Школа / Joe Satriani / Engines of Creation - Введение в теорию лада (часть 3)
По материалам GuitarWorld.com
Перевод с английского: Антон Ивлев
Знакомство со структурой ладов проходило у меня в три этапа. На первом
этапе произошло осознание того факта, что существует, во-первых, некие
новые звуки, доселе мне неизвестные, и, во-вторых, возникновение сильного
желания разобраться, что же собой представляют эти новые звуки. Второй этап
включал в себя изучение теории образования ладов и их взаимосвязей между
собой. Третий этап начался с долгих интенсивных музыкальных исследований, в
которых я ненасытно тренировался и изучал, как применять лады в конкретных
музыкальных ситуациях. Несмотря на то, что все это происходило много лет
назад, я и сейчас чувствую, что этот этап тренировок и исследований у меня
все еще продолжается...

Рис. 1 MP3
Разумеется, необходимо сначала научиться ходить, прежде чем побежать. Не
упуская из виду эту мысль, посмотрите на следующую четкую схему организации
семи основных ладов, полученных из мажорной гаммы. На рисунке 1 показана
гамма G мажор (G A B C D E F#) и семь ладов, которые в определенном порядке
формируются от каждой отдельной ноты. Первый лад, G-ионийский, совпадает с
исходной гаммой G мажор. Второй лад, A-дорийский (A B C D E F# G),
образовывается от второй ступени гаммы G мажор, А, и включает все ноты до
следующей ноты А октавой выше. Третий лад, В-фригийский, формируется от
третьей ступени, В, и включает все ноты до следующей ноты В октавой выше.
Теперь вы сами можете вычленить волшебную формулу образования семи ладов во
всех 12-ти тональностях. Запомните эту формулу: ионийский лад совпадает с
мажорной гаммой; дорийский лад начинается и заканчивается на второй ступени
мажорной гаммы; фригийский лад образовывается от третьей ступени; лидийский
лад - от четвертой ступени мажорной гаммы; миксолидийский, эолийский и
локрийский лады формируются от пятой, шестой и седьмой ступеней мажорной
гаммы соответственно.

Рис. 2a MP3 |
Рис. 2b MP3
Во время первого знакомства несомненно легче рассматривать семь основных
ладов, как просто различное расположение нот их исходной мажорной гаммы. В
конечном же счете, однако, необходимо отойти от ассоциативного их понимания
и начать рассматривать лад как отдельное гармоническое единство. Каждый лад
включает в себя уникальную последовательность тонов и полутонов, что и
придает ему характерное гармоническое звучание или окраску.
Как я уже говорил в предыдущих частях данной серии уроков, чтобы донести
звучание лада до слушателя, не достаточно просто сыграть ноты в
определенной позиции на грифе. Необходимо ясно и отчетливо донести до
слушателя основной тон лада или его тональный центр (первая нота лада).
Например, если вы импровизируете в В-фригийском ладу (B C D E F# G A), то
ноты должны слышаться в контексте тонального центра В. Один из возможных
путей добиться этого - играть мелодию с нотой В в басу или брать
какой-нибудь аккорд В, который содержит ноты данного лада, например, B5,
Bm, Bm7, Bsus4, B7sus4 or B7b9sus4.

Рис. 2c MP3 |
Рис. 2d MP3 |
Рис. 2e MP3
Другим способом выделения тонального центра может быть подчеркивание в
мелодии или импровизации тоники лада. Это особенно трудно, если играть без
аккомпанемента. В нашем примере необходимо будет ясно показать слушателю
музыкальный окрас В-фригийского лада, дабы избежать каких-либо
двусмысленностей в гармонии. Самой главной нотой будет нота В, тоника лада,
а все остальные ноты должны соотносится с этой тоникой.
Если вы вздумаете всю жизнь ковылять, опираясь на костыль G-мажор, вам
никогда не удастся по-настоящему убедительно и творчески выразить себя в
В-фригийском ладу.

Рис. 2f MP3 |
Рис. 2g MP3
Лучший способ действительно понять и запомнить структуру и звучание всех
семи основных ладов - сравнивать их взад и вперед в одной (или и в
параллельной) тональности, начиная каждый лад от одной ноты (G-ионийский,
G-дорийский, G-фригийский и т.д.). Играя и слушая лады таким образом, в
отличие от зубрежки с опорой на ассоциативные тональные центры
(G-ионийский, А-дорийский, В-фригийский и т.д.), вы сможете легко
проанализировать и разобраться в различиях и сходстве интервальной
структуры и гармонической окраски ладов.
На рисунке 2 вы видите все основные лады, сформированные параллельным
образом в тональности G. Запомните структуру интервалов каждого лада, а
также их аппликатуру. Играйте их под аккомпанемент басовой ноты G, чтобы
упражняться в соответствующем музыкальном контексте. Кроме того,
попытайтесь разобраться, как передвинуть каждый лад на октаву выше, затем
играйте их в различных позициях на грифе и, наконец, в различных
тональностях.
Для того, чтобы хорошо усвоить особенности ладов, потребуется приложить
много усилий, но овладеть ими абсолютно необходимо, если вы хотите стать
по-настоящему серьезным музыкантом. Поэтому каждый день выделяйте время на
изучение ладов.
Продолжение
 |
|