Школа / Славик Селин / Физиологические особенности обучения игре
Автор: Славик Селин
В этой статье пойдет речь о физиологических особенностях мозга человека, его возможностях, перспективах и способностях
при обучении игре на гитаре. Данная статья основана на личных наблюдениях и статистике, собранных мной, а также научных
работах ученых в области мозга (Джеймс Шрив).
Вот об этом...
Человеческий мозг - это система нейронов, контролирующая все процессы, происходящие в человеческом организме и
осуществляющая мыслительную деятельность. Разные области мозга отвечают за разные виды деятельности и выполняют различные
функции. Немногие знают, что мозг - пластичная субстанция и способен адаптироваться к тому или иному роду деятельности. Это
значит, что у человека, знающего несколько языков, например, увеличена область, отвечающая за речь и восприятие речи.
Притом в зависимости от возраста в котором было начато изучение того или иного языка, формируется граница между разными
языковыми областями. Чем раньше человек начал учить второй язык (например с детства), тем менее заметна граница. Так вот,
основными вопросами, которые я попытаюсь раскрыть в данной статье являются возразт начала обучения игре и физиология
процесса, т.е. какие процессы происходят в нашей голове при обучении в том или ином случае.
Для начала нужно определить наиболее активные области мозга в момент игры на гитаре. Прежде всего - это те области,
которые отвечают за движение пальцев рук. В них формируется своеобразная "память", которая во время приобретения навыков
игры строит рефлекторные дуги, отвечающие за отдельные часто используемые движения пальцев. Отсюда можно сразу сделать
первый вывод, касаемо методики обучения: чем больше различных движений и ходов будет сформировано в рефлекторные дуги, тем
разнообразнее будет игра и универсальнее (с точки зрения выучивания нового произведения) гитарист. Исследования показывают,
что у гитаристов и скрипачей увеличена та часть мозга, которая отвечает за моторику левой руки. Это вполне объяснимо, ведь
левая рука, которая зажимает струны на грифе совершает гораздо больше разнообразных движений, чем правая.
Но в любом ли возрасте возможна такая пластичность мозга, т.е. способность строить новые и реструктурировать старые
нейронные связи в зависимости от рода деятельности? Исследования показали, что у людей до 25 лет трансформации
долговременные, т.е. "мастерство не пропьешь". Например, ребенок, научившись кататься на велосипеде в 8 лет после
десятилетнего перерыва снова может сесть за двухколесное изобретение человечества без проблем. Этот навык останется
навсегда. Однако многие люди, управляющие автомобилем после долгого перерыва (5-7 лет) вынуждены вспоминать некоторые
особенности данного процесса, т.к. впервые за руль сели в двадцатилетнем возрасте. В Германии были проведены исследования с
людьми, старше 25 лет, которые показали, что при обучении испытуемых жонглерскому искусству увеличивались области их
мозгов, отвечающие за моторику и зрительное восприятие. Однако через месяц они возвращались к изначальным размерам и навык
утрачивался. Но не стоит ставить крест на своем
образовании по части гитары, если Вы старше 25. Просто требуется соблюдать некоторые правила: ежедневные занятия по 2
часа и развитие различных приемов игры на базе выучивания произведений. Нельзя делать больших перерывов и нужно чаще
возвращатся к ранее пройденным материалам. Теория мной была подтверждена на собственном опыте преподавания гитары различным
возрастным группам.
Вывод можно сделать следующий: наилучшее время начала обучения 13-14 лет. Но не стоит отчаиватся, если что-то было
упущено. Нужно просто следовать определенным правилам и тогда процесс обучения будет максимально эффективным. Удачи!
 |
|