Школа / Вячеслав Чернов / Кое-что об арпеджио
Автор: Вячеслав Чернов
Вообще говоря, арпеджио - это не что иное, как последовательное
исполение нот, входящих в тот или иной аккорд. Исходя из этого определения,
можно сделать вывод о широком разнообразии арпеджио. Ведь, во-первых,
существует большое количество различных аккордов (мажорные и минорные,
трезвучия и септаккорды, и т.д.). Во-вторых, число входящих в арпеджио нот
может быть различным (4-х нотное арпеджио, двухоктавное, и т.д.). Ну а в
третьих, исполнение арпеджио может начинаться с любой из входящих в аккорд
ноты, то есть с любой ступени (по сути, эта игра обращений).
Сначала рассмотрим разнообразные варианты арпеджио, основанные на
мажорных и минорных трезвучиях. Такие арпеджио используются достаточно
часто. Классический пример - Caprice #24 Н.Паганини
(послушать отрывок в формате mp3).
Во всех приведенных примерах порядок такой: сначала дается Ля-мажор,
затем - Ля-минор.
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Конечно же, это далеко не все возможные варианты.
Исполнение арпеджио свипом имеет множество нюансов. Предлагаю подробно разобрать исполнение арпеджио на примере двухоктавного мажорного арпеджио (см. пункт 2).
- Итак, первая нота - 12-й лад 5-й струны. Левая рука - 4-й палец (мизинец). Правая - удар медиатором вверх, причем кистью заглушается 6-я струна.
- Вторая нота - 11-й лад 4-й струны; левая рука - 3-й палец, причем этим пальцем необходимо касаться 5-й и 3-й струн, чтобы они не звучали. Правая - удар вниз, а глушим уже 6-ю и 5-ю.
- Третья - 9-й лад 3-й струны. Левая рука - 1-й палец, причем им глушится 4-я и 2-я струны. Правая - удар вниз, глушим 6-ю, 5-ю, 4-ю.
- Четвертая - 10-й лад 2-й струны. Левая - 2-й палец, глушим 3-ю и 1-ю струны. Правая - удар вниз, глушим 6-ю, 5-ю, 4-ю, 3-ю.
- Пятая - 9-й лад 1-й струны. Левая - 1-й палец, глушим 2-ю струну. Правая - удар вниз, глушим 6-ю, 5-ю, 4-ю, 3-ю, 2-ю. Обратите внимание на то, что во всех приведенных примерах эта нота берется ударом медиатора ВНИЗ, хотя классический свип подразумевает удар ВВЕРХ. Я рекомендую освоить вам оба способа, и выбрать какой больше подходит для вас.
- Шестая (12-й лад 1-й струны) и седьмая (9-й лад 1-й струны) ноты берутся в легато 4-м пальцем.
- Восьмая - 10-й лад 2-й струны. Левая - 2-й палец, глушим 3-ю и 1-ю струны. Правая - удар вверх, глушим 6-ю, 5-ю, 4-ю, 3-ю.
- Девятая - 9-й лад 3-й струны. Левая - 1-й палец, глушим 4-ю и 2-ю струны. Правая - удар вверх, глушим 6-ю, 5-ю, 4-ю.
- Десятая - 11-лад 4-й струны. Левая - 3-й палец, глушим 5-ю и 3-ю струны. Правая - удар вверх, глушим 6-ю и 5-ю.
- Ну а одиннадцатая - это уже первая, и все арпеджио отсюда начинается сначала.
Следует иметь в виду, что в тех арпеджио, в которых последняя нота имеет значок легато (см. пункт 3, 4 и др.), первая нота берется ударом медиатора только первый раз, а остальные - в легато.
Еще замечание. После взятия медиатором какой-либо ноты, он должен опереться на следующую струну, и лежать на ней, пока не возьмет на ней ноту.
В исполнении арпеджио очень важным является чистота, то есть в любой момент времени должна звучать только одна нота, а остальные должны быть по возожности заглушены, что обеспечивается обеими руками. Также важно научиться исполнять арпеджио ровно, для этого необходимо играть под метроном в медленном темпе.
Но помимо мажорного и минорного трезвучий еще существуют уменьшенное и увеличенное. Посмотрим, как можно играть уменьшенное арпеджио:
9.

Можно увеличить количество входящих нот, вот один из вариантов:
10.

И т.д.
Кроме того, помимо трезвучий существуют и другие созвучия, например септаккорды. Посмотрим, как в арпеджио можно сыграть один из септаккордов:
11.

Здесь тоже существуют различные варианты количества входящих нот, я не
буду утруждать себя их написанием - думаю, в этом нет необходимости.
Таким образом, имея знания о строении различных аккордов и о том, как их можно сыграть в арпеджио, вы можете самостоятельно придумать множество своих вариантов. И это еще не все. Ведь совсем необязательно играть арпеджио только лишь свипом - попробуйте поиграть в легато, в стаккато, и т.д. Вот как, к примеру, в стаккато можно обыграть уменьшенное арпеджио:

В быстром темпе с хорошей заглушкой звучит просто великолепно.
При игре арпеджио возможно применение множества различных приемов, таких как добавление дополнительных нот, включение педальных тонов, использование теппинга, приема chiken-picking, и т.д. и т.п. Да и вовсе необязательно играть арпеджио одинаковыми по длительности нотами - попробуйте применять триоли, секстоли, и пр.
В качестве примера того, что можно написать на основе арпеджио,
предлагаю послушать (а еще лучше поиграть) один из моих этюдов - это этюд
No2 из серии "Маленькие этюды" (скачать в
формате gp3), написанный мною еще при освоении арпеджио.
Вот в принципе все, чем хотелось бы с вами поделиться в этом уроке,
посвященном арпеджио. По всем вопросам ко мне обращайтесь по почте -
letsmakemusic@mail.ru, с удовольствием отвечу. До новых встреч!
Warm regards, V.Tchernoff
 |
|