| |||||||||||||||||
Школа / B.B. King / Выразительный блюз - Терпение и труд все перетрутПо материалам GuitarWorld.com "Терпение и труд все перетрут или Даже король блюза не может почивать на лаврах" Когда меня спрашивают, продолжаю ли я совершенствовать свою технику, мне немного странно и смешно. Такое впечатление, будто некоторые считают, что для исполнения блюза требуется лишь страсть и чувства. Спору нет, наличие этих качеств - необходимое условие для эмоциональной подачи блюза, но, тем не менее, чтобы суметь перенести свою страсть на гитару, музыканту не обойтись без отлаженного инструментария. Я знаю только один способ развития навыков игры блюза, а именно, практика и еще раз практика. Несмотря на все мои достижения, я все еще каждый день занимаюсь на гитаре, пусть даже час-полчаса. Перед тем как сказать, что же именно я отрабатываю на своих занятиях, позвольте мне сразу заметить, что это не "горячие фразы", которые вставляются в соло на концертах, потому что во время выступлений я играю то, что чувствую в данный момент. Но вы, возможно, будете удивлены, узнав, какой элемент я отрабатываю на занятиях, однако это как раз именно то, что позволяет мне на сцене раскрепоститься. Я отрабатываю основы. Совершенно верно, гаммы и арпеджио. Я абсолютно уверен, что отработка основ даст вам прочный музыкальный фундамент, вне зависимости от стиля, в котором вы играете. Однако, обычная игра гамм и арпеджио - это лишь половина дела. Для того, чтобы сделать из этого музыку, вам необходимо научиться применять отдельные их элементы в музыкальном контексте вашего стиля, то есть научиться тому, как из гамм и арпеджио формулировать небольшие смыслы, которые потом составляются в общий звуковой текст. Позвольте мне показать на примере, что здесь имеется в виду. Обычно для разогрева я играю хроматическую гамму (рисунок 1) и мажорную гамму в двух позициях (рисунки 2 и 3). Вы, конечно, хотите сказать: "Я знаю стиль Би Би Кинга и никогда не слышал эти гаммы в его соло". Верно. Но вы не слышите их, потому что при игре я никогда не гоняю гамм. Тогда это было бы тоже самое, как вместо слов читать алфавит. Иногда, время от времени, я, разумеется, могу вставлять сознательным образом куски из этих фраз, но, как правило, отрабатываемые мной элементы появляются в соло совершенно бессознательно. Рисунок 1 MP3 Рисунок 2 MP3 Рисунок 3 MP3 Фраза на рисунке 4 показывает пример сочетания нескольких гамм при сохранении блюзового настроения. Обратите внимание, как в первых двух четвертях второго такта я играю хроматический кусок, чтобы добавить мелодии немного джазового аромата. Затем идет сочетание с одной из моих фирменных идей, завершающихся арпеджио аккорда Gadd4. Рисунок 4 MP3 Говоря об арпеджио, вот парочка моих упражнений для разминки: восходящие и нисходящие хроматические арпеджио минорных септаккордов на струнах G, B, первой струне E (рисунок 5), а также на струнах A, D и G (рисунок 6). Снова скажу, что в чистом виде я эти упражнения в соло не использую, но мог бы сыграть вот такую джазовую мысль, которую я позаимствовал у великого раннего джазового гитариста Charlie Christian (рисунок 7). Обратите внимание, как если добавить к данным арпеджио дополнительные ступени, то можно добиться довольно изощренных, но приятно звучащих гармоний [если в арпеджио минорного септаккорда после тоники взять терцию, то получится другой мажорный аккорд с добавочной 9, например, Em7/C = Cmaj9. Добавление уменьшенной квинты после тоники дает альтерированный доминантовый звук: Ebm7/A = A13b5b9. прим. редактора] Рисунок 5 MP3 Рисунок 6 MP3 Рисунок 7 MP3 Только не забывайте, что гамма - это только гамма, а арпеджио - только арпеджио, пока из них не сделать музыку. Чем больше в своих занятиях вы будете сосредоточиваться на музыкальном аспекте и чем больше вы будете заниматься, тем большее удовольствие и пользу эти занятия будут вам приносить! |
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |