Гитаристы / Frank Gambale
Фрэнк Гамбале - один из самых
значительных новаторов мировой гитарной музыки. Пионер в развитии техники
игры свипом, блестящий педагог, изобретательный джаз-гитарист. Фрэнк
Гамбале сотрудничал со многими выдающимися музыкантами, такими как Чик
Кореа, Стю Хэмм, Стив Смит и многими другими. Один из проектов, в которых
он участвовал, получил награду Грэмми. Фрэнк также выпустил 11 сольных
альбомов и несколько видеошкол.
Автор раздела: Антон Ивлев
Дополнительный материал: Официальный вебсайт
Вместо эпиграфа (93 кб)
МОНОЛОГ
Фрэнк родился и вырос в Австралии, городе Канберре. На гитаре начал
играть с семи лет. Тогда основное влияние на него оказали блюз-музыканты,
такие как Джимми Хендрикс, Джон Майал, Эрик Клэптон и Джерри Гарсия. В
юношеские годы он открыл для себя Стили Дана (Steely Dan), братьев Брекер
(The Brecker Brothers) и Чика Кореа (Chick Corea), которые перенаправили
его музыкальный потенциал к джазовой направлению. В 15 лет Фрэнк бросает
заниматься гитарой и усиленно осваивает фортепьяно, так как ему очень
хотелось стать вторым Чиком Кореа. Эта увлеченность не прошла даром: Фрэнк
великолепно играет на клавишных.
Ф. Гамбале: Да, я начал с семи лет. Два моих старших
брата занимались музыкой, ну и меня вдохновили. Чика Кореа я открыл в
14 лет. После 7 лет занятий на гитаре я разочаровался в гитаристах и
гитарной музыке. Это произшло тогда, когда я заметил, что большинство во
всех произведениях повторяют одни и те же три блюзовые фразы. Гитара мне
просто надоела. Кореа, клавишники и саксофонисты выражались более сложным и
продвинутым языком, это и подтолкнуло меня оставить гитару на целых два
года. Я снимал и изучал импровизации Кореа и многие произведения мог
сыграть на память. Сейчас я также люблю пианино, собираюсь купить рояль
домой. Всю жизнь хотел, надо, в конце концов, исполнить мечту. Снова хочу
играть.
В 1982 году, в возрасте 23 лет, Фрэнк покидает родную Австралию и
уезжает в Голливуд, учиться в Guitar Institute of Technology (GIT).
Студентом он играет в различных клубах со многими музыкантами и публикует
книгу "Speed Picking."
Ф. Гамбале: Я хотел быть
поближе к тому месту, откуда происходила моя любимая музыка. Все, что я
тогда слушал, брало начало в Голливуде и Лос-Анжелесе. Меня, как магнитом,
туда тянуло, а GIT оказался единственным учебным заведением, который мне
позволял остаться в США на год. Не обошлось и без культурного шока: в
Австралии нет городов, где бы применялись 20 телефонных кодов!!! От
гитары я сходил с ума. В институте училось огромное количество одаренных
музыкантов, а город кишил многочисленными клубами, где играли великолепные
группы. Занимался я по 12 часов в день. В моей жизни не было ничего, кроме
гитары. Я впитывал все, что только можно из ДиОрио, Мока, Хендерсона и Джо
Пасса. Хорошее было время! Тогда я повстречал своих лучших друзей и коллег,
которые и сейчас рядом со мной. Очень много времени потратил на отработку
игры свипом и, еще будучи студентом, написал книгу "Speed
Picking". После окончания института мне предложили место
преподавателя, что оказалось весьма кстати, так как денег не было вообще.
То есть следующие 4 года я не выпускал гитары из рук по 12 часов в день уже
в качестве преподавателя.
Фрэнк окончил институт с высшими оценками и званием "Студент
года".
Ф. Гамбале: Я был очень рад, что нашел работу
преподавателя музыки. Там же учительствовали Джо ДиОрио и Скотт Хендерсон,
и мы часто часами джемовали вместе.
В 1986-м году Фрэнк подписывает контракт на запись 3 альбомов с
небольшой студией звукозаписи "Legato", начиная, таким образом,
свою сольную карьеру.
Ф. Гамбале: Думаю, что австралийской происхождение
давало мне преимущество, потому что из-за акцента я привлекал внимание.
Если американцы и не запоминали мое имя, то они все равно помнили
"того австралийского парня". К тому же, в то время австралийские
группы успешно завоевывали американский рынок. Можно назвать Men At Work,
AC/DC, Little River Band, Olivia Newton John, Midnight Oil, INXS и другие.
Многие американцы даже понятия не имеют, что эти музыканты из Австралии. Я
знал, что никогда не вернусь в Австралию, хотя мои родные остались там. Я
уже находился в стране, где хотел строить свою жизнь.
В этом же году Фрэнк отправился в турне в составе группы Жана-Люка
Понти (Jean-Luc Ponty).
Ф. Гамбале: Понти я любил также, как и Кореа. Мне
импонировало его чувство мелодии и ясность аранжеровки, и звук его скрипки
меня тоже привлекал, такой более "мясистый" и теплый, чем у
других. Гитара и скрипка очень красиво сочетаются. Помню, как я впервые
послушал альбом "Aurora", который до стих остается одним из моих
любимых. Там я познакомился с игрой молодой пианисткой Патрис Рушен
(Patrice Rushen). Позже мы часто вместе выступали в клубах: (Она
великолепна!). Я также открыл Холдстворда (Holdsworth) в другом
классическом альбоме Понти - "Enigmatic Ocean". Там же участвовал
барабанщик Стив Смит (Steve Smith). Это был его первый альбом. Потом судьба
свела нас на долгие 13 лет в проекте Vital Information. С Понти я
проработал только три месяца в 1986-м году. У него наступил промежуток
между студийными контрактами, и, когда турне подошло к концу, он сказал,
что делает перерыв, по крайней мере, на год. Ну, я-то не мог себе такого
позволить, поэтому мне пришлось заняться поиском работы. Так я пришел к
Кореа.
Сотрудничество Фрэнка с Чиком Кореа продолжалось 6 лет. За это
время было записано 5 альбомов, получен один приз Грэмми и две номинации на
Грэмми. Чик Кореа помог Фрэнку заявить о себе в музыкальном мире.
Ф. Гамбале: Я записывал свой первый альбом
"Pump It" на студии Mad Hatter, которой руководил Кореа. Это было
двухэтажное здание, где также располагались офисы, менеджеры, секретари,
другие сотрудники Чика. Однажды я паковал свои гитары в машину, как
заметил, что из офиса выходит женщина. Я поздоровался, дал ей свою визитку
и сказал: "Если Чику понадобится гитарист, пожалуйста, сообщите
мне". Это оказалась Эвелин Брехтлейн, жена прекрасного барабанщика
Томми Брехтлейна (Tommy Brechtlein), и секретарь менеджера Чика Кореа. Как
бы там ни было, через пару месяцев раздался звонок, и меня пригласили на
прослушивание. Все прошло удачно. Я сыграл только одну вещь, Чик выскочил
из-за пианино, пожал мне руку и сказал, что мои усилители будут стоять на
сцене так-то и так-то. Я понял, что меня взяли. Хорошо, что я отбросил
клавишные и, благодаря брату Нунцио, снова взялся за гитару. Уж в ком, но в
еще одном пианисте Чик точно не нуждался... !
Кореа доверял моим способностям. Как-то я обратился к нему помочь
разобраться в концепции какой-то гармонии в песне. В это время он был
погружен в свои сложные манипуляции с синтезаторами. Чик посмотрел на меня
и говорит: "Фрэнк, если бы я не доверял твоим музыкальным
способностям, тебя бы здесь не было... Все решения по гитарным партиям я
оставляю тебе. У меня и так забот с клавишными хватает". Да, это
здорово! Кореа писал всю музыку и делал аранжировки. Я бы ни ноты не
поменял. Гитарное соло, конечно, импровизировалось.
В тот же год фирма Ibanez показала Фрэнку свою новую модель и,
благодаря совместным усилиям, в 1987-м году по всему миру начались
продаваться 4 модели Фрэнка Гамбале: FGM100, FGM200, FGM300 и FGM400.
Ф. Гамбале: Ibanez разработала новую гитару, и им был необходим
кто-то для продвижения ее на рынке. Гитара мне понравилась, я внес
кое-какие дополнения, так, в конце концов, появилась моя модель.
Стандартная S-серия, измененная под мои запросы.
В 1992-м году Фрэнку захотелось, наконец, начать делать что-то
свое, и он впервые со своей группой отправляется в турне по всему миру: в
Бразилию, Аргентиру, Чили, Австралию, Германию, Швейцарию, Японию и США. Он
провел огромное число семинаров и мастер-классов во множестве стран от
Южной Африки до Уругвая.
Ф. Гамбале: Я покинул коллектив Кореа, потому что хотел играть
свою музыку. Вот и все. Я наиграл Чику кое-что из своего альбома "The
Great Explorers", и он был сражен. Именно Чик подвинул меня к решению
уйти. Я так и сделал. Он сказал, что я его любимый гитарист, а я ответил,
что он мой любимый пианист. На этом мы и распрощались.
Я люблю сочинять. Прошло немало времени, пока мне самому стали нравится
свои произведения. Трудно добраться до точки, когда чувствуешь, как душа
перекликается с твоей собственной музыкой, которую бы ты слушал всю жизнь,
наряду с творениями великих музыкантов. Всегда сравниваешь себя с другими,
когда начинаешь. Сейчас уже нет. Сейчас я просто пишу, и надеюсь, что людям
это нравится. Рынок для той музыки, которую я делаю, очень мал, и поэтому,
естественно, те, кто все же слушают мое творчество, ожидают высокое
мастерство игры, интересную смену аккордов, продуманную аранжировку. Именно
этим я и занимаюсь. Я стараюсь найти запоминающуюся мелодию, которую бы
можно было спеть, а потом придумываю солирующие партии для
виртуоза-гитариста. Мне хочется также быть честным, поэтому не делаю
"коммерческой" музыки. Мою музыку трудно конкретно
охарактеризовать, и студии звукозаписи истекают потом, чтобы ее продать, а
крупные радиостанции не хотят пускать ее в эфир, но это все равно: Я не
предам тот подход к музыке, который мне кажется верным. Моя музыка не для
всех, но мне нравится ее создавать, поэтому никаких компромиссов.
В 1996-м году Фрэнку предложили должность заведующего отделением
гитары в новом тогда музыкальном учебном заведении L.A. Music Academy. Он
составил основную программу для этой школы, учеба в которой расчитана на
один год. Академия имеет добрую репутацию и пользуется большой
популярностью. Фрэнк преподает раз в неделю и руководит отделением гитары,
которое он, собственно, и выпестовал.
Ф. Гамбале: L.A. Music Academy ( LAMA ) - молодая
школа. Я всегда хотел открыть школу, потому что у меня есть четкое видение,
каким должно быть преподавание музыки, и именно это видение мне и хотелось
претворить в жизнь. Но раньше всегда времени не хватало. И вот я встретил
Ганса-Питера Бекера (Hans-Peter Becker), который закончил GIT, как и я. Он
был недоволен тем, как поставлено преподавание в GIT, и хотел сделать
лучше. По возвращению в свою родную Германию, Бекер работал в 20-ти
небольших музыкальных школах, и у него была мечта открыть хорошую школу в
Лос-Анжелесе, поэтому он и связался со мной с просьбой помочь организовать
отделение гитары. Работы было очень много. Я написал программы, расчитанные
на год, по гармонии, композиции, технике импровизации. Мне нравится
атмосфера в нашей школе. Школа не очень большая, и мы уделяем много
внимания каждому ученику в отдельности, которые у нас очень упорно
трудятся.
Недавно Фрэнк основал свою студию звукозаписи Wombat Records.
Студия выпустила двойной концертный альбом "Resident Alien - Live
Bootlegs", альбом "Imagery Suite" - дуэт с Мауриццио
Колонной (Maurizio Colonna), знаменитым классическим гитаристом. Также
выпущено еще 2 альбома: концерт в Польше в 1996 г. и "More Bass
Please" - со старым другом Фэнка, Тони Машампом (Tony Muschamp).
Ф. Гамбале: Свою долю
проблем с плохими контрактами я получил, как и многие музыканты. Со
временем приходит опыт. Опыт этот заключается в том, что студии
звукозаписи, издатели, видеопроизводители и т.д. эксплуатируют тебя до
последнего, и в конце концов оставляют ни с чем. Музыканты часто забывают,
что производители - НИЧТО без артистов. Если музыкант заключил контракт и
альбом хорошо продался, то на следующий альбом следовало бы потребовать
больший процент для себя. Довольно опасно подписывать контракт на 7
альбомов и при этом не изучить досконально то, что пишут мелким шрифтом.
Моя студия Wombat Records небольшая, но там я могу делать все, что
хочу, и мне не нужно побираться у крупных компаний. Я выкупил права на
свои первые 3 альбома: "Brave New Guitar", "A Present For
The Future" и "Live". Альбомы, записанные на JVC, мне не
удалось выкупить, потому что их перепродали другой компании, и я не смог
даже выяснить, кому. Я немного беспокоюсь о судьбе этих альбомов, потому
что не знаю, будет ли эта компания выпускать все пять штук. Но теперь
никто не сможет играть роль Бога в судьбе моей музыки.
В течение 13 лет Фрэнк работал в группе Vital Information, в состав
которой входили также барабанщик Стив Смит (Steve Smith), клавишник Том
Костер (Tom Coster) и бас-гиарист Бэрон Броун (Baron Browne). Группа
выпустила 7 альбомов. Также Фрэнк Гамбале записал 3 альбома на студии
Майка Варни (Shrapnel Records / Tone Center) со Стю Хэммом (Stu Hamm) и
Стивом Смитом: Show Me What You Can Do (1999 г.), The Light Beyond (2000
г.) и GHS 3 (2003 г.).
Ф. Гамбале: Последний альбом VI "Where We Come
From" получил приз американской ассоциации Indie - "Лучший
джазовый альбом 1998 г." Наш альбом со Стивом Смитом и Стю Хэммом
"Show me what you can do" кому-то нравится, кому-то нет. Иногда
говорят, что это самый невероятный инструментальный альбом за последние
годы. Лично я считаю, что это одна из лучших моих работ. Весь альбом был
придуман и записан в течение 9 дней. Мы начали с парой идей в голове, тут
же сочиняли и записывали, все находу. Я очень горжусь этой работой, она
была настоящим всплеском творчества и вдохновения. В студии Tone Center
Records мы также недавно закончили альбом "The Light Beyond". Он
немного отличается от предыдущего, но такой же внушительный.
Фрэнк Гамбале также записал на студии Стива Вая (Favored Nations),
альбом под названием "Coming To Your Senses", который многие
считают одним из самых удачных его альбомов.
Ф. Гамбале: Со Стивом Ваем мы познакомились около
года назад. Это прекрасный человек, очень добросовестный, честный и
дружелюбный. Мне нравится его студия. Во-первых, мне не нужно было ему
доказывать, что я умею играть. Во-вторых, мне не нужно было ему доказывать,
что моя музыка хорошая. Он слушал мой альбом в машине, хотя говорил, что
редко так делает. Уверен, что его фирма может правильно организовать выпуск
альбома. Я не стал выпускать "Coming To Your Senses" на своей
Wombat, потому что у студии Вая больший бюджет и лучшие возможности,нежели
у меня. Мне пока о таком приходиться мечтать:
AESFG - подписная модель Фрэнка Гамбале
Не так давно Фрэнк разорвал контракт с Ibanez и заключил новый с Yamaha
Guitars. Количество проданных гитар новой модели уже намного превысило
запланированное первоначальным проектом реализации.
Ф. Гамбале: Я ушел от Ibanez, потому что некоторые
моменты в ведении бизнеса ими я считаю неэтичными, особенно после 13 лет
преданного сотрудничества. Дизайн новой модели Yamaha был разработан
мной. Мы начинали абсолютно с нуля и получилось очень здорово. Мастера
фирмы позволили мне делать, все, что я хочу (в пределах разумного,
конечно). На Ibanez мне бы просто не дали развернуться. Получился
блестящий инструмент. В гитаре применена новая система настройки, которая
называется Fretwave. Первые два лада модифицированы, чтобы гитара лучше
строила, и она строит намного лучше стандартных инструментов. Еще я
также подписал контракт с фирмой Carvin для разработаки нового
предуселителя. Он будет выпущен к январю 2004 г.
ХАРАКТЕРИСТИКИ AESFG: - Гриф: клен 25,5
(звукосниматели вставляются изнутри)
- Накладка грифа:
палисандр
- Лады: 24 с системой ладов Fretwave
- Мензура:
648мм
- Звукосниматель: Seymour Duncan
- Колки: Sperzel
(США)
- Регуляторы: 5-позиционный переключатель звукоснимателей,
мастер-громкость, тембр
- Бридж: плавающее тремоло Wilkinson VS100,
гребенка для пружин монтируется непосредственно в торец гриф
СОВЕТЫ ГИТАРИСТАМ ОТ ФРЭНКА ГАМБАЛЕ Я встречал
гитаристов, которые заявляли, будто играют уже 20 лет, но когда их
слушаешь, становится ясно, что играть они не умеют. С другой стороны,
некоторые скромно говорят, что держат в руках гитару всего 7 лет, а их игра
просто блестяща. Это означает только одно: умение играть гитаре не зависит
от того, как долго у вас есть гитара, а от того, что вы, собственно, с ней
делаете. Необходимо считать время, помноженное на качество занятий. Важно
фокусироваться на том, чего еще не знаешь. Сидеть на дорийском ладу в
ми-миноре не имеет никакого смысла, если вы его уже знаете. Двигайтесь
дальше! Дорийский ми-минора никуда не денется, он будет там, когда вы
вернетесь.
Всякий раз, когда вы садитесь заниматься, изучите что-нибудь
новое. Помню, я не мог играть в тональности ми-бемоль, а все из-за того,
что ее ноты располагаются между точками на грифе: Я решил проблему в
течение месяца, играя только в ми-бемоль. Вскоре стало ясно, что ми-бемоль,
это тоже самое, что и тональность ми, только на один лад ниже! Или тоже
самое, что и тональность ре, но ладом выше!!!
Я считаю, что гитаристу важно знать все о теории гармонии, а
также хорошо читать с листа. Кроме того, важно получать удовольствие от
игры. Всегда занимайтесь под ритм-машину или секвенсор, чувствуйте ритм и
настраивайтесь на него сами.
Не думаю, что вы сможете играть на других инструментах также
хорошо, как на своем основном, однако важно понимать другие инструменты,
если вы сочиняете для них музыку. Игра на пианино вдохновляет меня на новые
идеи для гитарной музыки. В этом смысле она очень полезна.
Я никогда не занимался отработкой техники. Это я всегда говорил.
Если вы только отрабатывайте технику, то в конце вы кроме техники не
получите ничего. Техника в музыке вторична. Это не значит, что музыкальную
мысль сыграть легко. Двухоктавное арпеджио трудно сыграть, чтобы оно хорошо
звучало. То есть нужно работать над интересными музыкальными идеями,
которые технически сложно исполнить.
Концепция свипа была известна давно, просто с ней долго никто не
работал. Многие гитаристы думали, что это невозможно сделать, особенно
играть свипом в ритм. Я так никогда не думал, это трудно, но не невозможно.
Я развил игру свипом, потому что мне нравится его логика. Зачем делать
медиатором 33 движения, когда можно сделать только 15. Это очевидно. Я взял
концепцию свипа и выплеснул ее наружу, и теперь свип является обычным
приемом игры на гитаре. До меня настоящего свипа не было. Все
задокументировано в моей книге "Speed Picking", а также на видео
"Monster Licks" и "Sweep Picking" (описание
видеошкол вы найдете на официальном сайте Гамбале. прим.
А.И.).
По моему мнению, важно изучать все: теорию, чтение с листа,
технику, импровизацию и т.д. Если вы не знаете, что нужно сыграть на аккорд
E7#9, значит вам нужно это выяснить и натренировать. Умение слышать лад,
играть его арпеджио, пентатонику... Иногда полезно просто без гитары
посидеть и подумать, что у вас на повестке дня стоит следующим для
изучения.
|
|