| |||||||||||||||||
Школа / Joe Satriani / Engines of Creation - Введение в теорию ладаПо материалам GuitarWorld.com Для меня краеугольным камнем в музыкальном развитии стало знакомство с понятием лада. Изучение функций ладов открыло мне глаза и уши и позволило во многом понять, как мелодия соотносится с аккордами. Термин "лад" означает ряд нот, которые могут быть вычленены из гаммы. Например, гамма С мажор имеет такой ряд нот: C D E F G A B. Это ряд называется также С-ионийский лад (натуральный мажор). Если вы возьмете этот же ряд и начнете отсчет со второй ступени гаммы, то есть ноты D, то получится другой лад, а именно D-дорийский лад (D E F G A B C) (см. Рис.1). Как вы заметили, оба лада (С-ионийский и D-дорийский) состоят из тех же самых семи нот, разница только в их расположении. Такое отношение ладов может быть применено к любой ступени гаммы C мажор: если мы начнем с третьей ступени, Е, и продолжим брать те же ноты, получится E-фригийский лад (E F G A B C). Далее идут лидийский лад (F G A B C D E), миксолидийский (G A B C D E F), эолийский (A B C D E F G) и локрийский (B C D E F G A). Данные семь ладов - ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский - это всего-навсего разное размещение исходной мажорной гаммы, и все они известны под общим названием "основные лады". Для иллюстрации теории основных ладов я использовал гамму С мажор, так как, в отличие от других гамм, она не имеет диезов и бемолей, и поэтому ее легко представить в уме. Однако, вам нужно четко осознать, что точно такой же принцип взаимоотношений ладов применим к любой тональности. Например, гамма G мажор рождает уже известные нам семь ладов из каждой своей ноты (G A B C D E F#). Хотя описание лада, как подобие разновидности мажорной гаммы, является хорошей подпоркой в процессе изучения, настоящее овладение концепцией лада приходит тогда, когда полностью осознается и усваивается звучание каждого интервала в структуре лада. Однажды, на первом курсе музыкального колледжа, у меня проходил урок на фортепьяно. Мы с преподавателем добрались до одного момента в импровизации, и я сказал: "Вот здесь A-дорийский лад". "Ну, на самом деле это тоже самое, как G- мажор", - сказал преподаватель. Но я не согласился: "Если я играю в А-дорийском ладу, то я подчеркиваю ноты совсем не так, как если бы я думал в G-мажоре". Когда я начал изучать семь основных ладов, меня поразила разница в их структуре интервалов и внутренних аккордовых формах, которые могут быть из них сконструированы. Мне также очень нравилось сравнивать их, играя от одной тоники. Я обнаружил, что определенные лады были почти идентичны друг другу по форме, за исключением лишь одного интервала. Например, Е-фригийский (E F G A B C) и Е-эолийский (E F# G A B C D). Первый является ладом, который образуется от третьей ступени гаммы С мажор, а второй - от шестой ступени гаммы G мажор. Сравнение ладов таким образом - взад и вперед в одной тональности - помогло мне понять разницу в их структуре и звучании. Один из первых моих наставников, преподаватель высшей музыкальной школы, очень разносторонний человек, кстати, обучавший также и Стива Вая, говорил: "Не следует слушать музыку так, чтобы увидеть в ней теорию". Он считал, что смысл в изучении теории и гармонии заключается только в обнаружении дополнительных путей для лучшего выражения собственных музыкальных образов. Моя композиция "Time" построена на В-фригийском ладу (B C D E F# G A). Как изображено на рисунках 2а и 2b, теоретически данный лад строится от третьей ступени, В, гаммы G мажор. Рисунок 3а показывает аппликатуру В-фригийского лада с седьмой позиции (седьмой лад на грифе). Запомните данную аппликатуру, повторяя ее вверх и вниз. Задача упражнений на рисунках 3b-3е - занести в вашу память уникальное звучание В-фригийского лада. Перед тем, как начать отрабатывать данные аппликатуры, запишите сами повторяющийся, относительно продолжительный аккорд В5, так, чтобы этой записи хватило на 5-10 минут тренировки. (Можно записать этот аккорд один раз в какой-нибудь аудио-программе и на время тренировки поставить его на повторное воспроизведение. прим. переводчика). Прослушивание этого аккорда во время игры упражнений подкрепит в данных фригийских "мелодиях" звучание тоники В. |
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |