| |||||||||||||||||
Школа / B.B. King / Выразительный блюз - Хватай добычуПо материалам GuitarWorld.com Хватай добычу: урок вибрато от неоспоримого мастера этого приема Наверное, один из самых частых вопросов, который я слышу от молодых и не очень музыкантов, такой: "Би Би, как ты делаешь свое вибрато?" Ну что ж, не уходите далеко, сейчас старина Би вам все расскажет. Вибрато относится к одному из тех звучаний гитары, которые существуют в самых разнообразных видах и формах: оно может быть медленным и быстрым, широким и узким, разнонаправленным, и прочее, и прочее... Лично я рассматриваю вибрато в таком ключе: если мелодия - это предложение, то вибрато - пунктуация, а в моем случае наиболее излюбленный знак в ней - восклицательный! Вибрато очень индивидуально, возможно именно оно чаще других технических приемов отличает одного исполнителя от другого. Эту индивидуальность можно сравнить с пением, свойством голоса. Вот, кстати, когда о гитаристе говорят, что он как бы поет на своем инструменте, то чаще всего речь идет о тщательно отработанном вибрато. Ко мне отличительный стиль вибрато пришел почти случайно, но с тех времен он стал неотъемлемой частью моего музыкального словаря. Произошло это так. В молодости я был очарован звуком слайд-гитары. Помню, как мой двоюродный брат, кантри-блюзмен Bukka White, играл на гитаре слайдом. Вместо слайда он использовал горлышко от бутылки, и мне во что бы то ни стало хотелось повторить эти магические звуки. Но по какой-то причине я так и не разобрался, как играть слайдом, и поэтому начал вибрировать струны рукой, пытаясь воспроизвести такой звук, который бы обманул мой слух и убедил меня, что это действительно настоящая слайд-гитара и даже с цельнометаллической декой. И наконец, после длительных тренировок это мне удалось. Вот, как я исполняю свое вибрато: Палец, который будет прижимать ноту, кладется на струну, при этом большой палец слегка висит на грифе. Далее грифа касается только один палец левой руки, прижимающий ноту! Звук вибрато исходит из кистевого наклонного движения. Я вибрирую всей рукой настолько быстро, насколько это возможно, заставляя палец двигаться вверх и вниз, перпендикулярно грифу. Чем быстрее вибрация руки, тем, на мой слух, лучше звучит вибрато. Задача - добиться звука, похожего на вибрато человеческого голоса. Как научиться делать хорошее вибрато? Как всегда, лучший способ постоянно использовать его в игре, отрабатывая снова и снова. Вот парочка идей, которые должны вам помочь. Тренируйте прием вибрато отдельно каждым пальцем левой руки. Это чрезвычайно важно. Цель занятия - добиться одинакового звучания, независимо от того, какой палец руки используется. У меня лично нет любимых пальцев, я всеми играю. Рисунок 1 MP3 Посмотрите на рисунок 1. Здесь показана вступительная часть многих моих медленных соло. Обратите внимание, здесь для исполнения вибрато используются как указательный, так и средний пальцы. Звук вибрато мягким контрастом противопоставляется агрессивному, скребущему вступлению. Рисунок 2 MP3 А вот другой пример, где эффект данного приема особенно хорошо проявляется (рисунок 2). Не следует злоупотреблять вибрато. Слишком частое его использование похоже на то, как если бы вы разговаривали, делая ударение на каждом слове. В таком случае нивелируется смысл слов, которые действительно следует подчеркнуть. Мне нравится делать ударение на естественном окончании каждой фразы, конечно, с чем-нибудь еще эдаким в придачу. Рисунок 3 MP3 На рисунке 3 изображено вступление к композиции "The Thrill is Gone". Здесь почти инстинктивно чувствуется, куда следует вставить вибрато. Может быть когда-нибудь я возьму старую добрую резонаторную гитару фирмы National и по-настоящему научусь играть слайдом. Но пока мое вибрато прекрасно выполняет свою функцию. Надеюсь, что ваше вас также устраивает. |
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |