| |||||||||||||||||
Школа / Игорь Бойко / Мой методПредисловиеВладимир Молотков Открывая эту книгу, гитаристы не впервые соприкоснуться с ее автором. Раннее уже было выпущено издательством "Хобби-Центр" несколько учебных пособий написанные Игорем Бойко под общим названием "Импровизация на электрогитаре". Эти практические пособия сразу же вызвали повышенный интерес у гитаристов самого разного профиля. В связи с этим стало очевидным, что стоит обобщить весь этот материал и издать его в виде одной книги. Характерной особенностью этой книги является отсутствие нагромождения теоретических концепций, которые зачастую отпугивают музыкантов-практиков. Безусловно, серьезный, вдумчивый музыкант, должен знать на каких принципах строится тот или иной мелодический прием или аккордовая замена, однако, все это можно оставить на будущее, сосредоточив основное внимание на практической стороне дела. Логика, с которой материал расположен в книге, весьма очевидна. В начале дается характеристика аккордов различных категорий, которые автор разделяет на семь самостоятельных классов. Ведь ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что импровизатор, не зависимо от того, в каком стиле современной музыки он играет, отталкивается, в первую очередь, от гармонической последовательности. Именно такие цепочки аккордов, которые наиболее часто встречаются в современной музыке, приведены в первой части книги. Здесь же объясняются основные принципы метода аккордовых замен, которые существенно обогащают гармоническую последовательность, а как следствие и мелодическую линию, которая будет на них построена. Далее автор подробно останавливается на квартовых аккордах, которые в существенной мере определяют характер современного звучания. Кроме того, затронута еще малоисследованная область использования квинтовых созвучий, которые придают гармонии своеобразное экзотическое звучание. Но что является действительно оригинальной находкой автора, так это разработанная Игорем Бойко техника комбинирования квартовых и квинтовых аккордов во время игры. Овладение этой техникой - безусловно выводит музыканта на качественно иной уровень исполнительства. Большой интерес представляет собой подробное описание использования, так называемых, неполных аккордов и отдельных интервалов. Такие гармонические конструкции не загромождают общую гармоническую фактуру в ансамбле (особенно при наличии клавишных инструментов) и звучат довольно изысканно. Дальнейший материал книги посвящен мелодическому аспекту импровизации на гитаре. Хочу отметить, что большинство мелодических идей весьма универсальны и могут с успехом применяться в самых различных стилях современной музыки. Наиболее ценным, на мой взгляд, в книге является то, что автор делится собственной методикой овладения импровизацией. Суть этой методики заключается в уверенном мелодическом обыгрывании, как отдельных аккордов, так и их соединений. Ведь ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что импровизация строится из отдельных заранее подготовленных блоков. И чем большим запасом таких блоков располагает музыкант, тем интереснее получается импровизационная линия. В книге существенное внимание уделено пентатонике и ее применению в современной музыке. Здесь, кроме общих положений, автор затрагивает вопрос полимодальности, то есть возможности обыгрывания одного и того же аккорда несколькими родственными гаммами. Такое соотношение (родственная гамма - аккорд) позволяет придавать общему звучанию различное ладовое наклонение и, как следствие, разную эмоциональную окраску. Эта мелодическая техника сравнима с палитрой художника, когда исполнитель может смешивать различные краски, добиваясь нужного оттенка и определенного колорита в целом. Часть четвертая посвящена двум наименее изученным и описанным в гитарной литературе вопросам - вспомогательным тонам и отклонениям от аккорда, или кратковременным выходом из тональности. Использование вспомогательных тонов - является весьма интересной мелодической техникой, которая представляет собой опевание аккордовых тонов как сверху, так и снизу. Это позволяет создать более извилистую мелодическую линию, которая так характерна для современной импровизации. Здесь, как и ранее, автор дает множество примеров интересных звучаний. В отношении выхода из тональности, автор пошел по пути анализа мелодических линий выдающихся гитаристов современности, таких Джордж Бенсон (George Benson), Джо Диорио (Joe Diorio), Пат Мартино (Pat Martino), Майк Стерн (Mike Stern) и др. Это результат весьма кропотливого труда и его значение для освоения данной техники трудно переоценить. Вообще, весь приведенный в книге материал заслуживает самой высокой степени доверия, так как это результат почти двадцатилетней исполнительской и исследовательской деятельности автора. Давно и близко зная Игоря Бойко, хочу особо отметить, что это серьезный, образованный и вдумчивый музыкант, который находится на взлете своей музыкальной карьеры. Мне очень приятно было написать это предисловие к книге Игоря Бойко, который беззаветно предан музыке, постоянно совершенствуется и, что самое главное, щедро делится своим опытом с молодыми исполнителями. Мы все ждем от него новых достижений на исполнительском и просветительском поприще. И в заключение хочется сказать, - Так держать, Игорь! Книга Игоря Бойко "Мой метод"Андрей Иванов, октябрь 2002 Вот и настал тот момент, который многие гитаристы ждали с нетерпением. Вышла новая книга Игоря Бойко под названием "Мой метод". Почему я ждал выхода этой книги? Дело в том, что за все время занятия гитарой мне попадало в руки немалое количество различных книг и учебных пособий касающихся обучению импровизации. Причем, подавляющее большинство этих изданий были иностранными и не подходили по ряду причин (отсутствие грамотного перевода, менталитет и т.д.). И когда мне попали в руки предыдущие работы Игоря Бойко под общим названием "импровизация на электрогитаре" я решил попробовать позаниматься по ним и очень обрадовался, когда предложенный материал постепенно начал проявляться в моей собственной игре. Я начал импровизировать и чем дальше я занимался, тем больше развивалось мое понимание и мастерство импровизации. Ни для кого не секрет, что импровизация является пиком развития музыканта, т.е. по своей сути это умение создавать музыку в реальном времени, прямо во время выступления на сцене. Естественно, ключевую роль в развитии умения импровизации играет система обучения. Новую книгу Игоря Бойко "Мой метод" можно смело отнести к полностью продуманной и проверенной на практике методике. Я думаю, что ни у кого нет сомнений в том, что Игорь Бойко профессионал своего дела. По своему развитию как музыкант он далеко опережает многих своих коллег. Этого музыканта я ставлю в один ряд с такими гитаристами как Frank Gambale, Mike Stern, Scott Henderson и многими другими. Теперь, я бы хотел более подробно остановиться на содержании новой книги. Книга состоит из четырех частей, выстроенных в определенном порядке с целью получения наибольшей продуктивности от занятий. Первая часть книги посвящена основам аккордовой техники. Слушая современную музыку довольно сложно определить аккорды и прогрессии используемые в ней, потому что профессиональные музыканты владеют множеством приемов, позволяющих изменить банальные аккордовые соединения так, как им этого нужно. Именно этому посвящена эта часть книги. В ней рассматриваются базовые понятия, такие как надстройки ко всем типам аккордов и аккордовые гаммы. Но самыми интересными здесь являются такие темы, как аккордовые замены, аккорды состоящие из кварт и квинт, аккомпанемент с шагающим басом и аккомпанемент сокращенными аккордами. В качестве демонстрации этой части я предлагаю Вашему вниманию пример, демонстрирующий аккордовые замены. Пример 1: Исходная прогрессия С - Am - Dm - G. Звуковой пример Пример 1-1: Исходная прогрессия с использованием аккордовых замен. Звуковой пример Пример 1-2: Еще один пример изменения исходной прогрессии C - Am - Dm - G используя аккордовые замены. Звуковой пример Обратите внимание на то, как необычно стали звучать исходные аккорды. И это лишь малая часть предлагаемого автором материала касающегося аккордовой техники. Вторая часть книги научит гитариста хорошо ориентироваться на грифе инструмента и без проблем обыгрывать любой аккорд и любое гармоническое соединение. Огромным плюсом этого раздела (впрочем, как и всей книги в целом) является то, что в ней не делается акцент на изучении музыкальной теории, поскольку на эту тему существует множество учебных пособий. В качестве примера, иллюстрирующего эту часть, я предлагаю Вашему вниманию пример обыгрывания гармонического соединения II-V-I (Gm7 - C(Alt.) - Fmaj7). Пример 2: Пример обыгрывания прогрессии Gm7 - C(Alt.) - Fmaj7. Звуковой пример Этот пример умышленно исполняется в упрощенной ритмике для того, чтобы сконцентрировать внимание непосредственно на мелодических построениях. Третья часть книги посвящена использованию такого распространенного на сегодняшний день звукоряда как пентатоника. Эта часть отражает самые передовые тенденции в использовании пентатоники. Вы знаете, что, например, мажорный аккорд можно обыграть тремя различными пентатониками? Если нет, то в этой части Вы откроете для себя массу интересных и полезных вещей. Так же, много внимания в этой части уделено альтерированной пентатонике. Пример 3-1: Один из способов использования пентатоники для обыгрывания мажорного аккорда: Звуковой пример Пример 3-2: Один из способов использования альтерированной пентатоники для обыгрывания минорного аккорда: Звуковой пример В третей главе книги рассматриваются все варианты использования различных пентатоник, на все имеющиеся типы аккордов, а так же примеры обыгрывания прогрессий II-V-I с использованием этого звукоряда. Заключительная часть книги посвящена таким темам, как вспомогательные ноты и отклонение от тональности. Лишь немногие музыканты владеют этими приемами и в результате этого их импровизации звучат очень необычно. Richie Kotzen, Steve Vai, Frank Gambale, Scott Henderson, Mike Stern, Greg Howe и многие другие очень часто используют эти приемы в своих соло. Пример 4: Отклонение от тональности в импровизации. Звуковой пример К книге прилагаются 3 компакт-диска, с записанными на них примерами и "минусовками". Неоспоримый плюс методики в том, что она не является школой игры в каком-то одном музыкальном стиле. Все предлагаемые идеи прекрасно работают во всех существующих стилях. И после того, как Вы достаточно поработаете с материалом книги, Вам будет под силу сыграть компетентное соло в любом направлении: блюз или рок, джаз или фьюжн... Мне совсем не хочется агитировать Вас заниматься или не заниматься по этой методике. Скажу лишь одно! Уже около года это является моей основной системой обучения и она очень помогает мне в занятиях музыкой. Приобретаемые знания вдохновляют меня на написание своей музыки и делают меня более сильным музыкантом. В заключениие статьи предлагаю Вашему вниманию отрывки из моих собственных композиций. Большинство идей использованных в этих соло получено из книг Игоря Бойко. Отрывок 1: Звуковой пример Отрывок 2: Звуковой пример Отрывок 3: Звуковой пример Я искренне рад, что наконец-то на нашем рынке появляются очень качественные
издания, посвященные обучению игры на гитаре и поздравляю Игоря Бойко с
выходом этой действительно востребованный книги! Огромное спасибо!
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |