сконцентрировался на преподавании в гитарном колледже. По крайней мере, это
позволило ему подготовить и выпустить свою первую видеошколу игры на гитаре
"Exotic Metal Guitar" для Hot Licks Productions. В ней он впервые
представил широкой общественности взгляд "изнутри" на свой стиль игры и
уделил основное внимание конструкции оригинальных соло.
Продолжение следует...
 |
|