| |||||||||||||||||
Школа / Альберт Ефремов / Работа рычагом
Сегодня мы поговорим о том, как использовать в своей игре такое приспособление как "рычаг тремоло" или "Floyd Rose". Каждый называет это приспособление по-своему. Короче говоря, речь пойдет о приспособлении, которое устанавливается вместо фиксированного порожка и позволяет опускать или поднимать высоту ноты на определенное количество тонов. Я буду называть это приспособление просто "рычаг". Существует различное количество систем такого рода, но главная задача этих систем состоит в том, чтобы при помощи рычага можно было опускать или поднимать высоту звучащей ноты. Выбор зависит от каждого из нас, что кому больше нравится. Главное чтобы система тремоло правильно работала. После использования рычага строй гитары должен оставаться стабильным, гитара не должна расстраиваться, рычаг должен быть достаточно мягким, при использовании рычага с вашим инструментом не должно происходить ни каких перемен, т. е. отгибания грифа каких либо механических повреждений и т. д. Если ваш рычаг не работает так как нужно, возможно вам потребуется отрегулировать механизмы вашего инструмента самостоятельно либо при помощи мастера, а иначе игра с таким рычагом может превратиться в большую проблему. Теперь перейдем к самой технике владения рычагом. Одним гитаристам нравиться, чтобы рычаг был жестко зафиксирован, другим чтобы болтался, в принципе опять выбирать вам: делайте так, как вам будет удобнее всего. Так как большой и указательный пальцы держат медиатор, то нагрузка при работе рычагом ложится на остальные пальцы правой руки, или если вы левша тогда левой. Нажимать на рычаг лучше всего ближе к его концу, тогда не потребуется прилагать слишком большого усилия для работы рычагом. Один из способов исполнения вибрато это вибрато при помощи рычага. В отличие от пальцевого вибрато, когда мы, раскачивая струну, поднимаем высоту звучащей ноты на определенное количество тонов, а затем возвращаем струну обратно, при помощи рычага мы можем опускать высоту звучащей ноты, а затем возвращать высоту ноты в исходное положение: Или можно опускать и поднимать высоту ноты относительно ее основной высоты. Такое вибрато при помощи рычага имеет несколько иную окраску, чем пальцевое вибрато. Кроме того, при помощи рычага можно делать вибрато нескольким одновременно звучащим нотам. В этом примере вибрато исполняется при помощи рычага (ноты на 14 ладу). А во втором такте примера нота G (4я доля) опускается при помощи рычага до ноты D. Интенсивность и глубину вибрато выбирайте по своему вкусу. Очень важный момент: во время использования рычага важно не забывать о глушении струн. В то время, пока правая рука занята рычагом, вся нагрузка по поводу глушения струн ложится не левую руку. Вот несколько советов как это сделать. Указательным пальцем возьмем ноту на третьей струне девятом ладу. Расслабленные средний и безымянный положим на шестую, пятую и четвертую струны таким образом, чтобы они слегка прижали эти струны, не позволяя им звучать, но не мешали звучать третьей струне. Мизинец положим на вторую и первую струны, таким образом заглушив их. Проведя медиатором по струнам убедимся в том правильно ли мы заглушили струны. Если все струны кроме третьей не звучат, значит правильно. Возьмем ноту ми на третьей струне средним пальцем. Расслабленный указательный должен лечь по верх всех шести струн таким образом заглушая их. Если вы возьмете ноту безымянным пальцем, то расслабленные указательный и средний должны заглушить струны. Возьмете ноту мизинцем глушите струны тремя пальцами. Один из важных моментов работы рычагом это умение опускать или поднимать высоту ноты на нужное количество тонов. Вот несколько упражнений, которые помогут вам научиться делать это правильно. Возьмите ноту ля на четвертой струне на седьмом ладу. Запомните высоту звучания этой ноты. Теперь возьмите ноту си бемоль (8й лад 4я струна) и при помощи рычага опустите ее на пол тона до ноты ля. Ваш слух должен подсказать вам, когда нужно перестать опускать рычаг. На первых порах можно воспользоваться помощью тюнера, подключив его таким образом, чтобы было слышно и саму гитару и тюнер при этом тоже работал. Опуская ноту на пол тона, ваш тюнер покажет, когда вы опустите ноту к ноте ля. Но помните, вы должны развить свой слух, ведь только он в дальнейшем будет контролировать, на сколько тонов вы опускаете ноту. Можно записать на магнитофон аккомпанемент из одного аккорда ля и прислушиваясь к аккомпанементу вам будет легче определить на слух правильно ли вы опускаете или поднимаете ноту. В первом примере мы опускали ноту на пол тона, теперь попробуем научиться поднимать ноту на пол тона. Возьмите ноту ля (4я струна 7й лад) запомните высоту звучания ноты. Затем возьмите ноту ля бемоль (4я струна 6й лад) и, потянув за рычаг, поднимите высоту ноты на пол тоне к ноте ля. Теперь попробуем сделать все так же как в первых двух упражнениях, только опускать и поднимать ноту будем на тон. В первом случае после ноты ля берем ноту си (4я струна 9й лад) опускаем на тон к ноте ля. Во втором случае после ноты ля берем ноту соль (4я струна 5й лад) и поднимаем к ноте ля. По такому же типу опускайте и поднимайте ноту на большее количество тонов. Помните, беря первую ноту, запомните ее высоту, высота этой ноты будет ориентиром для вашего слуха. Научившись точно опускать и поднимать ноту на нужное количество тонов, попробуйте теперь опустить высоту ноты на нужный интервал без контрольной ноты. Возьмите си бемоль (4я струна 8й лад) и опустите к ноте ля. Тоже самое попробуйте сделать, поднимая ноту. Усложним наши занятия. Вот упражнение, в котором мы опустим ноту сначала на пол тона, затем на тон, сыграв таким образом небольшую мелодию. Но для того чтобы сыграть эту мелодию точно сначала мы сыграем ее обычным способом, затем запомним, а теперь сыграем ее при помощи рычага. Нота до (10-4я струна 10 лад) опускаем ее на пол тона к ноте си, возвращаемся к ноте до, а для этого просто расслабляем руку и рычаг должен сам вернуться в исходное положение, затем опускаем на тон к ноте ля. Следующие упражнение похоже на предыдущее только ноты мы будем поднимать. Нота ля (4я струна 7й лад) поднимаем ее на тон, отпустив рычаг, возвращаемся к ноте ля, поднимаем ля к ноте до (1,5 тона). Не забывайте о глушении струн, старайтесь правильно интонировать мелодию. После того, когда у вас станет получаться играть эти мелодии при помощи рычага, попробуйте их играть без контрольных мелодий сыгранных простым способом. Попробуйте сыграть собственные мелодии, которые вы сможете придумать. И в заключение несколько примеров фраз с использованием рычага. Извлекаем ноту ми на 17 ладу 2я струна, затем опускаем ноту при помощи рычага на один тон и тут же возвращаем рычаг в исходное положение, делаем пул к ноте ре, нота ми, соль, бенд, тянем ноту ре к ноте ми (3я струна 19 лад), опять нота ми на 17 ладу 2я струна, соль, пул к ми, затем при помощи рычага опускаем ми к ноте ре, на третьей доле второго такта возвращаем рычаг в исходное положение, опять бенд к ноте ми на третьей струне 19 лад, ми на второй струне 17 лад, соль, пул к ми, ре 19 лад 3я струна, ми 2я струна 17 лад, снова ми, опускаем рычаг на 1,5 тона и тут же возвращаем его в исходное положение, соль, бенд к ноте ми 3я струна19 лад, и вибрато при помощи рычага. Второй пример. На четвертой доле первого такта ноту соль (открытая 3я струна) при помощи рычага опускаем к ноте до (3,5 тона), не отпуская рычаг, берем при помощи хаммера ноту си бемоль (3я струна 3й лад), быстро отпускаем рычаг в исходное положение. Вот такие дела. Надеюсь, вы справитесь с поставленными задачами. Просматривая видеоконцерты своих любимых гитаристов, обратите внимание на то, как пользуются рычагом они, если они им вообще пользуются. Экспериментируйте и вы найдете свой способ как применить рычаг в своей игре. Позднее я расскажу еще о других трюках с рычагом, но это будет позднее. И в конце совет от Joe Satriani: "Возьмите гитару, аккуратно отсоедините рычаг, положите его в кофр. Иногда лучше вообще не пользоваться рычагом." Удачи!
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |