Гитаристы / Carlos Santana
Автор: Виктор Глейм
Еще задолго до того, как кто-либо мог слышать о Мировой Музыке (World
Music), в основе идеи которой лежит латиноамериканская, афро-кубанская и
другие виды этнической музыки, Карлос Сантана (Carlos Santana) уже играл и
смело прогрессировал в этом направлении, не боясь показаться смешным в
глазах людей на фоне давно знакомых им идей. Во времена, когда мир был
подчинен рок-н-рольной моде, пришедшей с Британским Вторжением и ищущей в
США огромной популярности, Сантана писал музыку, пропитанную свежими
идеями, и изучал ее эмоциональную глубину, дабы понять, какую силу она
имеет над людьми. И эта музыка покоряла сердца и души миллионов слушателей
по всему земному шару. Карлос сочинял магическую музыку, складывая ее
буквально по частям как мозаику, элементами которой являлись:
двенадцатитактная структура блюза, яркие рокерские риффы и афро-кубанские
ритмы. Все эти кусочки одного целого, собранные с необычайной страстью и
умением, и создали единую картину, на которой можно разглядеть сантановский
уникальный гитарный стиль, а его нельзя спутать ни с чьим другим. Гитара в
его руках звучит так, будто бы сустейн для него - явление безмерное,
теряющее смысл. Карлос заставляет ее петь, плакать и смеяться бесконечно
долго, придавая соло исполнению невероятно огромное значение.
Юные годы
История Карлоса Сантаны начинается, как и у каждого, с рассказа о
детстве. Родился он 20го июля 1947 года в деревне Аутлан, в Мексике. Будучи
пятилетним ребенком, Карлос благодаря внушениям своего отца Хосе (Jose
Santana) начинает учиться музыке, воспитываясь традициями своей страны.
Отец Карлоса был отличным скрипачом и опытным музыкантом, он научил сына
азам теории музыки и дал понять значение каждой отдельной ноты. Однако,
хотя Карлос и был взбудоражен первым знакомством с музыкой, но уже вскоре
полностью изучил стандарты национальной музыки и решил двигаться дальше,
желая познавать новое, неведомое доселе. Карлос хотел играть такую музыку,
которая была у всех на слуху - ту, которую каждый мог услышать по радио, -
рок-н-ролл. Когда он вместе с семьей переехал из родной деревушки в
разрастающийся город Тихуана в 1955 году, Карлосу было восемь лет - именно
в этом возрасте он впервые и взял в руки гитару. Учась играть, он подражал
Би Би Кингу (B.B.King), Ти Боун Уокеру (T-Bone Walker) и Джону Ли Хукеру
(John Lee Hooker), копируя их звучание. Вскоре домашние занятия стали ему
не в меру скучны и он начал играть в местных группах: одной из таких была
T.J. Так Карлос стал открывать в себе собственный стиль и совершенствовать
его, создавать уникальное звучание и проникаться все большим чувством к
музыке 50-60х годов.
В 1960 году семья Карлоса перебирается в Сан Франциско, а сам герой
остается в Тихуане, продолжая оттачивать свои музыкальные навыки в местных
клубах. Тем не менее, годом позже после отъезда родителей, он и сам,
наконец, уезжает со своей родины на север США. Там он поступает в школу,
где изучает английский, который ему был столь необходим, не забывая,
разумеется, и о своем предназначении - творить музыку. Влияние большого
города не могло пройти незамеченным: Сан Франциско со своей красочной
атмосферой, чуждыми традициями, правилами и новыми музыкальными стилями
заворожил Сантану. Это, пожалуй, была судьба. Только она могла привести
нашего героя в нужное время и в нужное место, потому как именно этот период
творческой жизни стал основополагающим для Карлоса Сантаны.
Блюз бэнд
На протяжении всех последующих пяти лет Карлос продолжает
совершенствовать свой исполнительский стиль - стиль, который в дальнейшем
стал образцом для многих музыкантов, перерастя таким образом в целый
музыкальный жанр. В 1966 году Сантана создает свою собственную группу,
назвав ее, не долго думая, "Santana Blues Band". К слову говоря, такое
название было далеко не случайным, а как раз наоборот - обязательным. Дело
в том, что согласно негласному требованию так называемого Музыкального
Единства, группа должна была носить название, основанное на имени своего
лидера. Состав группы часто претерпевал изменения, но вместе с Карлосом с
самого начала в ней работали: пианист и певец Грег Роли (Gregg Rolie;
родился 17 июня 1947 года в Сиэтле), бас-гитарист Дэвид Браун (David Brown;
родился в Нью Йорке 15 февраля 1947 года), с которым Карлос познакомился в
университете, а также Мишель Карабело (Michael Carabello; родился также в
1947 году, 18 ноября, в Сан Франциско) - его инструментом были барабаны
"конго". Дебютировав в таком составе, группа сумела буквально взорвать
улицы города, залив весь Сан Франциско энергией, исходящей от музыки,
которую они так умело и бодро играли.
В последующие два года группа пребывала на гребне волны под названием популярность, которая перенесла их с улиц Сан Франциско на сцену театра Fillmore West, где 16 июня 1968 года и состоялся их официальный дебютный концерт. Такого успеха ребята добились, конечно же, прежде всего благодаря своим стараниям, но немаловажную роль сыграл в этом действе и Билл Грэхам (Bill Graham) - продюсер, с которым некогда познакомился Сантана. Но это было только начало - парни продолжали нестись по бурному течению славы, достигнув в конечном счете известный всем Woodstock Festival, где они дали концерт в 1969 году. На этом фестивале Сантана раскрылся полностью - показал всю мощь и красоту своей музыки, разражающейся всплесками латинского рока. Все это и оказало самое весомое влияние на ценителей музыки, живущих в тот период, - с того самого момента и вплоть до конца 20го века многие были преданы его музыке, каждый раз удивляясь и радуясь его экспериментам.
Кумир, символ успеха
Музыкальный мир за пределами США принял в свои объятья Карлоса Сантану с
небывалой страстью. Народ был очарован его музыкой, вечно меняющейся,
постоянно переходящей из состояния бушующего шторма в легкий бриз, почти
что штиль - ярчайшая черта музыки Сантаны. Каждое новое издание, в числе
которых восемь золотых и семь платиновых альбомов, любое очередное
выступление на сцене, собирающее постоянно полные концертные залы и арены
стадионов, как зеркало отражало рост и прогресс Карлоса над самим собой.
Еще одна отличительная черта Карлоса, за что его очень любят поклонники, -
его речи, с которыми он обращается в зал. Эти устные послания
распространяют за собой мир, сочувствие, радость и понимание. Они доходят
до каждого, кто находится в зале, в холле, на арене, где угодно - в любом
месте, в каждой из пятидесяти стран, где когда-либо бывал Сантана на
протяжении своих гастролей. Но все поклонники, слушатели любят его прежде
всего за его музыку, которая теперь уже стала чуть ли не самой узнаваемой в
мире: ему достаточно один раз дотронуться до своей гитары фирмы PRS
(неотъемлемый атрибут его сценического образа) и всем станет ясно, что это
играет Карлос Сантана.
Он начал свою музыкальную карьеру вместе с Santana Blues Band с издания
дебютного альбома "Santana", который позже приобрел статус дважды
платинового, и "Abraxas", ставшим уже четырежды платиновым; в 1995 году
издал всеобъемлющий сборник, названный "Dance of the Rainbow Serpent".
Успешно начав записывать сольные работы под влиянием джаза, сочинив
нашумевший альбом "Blues for Salvador", он не так давно участвовал в записи
альбома Джона Ли Хукера "Chill Out". Записываясь сначала самостоятельно на
собственном лейбле "Guts and Grace", в студии которого он записал в 1993
году "Live Forever" (настоящий трибьютный альбом, посвященный своим кумирам
- Джими Хедриксу (Jimi Hendrix), Марвину Гайе (Marvin Gaye), Бобу Марли
(Bob Marley), Стиви Рей Воэну (Stevie Ray Vaughan) и Джону Колтрейну (John
Coltrane), а в дальнейшем совместно со своим братом Джорджем (Jorge
Santana) и племянником Карлосом Фернандесом (Carlos Hernandez) диск
"Brothers", он выпустил в 1996 году альбом "Mystic Man" итальянского
композитора Пауло Рустичели (Paolo Rustichelli). В 1988 году о Карлосе
впервые снимается фильм-ретроспектива "Viva Santana!", а в 1993 году группа
Сантаны записывает концертное видео "Sacred Fire"; через четыре года
издается еще одно видео - "A History of Santana: The River of Colour". Все
это лишь малая, но очень существенная часть жизни и творчества Карлоса
Сантаны, показывающая нам ту страсть, с которой он подходит к сочинению
музыки. А желание и любовь - те чувства, которые овладевают им, когда он
играет на сцене.
Такой же положительный настрой преобладал в его настроении, когда он
смело решил расширить свой творческий кругозор и посетить те географические
территории, где раньше никогда не бывал. Мы имеем в виду его роль в фильме
"La Bamba", совместное турне, начавшееся в 1988 году, с джазовым
саксофонистом Вейном Шотером (Wayne Shorter), а также участие в
рок-н-рольном саммите (первом в истории), прошедшем в 1987 году и
объединившем советскую и американскую рок культуру. Все эти затеи пришлись
по вкусу его поклонникам, но сам Карлос думал также и о том, как он сможет
использовать свои выступления, чтобы выделить средства на устранение
последствий землетрясения в Сан Франциско и чтобы помочь сиротам и
бездомным своего родного города - Тихуаны.
Награды и почет
Любовь и признание миллионов почитателей - это было у Сантаны уже давно.
Но это не единственный показатель, который можно привести в подтверждение
его таланта. Как музыкант и, прежде всего, как гитарист Карлос стал
обладателем многих почетных наград и званий. В номинации за лучшее
инструментальное рок исполнение (альбом "Blues for Salvador") он получил
Grammy Award в 1988 году. Титул лучшего гитариста и музыканта года Карлос
получал от Bammy Award десять раз, а в 1997 году его имя навеки было
запечатлено в Зале Славы Bammy. В США он получил еще огромное множество
наград, но и на родине, в Мексике, а также в странах Латинской Америки о
нем не забывали. Так, к примеру, в 1987 году генеральное консульство
Мексики наградило его и присудило звание почетного гражданина страны. Это
была своеобразная премия за двадцать лет творческой деятельности в музыке и
распространение латиноамериканских корней.
Сантана несколько раз избирался читателями истинно мужского журнала
"Play Boy" как лучший поп-рок гитарист. Почти каждый альбом его группы
становился платиновым, получая каждый раз награду R.I.A.A. В конечном счете
количество проданных альбомов по всему миру превысило планку в десять
миллионов - после этого Santana Band и получила еще одну награду,
Кристальный Глобус от CBS Records. В 1996 году журнал "Billboard" за
творческие заслуги присудил Карлосу одноименную, схожую с названием
издания, награду века. Будучи всегда примерным гражданином и истинным
гуманистом, наш герой, наверное, не был удивлен, когда в 1997 году ему были
вручены целых две награды: имени Артура Скота за умение работать с публикой
и за совершенство в исполнении музыки, и Golden Eagle Legend от Nostros.
Сегодня, если принять в счет более 30 миллионов проданных дисков и
порядка 20 миллионов поклонников по всему миру, можно сказать с абсолютной
уверенностью, что Карлос Сантана стал настоящим идолом для многих людей, и
прежде всего для начинающих музыкантов, только встающих на ноги, ищущих
свой путь в этом творческом мире. Можно также заверить Вас и в том, что
Сантана, постоянно продолжая путешествовать по земному шару, открывая для
себя неведомые доселе страны и посещая излюбленные места, находит все новых
и новый поклонников. Безусловно, все множество этих званий, наград, толпы
слушателей и миллионы проданных дисков - все это принесла ему его музыка -
искусство, живущее в его душе, которым он делится постоянно с людьми. С
помощью своей музыки он разбивает все географические и расовые барьеры,
ведь музыка - это язык, не знающий никаких границ. На этом языке говорит
каждый музыкант, в том числе и наш герой - Карлос Сантана. Для него это
прежде всего способ общения, познания мира; с его помощью он наполняет души
людей радостью, а разум каждого знанием, создавая в результате, возможно,
сам того и не осознавая, единое братство ценителей искусства, в частности -
музыки.
 |
|