| |||||||||||||||||
Школа / Славик Селин / Правильная постановка рук. Общие принципы и мельчайшие подробностиАвтор: Славик Селин Когда я начал писать эту статью, я представил себе скептика, прочитавшего название и начавшего с пеной у рта кричать: "Что значит правильная? Не учите меня жить! Как удобно, так и играю! ..." И тогда возник вопрос, почему та постановка рук, которую я собираюсь предложить действительно "правильная"? Обращаясь к истокам, рассмотрим строение человеческих рук. Оно идентично у каждого человека. Постановка рук формировалась из соображений удобства игры, технических возможностей, наибольшей скорости и растяжки, четкости звукоизвлечения и т.д. В данной статье я рассмотрю основы правильной постановки рук (примечание: первая, на мой взгляд, попытка ГРАМОТНО объяснить суть и пролить свет на спорные вопросы в заочной форме), которые помогут сформировать собственную постановку или исправить уже существующую. С какой руки начнем? С той, в которой мы держим медиатор или которой зажимаем струны? Это в принципе не важно... Постановка ПРАВОЙ руки. (Часть 1)В принципе, у правой руки два предназначения: удар по струне медиатором и удар по струне тэпом. Есть, конечно, еще одно, но это скорее из области медицины и детских шалостей... В обоих случаях правая рука должна давать начало звука, и, как следствие, задавать ритм и правильное звучание. Любая техника, использующая правую руку, требует определенной постановки. Я начну свое рассмотрение с медиаторной техники попеременного штриха. Как правильно держать медиатор. Положить его требуется на указательный палец и прижать большим так, чтобы острая часть медиатора смотрела как продолжение указательного. Сразу внесу ясность: фаланги нумеруются от конца пальца к ладони. Первая и вторая фаланги указательного пальца находятся практически на прямой, а между второй и третей угол чуть более 90 градусов. Четвертая фаланга с ладонью образует тот же угол, что и при сжатии руки в кулак. Большой палец практически прямой и идет параллельно руке. При игре медиатор ударяет струну не под прямым углом, а с небольшим наклоном плоскости медиатора к струне. Не стоит переусердствовать, на рисунке показан оптимальный наклон. Однако в более перпендикулярной постановке медиатора относительно струн нет ничего криминального, в отличии от большого угла. Остается вопрос, куда девать остальные пальцы? Если они не используются в данный момент (рычаг, тэп, ...) то их следует упереть друг в друга и в указательный, немного поджав.
Здесь нет никакого, наверное практического смысла, эстетика, да и чтоб не мешались... А если они используются для игры рычагом (тремоло системы, Floyd Rose,...) тогда они выпрямляются и ложатся на рычаг первыми фалангами. Этим осуществляется наибольшая сила при максимальном контроле уровня спуска струн. Грубейшим нарушением является нахождение рычага в области ладони или близко к ней! Если тремоло система работает на повышение строя, т.е. когда рычаг движется от корпуса гитары, он захватывается первыми фалангами и тянется за счет всей руки, а не только кисти, как в случае с опусканием струн. Постановка правой руки при тэппинге мной уже освещалась в одной из статей, поэтому более подробно останавливаться я не вижу смысла, но ради цельности данного материала оговорю основные положения. При теппинге палец (как правило, средний) ударяет по струне перпендикулярно и легатно сдергивает ее вверх или вниз, заставляя звучать. Следует помнить, что при переходе на другие струны, те, которые использовались до этого продолжают звучать. Для избежания этого используется их глушение частью ладони, называемой ямочкой (похожа на задницу).
Теперь, когда ситуация с пальцами и кистью прояснилась, можно начинать разговор о постановке всей руки. Прежде всего, нужно оговорить положение руки относительно гитары. Возьмите гитару, поместите праую руку так, чтобы она вся лежала на грифе до локтя. Теперь перемещайте кисть по грифу до машинки. Рука должна встать примерно в такое же положение, как показано на рисунке. Сама кисть ложится перпендикулярно струнам. В случае демпфирования (заглушки) та часть, которой обычно бьют в восточных единоборствах находится у самой машинки. Главное правильно выбрать ее положение, чтобы она хорошо глушила и в тоже время не искажала тон. Если мы посмотрим на открытую ладонь, то с левой стороны в начале этой боковой подушечки есть ямочка, в которую должна упираться шестая струна.
(продолжение следует...)
|
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |