| |||||||||||||||||
Школа / Дмитрий Малолетов / Путь к профессионализмуАвтор: Дмитрий Малолетов С некоторых пор я стремлюсь жить по правилу: "Кто умеет, тот делает, а кто не умеет, тот учит как надо делать." Но прочитав урок В. Чернова "Так сколько же надо заниматься?", я не выдержал, решил написать небольшую статью, т.к. считаю, что в этом вопросе я просто обязан высказать свою точку зрения. На самом деле вопрос очень важный, самый главный, стратегический, концептуальный, базисный и т.д. От решения этого вопроса зависит все будущее гитариста, да и не только гитариста... Чем отличается западный профессиональный гитарист от российского понятно всем... А почему? Неужели у них руки другие, а может быть информации больше, или традиции "в крови"? Нет, господа! Они просто "пашут" как "папы Карлы" - с утра до ночи. Все, кто был за границей, кто видел жизнь известных западных музыкантов изнутри, кто знаком с ними лично, давно поняли, что действительно профессионалом в современном мире можно стать только тогда, когда все свое время будет потрачено на овладение ремеслом. Такой подход к овладению любой профессии выработался посредством философии "американской мечты". И здесь, я сделаю небольшое отклонение в общие понятия, которые очень важно усвоить. Теория философии "американской мечты" довольно проста - получи профессию, будь в ней лучше, чем твои коллеги, тогда к тебе придет слава и богатство. Кто бы ты ни был - фермер, пивовар, агент по недвижимости, физик или музыкант - формула работает на все 100%. Поэтому, у них эта философия уже в крови - где бы ни работал американец (и вообще западный человек с амбициями добиться чего-либо в жизни), он стремится, во-первых, получить специальность, во-вторых, овладеть секретами этой профессии и добиться высочайшего уровня владения инструментарием этой профессии. Когда он доходит до этого уровня, получается, что он в своем роде единственный, или каких мало. И постепенно приходит успех, который выражается и в денежном эквиваленте. Словом - хочешь хорошо жить - будь профессионалом в своем деле!!! У нас в России исторически сложилась несколько иная философия жизни. Об этом писал еще Н. Бердяев, который был абсолютно прав. В нашей стране, под влиянием климата и огромных просторов сложилось представление, что многое зависит не от тебя самого, а от случая, от погоды, от судьбы или милости царя, Бога. Вместо работы, люди прятались за молитву и ждали чуда. Все русские народные сказки построены по принципу - золотой рыбки, которая и сделает чудо... (или как Иванушка-дурачок может в мгновенье стать царем) Кстати, Октябрьская революция это тоже стремление получить чудо - зачем работать, лучше просто отобрать все у богатых и поделить. Социалистический период истории наш народ в этом плане вообще искалечил. Люди работали под "прицелом винтовки". Все достижения, все трудовые подвиги, о которых говорят коммунисты, сделаны на человеческих костях и реках крови. Почитайте историю и вы убедитесь сами. Но главное, что настоящие профессионалы социализму были не нужны!!! Высокие личные качества во многом даже вредили! Нужна была легко управляемая серая масса. Стоило человеку чуть высунуть голову, как он сразу попадал под "прицел". Ни о какой "американской мечте" не могло быть и речи - в России богатств и почестей всегда добивались другими путями - быть поближе к "Царю", иметь родню, связи, блат, везение. Именно наличие этих слагаемых русскому человеку давало "кормушку" на протяжении веков. Послушайте: "Где, укажите, нам отечества отцы Не правда ли такое впечатление, что вчера написано? В России ничего не меняется, а эта плебейская психология у нас прочно в генах. А теперь от общих принципов вернемся к гитаре, и подумаем вместе, как добиться профессионализма. Значит, западный гитарист это представляет так: "Научусь играть на гитаре, буду лучше всех, народ будет мне хлопать в ладоши и платить деньги". Наш, российский гитарист думает примерно так: "Хочу научиться играть на гитаре, но что толку, что я буду классным гитаристом, кому это надо. Известности добиваются далеко не самые лучшие... Деньги у нас платят не профессионалам, а тому, кого "раскрутили". Рынка нет, шоу-бизнес не развит... Вообщем полная жопа...". Мысль о бесперспективности профессии профессионального гитариста - вот, что тормозит молодого музыканта. Да, согласитесь, что игра гамм, в момент, когда люди присваивают себе нефтяные компании и металлургические комбинаты не очень то сулит больших прибылей. Правда, кроме материальных проблем существуют и духовные мотивы. Но об этом чуть позже... Итак, американец с утра до ночи занимается гитарой. Мотивы его понятны - достичь высокого уровня и продать "его" на "на базаре" (ведь музыка это тоже товар). Он не сомневается в успехе, он уверен, что добьется своей цели - главное быть лучше всех. Наш не уверен и не верит и в этом самое главное отличие. 1. Надо преодолеть неуверенность в себе и верить, что вы добьетесь своей цели. Второе, американец не надеется на какое-то чудо. Да и что толку, если какой-нибудь дяденька начнет тебе снимать клипы, когда у тебя нет интересного материала, когда ты играешь "мимо кассы". Эта мечтательность, надежда, что все произойдет по велению волшебной палочки, очень отвлекает от основной цели. 2. Не надеяться на чудо. Твой успех зависит только от твоего профессионального уровня. Профессионализма добивается только тот, кто больше времени отдает своему делу. Никто не сможет добиться мирового уровня владения инструментом, занимаясь по часу в день. Это невозможно на чисто физическом, мышечном уровне! Получается следующая картина: кто больше занимается - тот добивается более высокого профессионализма (при одинаковых природных данных - слух, память, чувство, темперамент и т.д.). 3. Кто больше занимается - тот добивается более высокого профессионализма. Заметьте, что в отличии от эстрадной музыки (куда относится джаз, рок и производные стили) российская классическая школа (фортепианная, скрипичная и т.д.) имеет выдающихся исполнителей и педагогов. Мы имеем традиции и знаем как добиваться выдающихся успехов в исполнительском мастерстве. Однако время занятий должно использоваться эффективно. Можно без толку сидеть часами, бренчать по струнам, не добиваясь результата. Поэтому нужна методика занятий. Так один гитарист за месяц будет играть уже законченные пьесы, а другой будет что-то там пытаться изобразить: 4. Заниматься надо по методике, которая повышает эффективность занятий. Конечно все вопросы, связанные с этой темой изложить в одной обзорной
статье невозможно. Так мы не касались многих других вопросов, которые
являются обязательными компонентами музыканта. Но об этом читайте в
следующей статье.
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |