Школа / Yngwie Malmsteen / Уроки / Урок №7. Подробно о трехструнном свипе
Автор: Михаил Кузьмин
Tip: перед тем, как приступать к этому занятию, очень рекомендуется прочитать
урок "Трехструнный свип" из
школы Ингви Мальмстина.
Своеобразным толчком к написанию этого урока послужило полное отсутствие
необходимой информации для начинающего гитариста о том, как подойти к
этому сложному, но тем не менее, основному для неоклассики приему игры. Да,
можно начать изучать его по школе игры, и через множество ошибок в конце
концов прийти к желаемому результату. Я же постараюсь немного помочь Вам, и
показать, основываясь на личном опыте, как же на самом деле надо
правильно организовать свои занятия при его изучении.
Для начала поговорим о постановке рук и пикинге (звукоизвлечении).
Что делать с левой рукой, точнее с большим пальцем, который у
большинства рок-гитаристов находится над грифом? В данном случае придется
вернуться к классической постановке левой руки. Это естественно, так как мы
все-таки учимся играть неоклассику, а не традиционный рок, и дальше в
этом уроке я поясню, почему это так необходимо.
Вкратце, классическая потановка левой руки заключается в следующем: мысленно
разделите гриф гитары на две равные части таким образом, чтобы линия разреза
находилась прямо между струнами соль и ре (G & D). Запомните, что большой
палец при игре может находиться только в верхней задней половине
грифа, то есть в области между струнами ре и ми (D & E). Пояснить это
можно следующим образом: если Вы
играете в данный момент на нижних струнах (e, B & G), то палец должен
находиться примерно посередине грифа, а если на верхних (D, A & E), то в его
задачу дополнительно входит динамическое перемещение вверх-вниз по грифу,
синхронно остальным 4-м пальцам.
При игре свипом очень важно не давать продолжать звучать сыгранной ноте в то
время, когда происходит извлечение следующей. Этого можно добиться путем
одновременного комбинирования двух способов глушения. Первый способ заключается в
следующем: так как свип обычно играется в очень быстром темпе, то можно немного
приподнимать или совсем отрывать пальцы от грифа после извлечения ноты.
Вторым способом является глушение струн ребром ладони правой руки, или так
называемый Palm Muting. В результате совместного использования этих двух
приемов звукоизвлечения и достигается желаемый результат. Также во время
пикинга можно немного упираться мизинцем правой руки в деку, чтобы
избавиться от эффекта проваливания медиатора между струнами. Также это
поможет четче контролировать движение медиатора вверх-вниз, и войти в четкий
и постоянный ритм, который очень важен при игре свипом.
Пикинг ведется путем равномерных движений кистью с микроконтролем большим и
указательным пальцами. И никаких лишних движений рукой! Для отработки
этого упражнения в то время, когда под рукой нет гитары, я рекомендую
следущее: прочно закрепите локоть, чтобы он не двигался, а левой рукой
прочно перехватите правую в районе пульса. Дальше начинайте совершать
периодические движения кистью. Надеюсь, что это Вам поможет развить гибкость
суставов.
Теперь обратимся к примеру:
Yngwie Malmsteen "Liar" (MP3)
u u d d d u u d d d.....
Ё1) (2) (і) (4©
e-7p4-------4-10p7--------7-12p8---------8-17p12----------12---------------
B-----6---6--------9----9--------10---10---------13----13------------------
G-------7------------10-------------9---------------14--------(2xTimes)----
D--------------------------------------------------------------------------
4p1 2 3 2 1 4p1 2 3 2 1 4p1 2 1 2 1 4p1 2 3 2 1
(5) (6) (7) (8)
e-12p9---------9-13p10----------10-10p7-------7-12p8-------8---------------
B------10---10---------10----10---------8---8--------8---8-----------------
G---------9---------------10--------------7------------9-------------------
D--------------------------------------------------------------------------
4p1 2 1 2 1 4 1 1 1 1 1 4p1 2 1 2 1 4p1 1 2 1 1
(9) (10) (11)
e-9p6-------6-8p5-------5-4h7p4-----4p5------------------------------------
B-----6---6-------5---5---------5-7----------------------------------------
G-------7-----------5------------------------------------------------------
D--------------------------------------------------------------------------
4p1 1 2 1 1 4p1 1 1 1 1 1h4p1 2 4 1p2
Выглядит очень страшно, не правда ли? ;) Но на самом деле
пример представляет собой отрывок гитарного соло композиции "Liar" с альбома
1986-го года "Trilogy", который давно стал своеобразной
"библией" для гитаристов, играющих в стиле "неоклассик".
Я специально пронумеровал каждое арпеджио, чтобы в дальнейшем было проще к
ним обращаться. В примере используется оригинальная пальцовка самого маэстро.
Первые два аккорда представляют собой уменьшенное арпеджио G#dim, наложенное
поверх ми-мажорного аккорда. С его рассмотрения я и предлагаю начать изучение
этого примера.
IV VII X
e-7p4-------4-10p7--------7- | e |-1-|---|---|4-1|---|---|-4-|
B-----6---6--------9----9--- | B |---|---|-2-|---|---|-2-|---|
G-------7------------10----- | G |---|---|---|-3-|---|---|-3-|
D--------------------------- | D |---|---|---|---|---|---|---|
4p1 2 3 2 1 4p1 2 3 2 1
Обратите внимание на пальцовку - это арпеджио требует хорошей
растяжки между указательным и
средним пальцем, так что перед игрой советую сделать несколько упражнений
для разогрева. Если Вы впервые столкнулись с таким видом игры и
новичек в гитаре, то могу вас обрадовать - на то, чтобы это
арпеджио зазвучало как надо, Вам потребуется не один месяц!
Итак, через несколько месяцев, когда у Вас стало получаться что-то похожее
на арпеджио, можно продолжить изучать свип дальше. ;) И я не просто так
иронизирую, так оно и есть на самом деле. Но не будем отвлекаться на пустые
разговоры, и продолжим.
e-12p8---------8-17p12----------12-|
B------10---10---------13----13----|
G---------9---------------14-------|
D----------------------------------|
4p1 2 1 2 1 4p1 2 3 2 1
VII XII XVII
e |-1-|---|---|---|4-1|---|---|---|---|-4-|
B |---|---|-2-|---|---|-2-|---|---|---|---|
G |---|-1-|---|---|---|---|-3-|---|---|---|
D |---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
4p1 2 1 2 1 4p1 2 3 2 1
Это есть ни что иное, как ля-минорное трезвучие. Обратите внимание!
При игре первого ля-минорного арпеджио нота на второй струне извлекается
средним, а на 3-й указатльным пальцами. Это - способ Ингви, который он
применяет, чего и Вам советует. На первый взгляд было бы проще сыграть так:
e |-1-|---|---|---|-4-|
B |---|---|-3-|---|---| (неверный способ)
G |---|-2-|---|---|---|
D |---|---|---|---|---|
что само по себе не совсем верно. Если попробовать играть таким способом, то
можно почувствовать некоторое неудобство и боль в запястье. Так что если Вы
привыкли к такому неверному способу, то советую потратить немного времени на
разучивание нового способа - в дальнейшем это окажется очень полезным
навыком.
И прежде чем пойти дальше, я раскрою секрет, почему при игре этого отрывка
необходима классическая постановка левой руки: все следующие аккорды с 5-го
по 11-й играются с применением малого барре на 3 струны. И если бы Вы играли
предыдущий фрагмент без классической постановки (я искренне надеюсь, что это
не так), то потеряли очень драгоценное время на постановку барре и убирание
большого пальца за гриф. То есть, я хочу сказать, что все дальнейшее
играется следующим образом:
e |-1-|---|---|-4-|
B |-1-|-2-|---|---| (5-е арпеджио)
G |-1-|---|---|---|
D |---|---|---|---|
и даже при игре заключительного 11-го арпеджио рекомендуется не снимать
барре, так как на это тоже уйдут капли драгоценного времени, и продолжать
игру с ним.
Так как глушить ноты с барре довольно сложно при помощи сдергивания пальцев,
то эта задача перекладывается на запястье правой руки.
Вот, собственно, и все. Надеюсь, что я дал Вам некоторые начальные знания,
которые помогут избежать ошибок на начальной стадии изучения трехструнного
свипа. Помните, что есть также 2-х, 4-х, 5-и и 6-и струнный свип, так что
останавливаться на достигнутом нельзя, а надо продолжать учиться, учиться и
еще раз учиться!
Play Loud! WBR, Kuzmitch
 |