Школа / B.B. King / Учимся у других, чтобы найти свой стиль
По материалам GuitarWorld.com
Перевод с английского: Антон Ивлев
Когда я начинал свой музыкальный путь, я не сразу начал играть так, как
сейчас. Поиск собственного музыкального стиля - это очень долгий процесс,
настолько долгий, что я и сейчас далек от его завершения. Многие гитаристы
спрашивают меня, как развивать свой особый, отличный от других почерк. Я
отвечаю так: "Перед тем как разобраться, что вы сами хотите сказать,
послушайте, что сказали до вас другие". Раньше у нас не было того огромного
количества учебного материала, какой в изобилии есть сейчас (число
видеокассет и книг просто умопомрачительно), поэтому единственным способом
запастись новыми идеями было прослушивание других музыкантов. Я, помню,
слушал Лонни Джонсона (Lonnie Johnson) и Т-Бон Уокера (T-Bone Walker),
пытаясь разобраться в особенностях игры этих выдающихся гитаристов. Потом я
пробовал соединять некоторые их находки с моими собственными, и глядишь,
появлялось нечто совсем новое.
Мне кажется, что учиться у других музыкантов есть один из лучших
способов овладения своим инструментальными багажом. Это не значит, что вам
следует копировать чужие мотивы нота в ноту. В таком случае, вы будете
пользоваться чужим стилем, а не своим! Но, в идеальном случае, вы должны
выбирать те находки, которые вас вдохновляют, и немедленно обвязывать их
собственными мыслями. Сочетание старого и нового образует нечто совершенно
особое, и это, друзья мои, и есть рождение нового стиля.

Рисунок 1: MP3
Вот пример классического мотива Т-Бон Уокера (рисунок 1). Если вы
сыграете его, как показано на рисунке, то человек, знакомый с творчеством
Уокера, непременно скажет: "Во! Это вещь Т-Бон Уокера". Но изменив,
например, ритм, добавив или удалив некоторые ноты, можно получить новую
музыкальную мысль, при этом оставив нетронутой основу первоначальной
мелодии Т-Бон Уокера.

Рисунок 2: MP3
И я, признаюсь, годами пользовался этим мотивом. Скажем, песню "You
Upset Me Baby"я мог начать вот такой фразой, взятой из творчества Уокера
(см. рисунок 2).
По мере большего знакомства с блюзом я в поисках вдохновения начал
слушать джазовых музыкантов, особенно трубачей, таких как Лестер Янг
(Lester Young) и Бобби Хакет (Bobby Hackett). Примерно в то же время мне
посчастливилось познакомиться с творчеством гитаристов Чарли Кристиана
(Charlie Christian) и Джанго Рейнхардт (Django Reinhardt). Услышанное
повергло меня в шок! Изобретательность этих музыкантов непревзойденна, а
техника игры боем вообще не от мира сего. Тогда я сразу понял, что никогда
не смогу овладеть техникой такого уровня, но это не помешало мне
заимствовать у этих гитаристов некоторые идеи и применить их в своем
блюзовом стиле. Чарли Кристиан был мастером хроматической (12 полутонов)
гаммы. Он гонял свои замысловатые пассажи, соединяя их хроматическими
проходящими тонами. Послушав его музыку, я подумал: "А что если взять
некоторые из этих пассажей, упростить их немного и сыграть в связке с моими
блюзовыми фразами"? Именно так я и поступил. Хотя меня ни при каких
обстоятельствах нельзя назвать виртуозным джаз-гитаристом, влияние Чарли в
моей игре все же проявляется, особенно, когда я "оттягиваюсь", играя
джазовый блюз. На рисунке 3 показан пример того, как я бы мог интегрировать
фразы Чарли Кристиана в свой стиль.

Рисунок 3: MP3
В поиске новых идей я также люблю слушать пианистов. Некоторые из моих
любимых мотивов имитируют клавишный стиль буги-вуги. Два из них изображены
на рисунках 4 и 5.

Рисунок 4: MP3 |
Рисунок 5: MP3
Как видите, неважно откуда вы берете новые идеи, некоторые из самых
замечательных гитарных стилей были заимствованы из музыки других
инструментов!
Развитие собственного стиля - это, наверное, самая трудно достижимая, но
приносящая наибольшее удовлетворение цель, которую только музыкант может
достичь. Лучший способ достижения этой цели - слушать как можно больше
разной музыки и впитывать из нее новые идеи, но отбрасывать их до того, как
они станут слишком заезженными.
Ну вот, теперь вы можете отправляться на поиски своего стиля.
До встречи!
 |
|