| |||||||||||||||||
Школа / Альберт Ефремов / Вибрато
Вибрато является важным элементом исполнительской техники и придает звучанию те краски, при которых говорят, что гитара в его руках может разговаривать, плакать и т. д. Поэтому речь сегодня пойдет о вибрато. Многие начинающие гитаристы допускают ряд ошибок в освоении этого приема. Чтобы избежать в дальнейшем неправильного исполнения вибрато, я бы хотел сосредоточить ваше внимание на некоторых аспектах этой техники. При исполнении вибрато важна правильная постановка руки, но куда какой палец ставить, я описывать не стану. Про это написано достаточно много и я не являюсь исключением, поэтому пользуюсь теми же правилами что и другие гитаристы. Но на что бы я хотел обратить ваше внимание, подразумевая правильную постановку руки: это на то, как правильно распределить усилие руки, исполняющей этот прием. Очень важно не напрягать руку, следить за тем, чтобы плечо, предплечье, были расслабленны, а рука совершала равномерные колебания. Зажимая руку, вы из красивого, певучего вибрато, сделаете что-то похожее на вибрато, но оно получиться судорожным и некрасивым. Также важно следить за тем, с каким усилием вы прижимаете струну к ладу. Многие гитаристы применяют усилие во много раз большее, чем требуется для того, чтобы заставить струну звучать. Поэтому им приходиться преодолевать дополнительное усилие, которое возникает вследствие трения струны о лад, что ведет к напряжению руки и, как правило, вибрато не звучит должным образом. Это также относится и к исполнению бендов и в целом для других технических приемов. Наблюдая за игрой своих кумиров, обратите внимание на то, как они располагают свои руки при исполнении этого приема, попробуйте, годится ли такой способ для вас. Поищите такое положение рук, при котором, исполнение вибрато не будет вызывать у вас скованности. Теперь перейдем непосредственно к вибрато. Вибрато бывает нескольких видов. Продольное вибрато или классическое вибрато, когда ваша рука колеблется вдоль грифа подобно тому, как это делают скрипачи и роковое вибрато, когда ваша рука раскачивает струну поперек грифа. Надеюсь более точное описание этих приемов вы уже нашли, поэтому поговорим о том, на что следует обратить внимание. Качество вибрато зависит от того, какой характер оно имеет. Вибрато можно сделать с большой амплитудой, подтягивая струну на пол тона и больше, очень интенсивное, раскачивая струну с большой скоростью, можно использовать разлиную скорость и амплитуду. Из таких аспектов складывается фирменная марка вибрато, которая будет характеризовать ваш стиль. Еще один важный момент. Темп колебаний вибрато может совпадать с темпом произведения, может нет. В первом случае получается певучие вибрато, а второй вариант, если вы хотите сделать что-то дикое и сумасшедшее. Вам решать. Рассмотрим несколько примеров. В примерах я буду рассматривать роковое вибрато, но такой подход можно применить и к классическому вибрато, и вибрато рычагом. Для занятий нам потребуется метроном. Поставим метроном на темп где-то 120 ударов. Зажмем любую струну на любом ладу. На первый удар извлечем ноту, а на второй подтянем струну на такую высоту, которую вы посчитаете достаточной для исполнения вибрато. Это может быть подтяжка на 1/8, 1/4, 1/2 тона и выше (как вам больше нравится). На третий ослабим руку и позволим вернуться струне в исходное положение. На четвертый удар опять подтянем на ту же высоту. При этом медиатором извлекаем только первую ноту. Пульсацию такого вибрато, назовем четвертной. Теперь при том же темпе на один удар метронома извлечем ноту, а затем подтянем ее. Таким образом, мы получим пульсацию восьмыми. Все то же самое только на один удар сыграем четыре ноты. Получаем пульсацию шестнадцатыми нотами. Таким образом, мы добились разной скорости вибрато. Далее следует немного увеличить темп и попробовать все с начала. Можно поэкспериментировать с различной высотой подтяжки, добиваясь такой амплитуды раскачивания при которой ваше вибрато станет звучать так, как вам хочется. Прослушивая музыкальные произведения, обратите внимание на то, как этим приемом пользуются другие музыканты. Причем, это могут быть не только гитаристы, к примеру, оперные певцы или саксофонисты. Важно заметить, в какой момент они это делают, обратить внимание на амплитуду и интенсивность колебаний. Потом попробовать различные способы в своей игре, и со временем у вас сформируется ваше неповторимое вибрато, при помощи которого ваше гитара заговорит. Важно уметь исполнять вибрато на разных струнах и желательно любым пальцем руки. Я думаю, вы добьетесь больших результатов и порадуете людей своей игрой. Удачи!
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |