Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Гитаристы / Yngwie Malmsteen / Как и зачем скаллопировать гриф?

Автор: Михаил Кузьмин

В этой статье речь пойдет о скаллопированных (scalloped), или как их у нас в простонародье называют, "проточенных" грифах. Самыми известными из гитаристов, использующие их в своей игре, являются Ричи Блэкмор и Ингви Мальмстин. Так зачем они все-таки это делают? Попробую объяснить, основываясь на собственном опыте и немногочисленных источниках информации, которыми я владею.

Основным фактором, толкающим на это действие начинающих гитаристов, является даже не абсолютное непонимание самой сути вопроса, а скорее попытка подражания своему кумиру, который играет запредельно быстро для него. На самом же деле, как и всегда, со временем приходит понимание, или я бы даже сказал, "прозрение". Причин несколько, и я постараюсь логичным образом объяснить каждую из них.

Scalloped Neck Скаллопированным можно назвать гриф, между каждым порожком которого при помощи сподручных инструментов вытачивается углубление таким образом, что при нажатии пальцем на струну его подушечка не касается грифа, а упирается только на струну. Станет понятнее, если Вы взглянете на фотографию. Такие же грифы можно встретить еще у одного древнего инструмента - лютни. Ингви утверждает, что мысль о проточке грифа у него возникла в то время, когда он работал мастером по починке гитар, и ему попалась в руки лютня. Он попробовал сделать операцию над одним из "неудачных" гитарных грифов, в результате чего он вдруг стал "удачным".

"Я подтачиваю свои гитары с помощью напильника и наждака", - говорит Ингви. "Когда я прижимаю струны, они никогда не касаются грифа, только ладов. Большинство гитаристов, которые играют на моих гитарах, нажимают слишком сильно и струны звучат фальшиво. Я могу играть на любой гитаре, но предпочитаю все же проточенные - это дает больше контроля. Однако так труднее играть быстро, потому что струны стоят высоко".

Прислушаемся к совету маэстро и выделим первую причину: повышенный контроль над игрой. Ведь действительно - палец касается только струны и не достает до грифа, то есть Вы начинаете больше чувствовать саму струну и все, что с ней происходит, не упираясь в сам гриф. Начинаете чувствовать сам звук, и контролировать весь процесс звукоизвлечения уже с большим успехом.

Теперь перейдем ко второй причине. Если Вы слушали любое соло Ингви достаточно внимательно, и отбрасывали все первоначальный впечатления о скорости пикинга, то, конечно же, обратили (а может и нет) внимание на едва заметное вибрато, которое слышно даже при самых скоростных пассажах. Если Вы еще этого не слышали, то советую сделать это немедленно - Вы будете приятно удивлены, и это заставит переслушать многое из его творчества.

Значит, вторая причина - это неподражаемое микровибрато. Получается, что скаллопированный гриф позволяет а играть быстро, при этом добавляя (при определенной сноровке) в нужных местах неподражаемые акценты. А если теперь все это совместить с повышенным контролем над игрой? Красота!

Если Вы все-таки решились совершить над своей гитарой это "ужасное действо", то советую пред экзекуцией прочитать следующие несколько абзацев. Они, несомненно, должны помочь во время операции.

Итак, поговорим о технологии "проточки" грифа. Все, что нам нужно - это набор напильников и наждачная бумага. Ну и рабочее место, естественно. Один из напильников обязательно должен быть круглым или полукруглым, для того, чтобы добиться округлости выточенной полости между порожками на грифе. Наждачная бумага необходима для окончательной доработки гладкости и полировки и доведения грифа до товарного вида.

Первое, что необходимо сделать - это снять с гитары струны, закрепить ее должным образом на рабочем месте и позаботиться о том, чтобы его сильно не испачкать - пыли и прочих отходов будет очень много. Также необходимо определиться, до какой глубины стачивать - ведь бывают грифы, на которые под порожки укладывается специальная прокладка толщиной до полсантиметра. В этом случае надо действовать более осторожно, чтобы случайным залихватским движением его не сточить.

Стачивание начинайте осторожно, уверенными движениями напильника, начиная от середины замеренного расстояния между соседними порожками. Рекомендуется начать с ладов, которые расположены ближе всего к датчикам. Лично я на самый первый лад потратил порядка двух часов, кряхтя и нервничая, но вскоре уже приноровился к процессу, и работа пошла увереннее.

Чем ближе идет продвижение к краям, тем более точными и осторожными должны быть движения - можно случайно задеть порожек, тем самым снять с него стружку. Это практически не восстанавливается без последствий - придется менять порожек целиком, либо выравнивать его своими силами, что очень кропотливо, и, скорее всего, соизмеримо с работой по проточке всех ладов.

Не старайтесь добиться идеально округлой поверхности - это вряд ли получится с первого раза, имея в своем наборе такой маленький ассортимент инструментов. Тем более, я надеюсь, что свой первый эксперименты Вы будете проводить с инструментом не ручной работы, а с моделью, над которой не жалко поэкспериментировать. Я, собственно говоря, так и поступил.

Окончательная обработка мелкой шкуркой - самый последний шаг, и его можно оставить "на потом", или доводить до завершенного состояния после обработки каждого лада. Это уже Ваше дело. Наждачную бумагу, кстати, можно обернуть вокруг того же полукруглого напильника - это поможет решить проблему с неровностью полировки, и избавиться от бугров.

Надеюсь, что я смог ответить на большинство вопросов, которые могут возникнуть в процессе обработки. Удачи!

P.S. За испорченные и поломанные грифы редакция ответственности не несет! :)


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин