Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Школа / B.B. King / Выразительный блюз - Средства общения

По материалам GuitarWorld.com
Перевод с английского: Антон Ивлев

Привет, друзья, и добро пожаловать на наш разговор о блюзе, в котором я хочу поделиться некоторыми познаниями, приобретенными мной за время путешествия по жизни с гитарой.

Перед тем, как мы начнем, хочу предупредить, что мои уроки будут не о технике. Этот аспект уже очень хорошо описан в книгах и на видео (Лично я ничего против техники не имею, но эмоций техникой не заменить). Теорию мы тоже отставим в сторону. Если вам невтерпеж раскрутить музыку по винтикам и болтикам, найдите себе хорошего преподавателя.

Я же собираюсь затронуть некоторые аспекты блюзовой гитары, которые начинающие гитаристы иногда упускают из внимания. Как много исполнителей сегодня тратят свой запал на быструю игру! Нет-нет, ничего плохого в этом нет, но скорость не должна быть единственной задачей. По-моему ощущению, музыка, в первую очередь, - это язык, один из методов общения. Начиная изучать иностранный язык, вы не насаживаете слова друг на друга с огромной скоростью. Вначале вы разучиваете несколько слов, потом собираете их во фразу и затем из фразы образуете предложения. Только так можно донести мысли и чувства на чужом языке.

Все это касается и музыки, а особенно блюза. Сперва вы сочетаете вместе ноты, чтобы создать музыкальные фразы, которые, в свою очередь, образуют целое музыкальное предложение. Всегда, во время игры, я чувствую, что разговариваю с человеком, то есть, я совершенно не думаю о гаммах и нотах. Все мое внимание сконцентрировано на беседе с аудиторией. Послушайте старика Би Би - все остальное неважно. Лишь в этом аспекте я мог бы помочь вам прикоснуться к неуловимым нечто, таким как вибрато, фразировка, увлекающее соло, обыгрывания и вступления.

Одним из важнейших условий становления музыканта является развитие слуха. Вы должны уметь слышать все, что играете. Начинать развивать свой слух можно еще до того, как вы начнете непосредственно играть, тренируясь настраивать гитару без помощи тюнера. Сейчас многие полагаются на ту или иную марку тюнеров, но в мое время у музыкантов ничего, кроме слуха, не было. Часто под рукой не оказывалось ни пианино, ни камертона. В таких случаях, мы по слуху примерно подбирали нижнюю ноту Е, а затем от нее настраивали остальные струны.

Молодые музыканты часто задают мне вопрос: "Би, как ты играешь блюз?" Ну что я могу сказать: конкретного ответа на этот вопрос еще не придумали. Верно только одно: несмотря на то, что для освоения блюза мало просто играть "конкретные" ноты и гаммы, вам все равно нужно изучить их вдоль и поперек. Другими словами, нельзя научится пользоваться молотком, если у вас его нет!

Я хочу вам показать две гаммаобразные модели, которыми я пользуюсь для исполнения соло. В этом уроке мы рассмотрим первую из них. Называется гамма просто - блюзовая гамма, и состоит она из тоники, пониженной терции (одна из главнейших ступеней блюза), кварты, пониженной квинты (еще одна классическая блюзовая ступень), далее квинты и пониженной септимы мажорной гаммы. По сути, это фундамент блюзового соло. На рисунке 1 показана аппликатура гаммы. Обратите внимание, что, поднимаясь вверх по гамме, я быстро перехожу от первой к третьей позиции слайдом, выполненным безымянным пальцем. Спускаясь вниз, я предпочитаю включать пониженную квинту.

Рисунок 1: MP3

Теперь начинается самое интересное. Чтобы продвинуться дальше, не достаточно просто гонять одну гамму. Дабы "поймать" блюз, необходимо одни ноты гаммы подчеркивать, а другие, наоборот, пропускать. (Это замечание касается и пауз: иногда важнее не играть ничего, чем заполнять пространство ненужными звуками). То есть, исполнение блюзового соло похоже на рассказывание анекдота: сначала вы завладеваете вниманием слушателя, изложив завязку, затем, на секунду делаете паузу, как бы предвкушая главную мысль, и, наконец, выдаете основную фразу. Именно так должен звучать и блюз. Вы будто зовете слушателя с собой в путешествие, во время которого медленно подготавливая его к главному, водите за собой, и тогда, когда появляется кульминация соло, она будет звучать для вашего спутника чрезвычайно мощно.

Артикулируя музыкальную мысль или фразу, моим ушам всегда чего-то не хватает, если я не добавляю немножечко приправы, какого-нибудь вибрато, бенда или слайда. Позвольте мне показать это на примере. На рисунке 2 изображен достаточно прямолинейный способ игры музыкального отрезка на основе блюзовой гаммы.

Рисунок 2: MP3

Но, проиграв пример, так как показано на рисунке, вы обратите внимание, что чего-то не достает, а потому звучит он откровенно невыразительно. Давайте тогда посмотрим, как сыграл бы этот кусок старина Би Би (рисунок 3).

Рисунок 3: MP3

Прямо с лета, вместо того, чтобы благоразумно сыграть ноту "G" на первой струне, я скольжу в ноту "G" на второй струне, а затем добавляю вибрато. Таким приемом подготавливается соло, то есть мы вступаем в разговор: "Я здесь, послушайте, что я хочу вам рассказать". Затем я отвечаю на эту фразу, подтягивая ноту "C" до ноты "D", и быстро отпускаю ее. Подтягивание нот придает им больше жизни и эмоций, заставляя таким образом гитару петь. Дальше, немного изменив ритм в последнем такте, я добавляю к завершению фразы ощущение настойчивой, стремительной силы - мы возвращаемся в тонику.

На мой взгляд такое исполнение является более блюзовым, чем показанное на рисунке 2. Попробуйте применять в своих соло слайды, бенды, hammer-on, pull-off и вибрато, чтобы добавить вашей игре больше певучести, и тогда вы заиграете блюз.

Надеюсь мы увидимся с вами на следующих уроках, мне бы этого очень хотелось!

Продолжение


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин