Школа / Joe Satriani / Engines of Creation - Введение в теорию лада (часть 4)
По материалам GuitarWorld.com
Перевод с английского: Антон Ивлев
Опора для сравнительного анализа ладов
В предыдущих частях я познакомил вас со своим способом изучения семи
основных ладов. Мы рассмотрели их образование из мажорной гаммы, а также
проиллюстрировали структуру каждого лада в отдельности. Если вы внимательно
следили за моим рассказом, то наверняка твердо ухватили принцип образования
ладов. Тем, кто к нам только что присоединился, однако, не стоит
беспокоиться: сейчас я собираюсь предложить вашему вниманию несколько
других способов, которые помогут получить ясное представление о структуре
лада.

Рис. 1a MP3
Лично мне для изучения ладов очень помогло такое упражнение: играть
каждый из семи основных ладов от тоники "E" с опорой на продолжительный
звук открытой шестой струны "Е". Использование открытой шестой струны "E" в
качестве аккомпанемента позволяет учащемуся удержать в голове музыкальный
окрас, букет каждого лада и сравнивать сходство и различие между ними.

Рис. 1b MP3 |
Рис. 1c MP3
Как показано на рисунках 1a-g, необходимо на открытой нижней струне
взять ноту "Е" и, пока она звучит, каждый лад начинать играть от струны
"А". В первом примере Е-ионийский лад (Е-мажор) охватывает две с половиной
октавы вниз по грифу. В последующих примерах каждый лад показан только на
двух октавах. Ваша задача - к аппликатурной модели самим добавить
дополнительные пол-октавы. Примеры изображают модели по нисходящей, однако
вам необходимо отрабатывать их вверх и вниз поочередно. Я добавил к
рисункам аккорд, относящийся к конкретному ладу. Играйте этот аккорд в
начале и в конце модели, чтобы услышать гармоническую связь.

Рис. 1d MP3 |
Рис. 1e MP3
Один мой преподаватель показал мне, как от каждой ноты гаммы можно
образовать трезвучие. Типичное трезвучие - это группа из трех нот,
образующих последовательно либо уменьшенную терцию, либо полную терцию.
Этого можно добиться играя, допустим, в любой гамме/ладу первую, третью и
пятую ноты, или вторую, четвертую и шестую, или третью, пятую и седьмую
ноты, и т.д.
Возьмем для примера Е-ионийский лад (натуральный мажор). Если вы
сыграете вместе первую ноту "E", затем третью ступень "G#", и наконец пятую
"В", то получите трезвучие (E G# B). Теперь образуем трезвучие от второй
ступени гаммы, сыграв вместе "F#", "А" и "C#" - у вас получилось минорное
трезвучие (F# A C#). Такое упражнение называется гармонизацией от каждой
ноты гаммы. Оставаясь в рамках конкретной гаммы/лада, вы сможете
образовать, так называемые, диатонические трезвучия.
После изучения трезвучий, образованных из терций, вам следует переходить
к четырех-, пяти-, и даже шестизвучным аккордам, добавляя надстройки к
трезвучиям. Продолжая надстраивать трезвучия, не выходя за рамки
конкретного лада, можно получить диатонические аккорды со ступенями 7, 9,
11 и 13. Мне для четкого усвоения этой концепции понадобилось проводить
некоторый анализ в нотной тетради и много заниматься сольфеджио.

Рис. 1f MP3 |
Рис. 1g MP3
Одним из моих старых типичных упражнений было сидеть и играть все
аккорды из своей книги аккордов. Цель упражнения - попытаться пальцами
разыскать новые возможности, которые бы отличались от тех, что я находил в
песнях Beatles, Stones, и других... Скоро такие аккордовые упражнения
вместе с изучением построений аккордов в различных ладах стали вырисовывать
более ясную общую картину. Я начал замечать, что наконец воздвигаю мост
между изучением теории музыки и воплощением открываемых мной звуков.
В будущем мы с вами глубже поговорим о взаимосвязях аккордов и гамм, а
также о мелодических/гармонических отношениях. А пока продолжайте
укладывать фундамент для более сложных задач применения ладов. Играйте их в
разных тональностях и позициях на грифе. Обязательно следите за тем, что вы
осмысленно слушаете звучание каждого лада и аккорда. Помимо этого,
старайтесь представить себе, какое настроение или ощущение этот лад или
аккорд вызывает.
До следующего раза...
 |
|