Школа / B.B. King / Выразительный блюз - Как заставить петь Люсю
По материалам GuitarWorld.com
Перевод с английского: Антон Ивлев
Привет снова. В этом уроке я бы хотел поговорить об одной из моих
любимых моделей, которую я часто использую во время импровизации. Многие
блюз-гитаристы при солировании применяют минорную пентатонику (см.
предыдущий урок). Эта узнаваемая гамма, по сути, является краеугольным
камнем блюзового соло, но по мере развития своего стиля я стал слышать
ноты, которые не входили в минорную пентатонику. Мне хотелось нечто
большего, и именно таким образом появилась модель, показанная на рисунке 1.
Название этой модели я так и не придумал, потому что она включает элементы
одновременно и мажорной, и минорной пентатоники. Но одно я знаю наверняка:
из этой модели мне удается развить абсолютно любую идею. Как вы уже
заметили, в своей основе она состоит из минорной пентатоники с добавочной
секундой (ноной) и секстой, заменившей пониженную седьмую ступень.
Сама по себе модель очень хорошо звучит, но чтобы получить по-настоящему
душистый звук, нужно применить бенды. Например, мне нравится делать бенд со
второй степени на третью (рисунок 2), с четвертой на пятую ступень, что я
делаю безымянным пальцем (рисунок 3) и с пятой на шестую (рисунок 4).

Рисунок 1 MP3 |
Рисунок 2 MP3

Рисунок 3 MP3 |
Рисунок 4 MP3
Еще я обожаю подъем от квинты в уменьшенную септиму и называю его
"команда к пробуждению оркестра". Как только я чувствую, что ритм теряется,
и группу необходимо "подзавести", я играю что-то похожее на прием,
показанный на рисунке 5. Это сразу привлекает внимание музыкантов, и
аудитория снова оказывается у нас в кармане. Такой бенд довольно тяжел в
исполнении, поэтому делая его безымянным пальцем, необходимо еще помогать
себе указательным и третьим пальцами. Правильность звучания ноты, к которой
вы подтягиваете, можно проверить, сыграв ее на другой струне и сравнив
звучание обеих нот. На рисунке 6 изображен другой мой любимый прием, при
исполнении которого используется такой же бенд.

Рисунок 5 MP3

Рисунок 6 MP3
Неопределенность третьей ступени - это стилистическая особенность блюза.
Там, где пониженная ("блюзовая") терция соединяется с полной терцией, и
создается та самая задушевность, которой характеризуется мелодия блюза.
Используя предложенную модель, можно легко компоновать и обыгрывать обе эти
ступени. Взгляните на рисунки 7 и 8. На первом показан образец с пониженной
терцией (так я играл с U2 композицию "When Love Comes to Town"). На рисунке
8 вы видите тот же образец, только с заменой уменьшенной терции на полную
третью ступень. Проиграйте обе модели и вы убедитесь, что пример на рисунке
7 заявляет: "Я здесь, послушайте меня", а пример на рисунке 8 просто
говорит: "Я здесь".

Рисунок 7 MP3 |
Рисунок 8 MP3
Кое-кто из гитаристов авторитетно поведал мне, что, если к этому образцу
добавить все оставшиеся ноты, то получится миксолидийский лад с добавочной
пониженной терцией (G,A,Bb,B,C,D,E,F). Хм, возможно... Но я знаю только
одно: для моих старых ушей это звучит так, как надо. Увидимся...
Продолжение
 |
|