| |||||||||||||||||
Гитаристы / Ли Ритенур (Lee Ritenour) вне границ музыкальных стилейАвтор: Кумиров М Выдающийся гитарист тихоокеанского побережья Калифорнии Ли Ритенур, действительно, сумел стереть границы музыкальных стилей и направлений в своем творчестве. В его дискографии можно найти альбом на любой вкус, начиная записью в 1993 году диска "Wes bound", ставшего золотым, который музыкант посвятил великому джазовому гитаристу Уэсу Монтгомери (Wes Montgomery), и заканчивая исполнением классики с участием пианиста Дейва Грузина (Dave Grusin) на "Two Worlds" 2000 года. Удивительно плодотворной сложилась карьера у "Капитана Пальцев", как прозвали Ли его коллеги за скорость и чистоту звукоизвлечения. Первый сольный альбом "First choice"вышел ещё в далеком 1976 году, и с тех пор гитарист старается радовать публику каждый год выпуском нового. Помимо работы над собственными проектами Ли Ритенур всегда был востребован в качестве сессионного музыканта, что характерно для таких мастеров гармонии звуков, как и он сам. 28 лет прошло после дебютного релиза, как же сейчас "Captain Fingers" смотрит на пройденный этап: "Я, действительно, благодарен своей долговечности в музыке и способности всегда концентрироваться на творчестве, даже когда у тебя дела идут не так". Но тогда, в начале своего творческого пути, вернее, до него Ли Ритенур избирал для себя место в музыкальном пространстве. В 1964 году в возрасте 12 лет отец привёл его в Голливудский гитарный колледж, где молодой гитарист начал осваивать инструмент и в дальнейшем развивать свой стиль. Но Ли уже знал, что хочет играть и джаз, и рок. В этих стилях он выделил музыкантов, игра которых была его стимулом для достижения собственных музыкальных целей: в джазе - Джо Пасс (Joe Pass), конечно, Уэс Монтгомери, Кени Барелл (Kenny Burrell); в роке - Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Эрик Клэптон (Eric Clapton). "Фьюжн:это по мне, лучшее из двух миров", - так характеризует Ли появление такого явления, как фьюжн (fusion) - сочетание джаза и рока. Очень своевременно! Немного позже Ли Ритенур обратился к латиноамериканской музыке, которую он затем стал регулярно внедрять в своё творчество. На многих его альбомах можно услышать зажигательные ритмы благодаря сотрудничеству с бразильскими перкуссионистами, например, с Армандо Марселом (Armando Marcal), Паулиньо де Кастой (Paulihno da Costa). О своих латиноамериканских опытах сам музыкант говорит, что изучение более изящного звучания джазовых гармоний, ритмов привели его в эту музыку. Примечательно то, что Ли прекрасно ощущает себя в любом стиле и направлении. Исполнив на концерте первую композицию в чистом джазовом ключе, он может поменять свой полуакустический Gibson на электрический Fender, и в следующей уже будет звучать фанковая или джаз-роковая тема. Безусловно, такой новаторский подход к музыкальной деятельности является характерной особенностью и достоинством этого гитариста, так как всё созданное им - это результат искреннего творчества. В середине 70-х уникальная техника игры стала той самой причиной, по которой Ли Ритенура приглашали для записи своих альбомов самые именитые группы и исполнители - Херби Ханкок (Herbie Hancock), Стэнли Кларк (Stanley Clark), Квинси Джонс (Quincy Jones) и др. "Captain Fingers" полностью тогда сформировал свой универсальный стиль. В его мелодических линиях содержится свойственная ему элегантная фразировка, в которой прекрасно сочетаются различные приёмы игры на гитаре. Конечно, всеми этими возможностями он овладевал днями и ночами напролёт в период своей учёбы. Многое Ли Ритенур перенял у гитаристов 60-х, например, у Уэса Монтгомери, игру октавами большим пальцем правой руки, которая даёт мягкий плавный звук в отличие от медиатора. Умение играть на классической гитаре, с канонической постановкой обеих рук, только ещё более делает творчество этого музыканта привлекательным. Все 80-90 гг. Ли Ритенур продолжает развивать свои творческие замыслы. Его альбом "Harlequin" 1991 года получил грэмми. Также все эти годы Ли сотрудничает с другими блистательными музыкантами. В том же 91 году состоялся концерт под названием "Ли Ритенур и друзья", который проходил в Лос-Анджелесе. Среди музыкантов, приглашенных для совместного выступления, были многие из тех, кто был рядом с Ли до, и ещё будет после: Фил Перри (Phil Perry), Боб Джеймс (Bob James), Харви Мейсон (Harvey Mason) , Эрни Уоттс (Ernie Watts) и др. Композиции, исполненные на этом знаменательном концерте, снова изобиловали многообразием стилевой принадлежности так, что, в конечном итоге, думается, что любой сторонник разграничения музыкальных жанров в этом случае может и запутаться. Проще говоря, выдающийся гитарист Ли Ритенур смог преодолеть различные формальные границы музыкального пространства, как это делают, впрочем, многие другие музыканты такого уровня. "Это прекрасно, что я всё ещё могу создавать музыку, которую люблю!",- как-то раз сказал Ли.
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |