| |||||||||||||||||
Школа / Joe Satriani / Engines of Creation - Введение в теорию лада (часть 4)По материалам GuitarWorld.com Опора для сравнительного анализа ладовВ предыдущих частях я познакомил вас со своим способом изучения семи основных ладов. Мы рассмотрели их образование из мажорной гаммы, а также проиллюстрировали структуру каждого лада в отдельности. Если вы внимательно следили за моим рассказом, то наверняка твердо ухватили принцип образования ладов. Тем, кто к нам только что присоединился, однако, не стоит беспокоиться: сейчас я собираюсь предложить вашему вниманию несколько других способов, которые помогут получить ясное представление о структуре лада. Рис. 1a MP3 Лично мне для изучения ладов очень помогло такое упражнение: играть каждый из семи основных ладов от тоники "E" с опорой на продолжительный звук открытой шестой струны "Е". Использование открытой шестой струны "E" в качестве аккомпанемента позволяет учащемуся удержать в голове музыкальный окрас, букет каждого лада и сравнивать сходство и различие между ними. Как показано на рисунках 1a-g, необходимо на открытой нижней струне взять ноту "Е" и, пока она звучит, каждый лад начинать играть от струны "А". В первом примере Е-ионийский лад (Е-мажор) охватывает две с половиной октавы вниз по грифу. В последующих примерах каждый лад показан только на двух октавах. Ваша задача - к аппликатурной модели самим добавить дополнительные пол-октавы. Примеры изображают модели по нисходящей, однако вам необходимо отрабатывать их вверх и вниз поочередно. Я добавил к рисункам аккорд, относящийся к конкретному ладу. Играйте этот аккорд в начале и в конце модели, чтобы услышать гармоническую связь. Один мой преподаватель показал мне, как от каждой ноты гаммы можно образовать трезвучие. Типичное трезвучие - это группа из трех нот, образующих последовательно либо уменьшенную терцию, либо полную терцию. Этого можно добиться играя, допустим, в любой гамме/ладу первую, третью и пятую ноты, или вторую, четвертую и шестую, или третью, пятую и седьмую ноты, и т.д. Возьмем для примера Е-ионийский лад (натуральный мажор). Если вы сыграете вместе первую ноту "E", затем третью ступень "G#", и наконец пятую "В", то получите трезвучие (E G# B). Теперь образуем трезвучие от второй ступени гаммы, сыграв вместе "F#", "А" и "C#" - у вас получилось минорное трезвучие (F# A C#). Такое упражнение называется гармонизацией от каждой ноты гаммы. Оставаясь в рамках конкретной гаммы/лада, вы сможете образовать, так называемые, диатонические трезвучия. После изучения трезвучий, образованных из терций, вам следует переходить к четырех-, пяти-, и даже шестизвучным аккордам, добавляя надстройки к трезвучиям. Продолжая надстраивать трезвучия, не выходя за рамки конкретного лада, можно получить диатонические аккорды со ступенями 7, 9, 11 и 13. Мне для четкого усвоения этой концепции понадобилось проводить некоторый анализ в нотной тетради и много заниматься сольфеджио. Одним из моих старых типичных упражнений было сидеть и играть все аккорды из своей книги аккордов. Цель упражнения - попытаться пальцами разыскать новые возможности, которые бы отличались от тех, что я находил в песнях Beatles, Stones, и других... Скоро такие аккордовые упражнения вместе с изучением построений аккордов в различных ладах стали вырисовывать более ясную общую картину. Я начал замечать, что наконец воздвигаю мост между изучением теории музыки и воплощением открываемых мной звуков. В будущем мы с вами глубже поговорим о взаимосвязях аккордов и гамм, а также о мелодических/гармонических отношениях. А пока продолжайте укладывать фундамент для более сложных задач применения ладов. Играйте их в разных тональностях и позициях на грифе. Обязательно следите за тем, что вы осмысленно слушаете звучание каждого лада и аккорда. Помимо этого, старайтесь представить себе, какое настроение или ощущение этот лад или аккорд вызывает. До следующего раза...
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |