Главная Школа Статьи Ноты Гитаристы Форум GuitarWiki Ссылки
GuitarPlayer.Ru - независимый сайт о гитаристах и для гитаристов Это старая версия нашего сайта, помещенная в архив. Посетите новую!

Школа / Вячеслав Чернов / Научите меня играть легато!

Автор: Вячеслав Чернов

В этом уроке я расскажу о том, как освоить легато. Казалось бы, чего тут сложного - это все умеют. Но на поверку оказывается, что очень многие непрофессиональные гитаристы испытывают трудности с этим приемом: у кого-то оно слишком блеклое, кто-то не может сыграть легатную фразу в правильной ритмике, и так далее. Все это оттого, что упражнениям на отработку легато не уделяется достаточное внимание или играемые упражнения неэффективны. Моя задача - предоставить наиболее эффективные упражнения на отработку легато.

Вот несколько различных примеров легато:

  1. Ron Thal "I can't play the blues"
  2. Joe Satriani "Always with me, always with you"
  3. Tony McAlpine "Hundreds of thousands"

Легато как способ звукоизвлечения состоит, в принципе, из двух элементов: во-первых, это нисходящее легато (Pull-Off), а во-вторых, восходящее (Hammer-On). Каждому из них следует уделять внимание отдельно, а затем соединять вместе.

Основу для упражнений, которые я представлю в уроке, составляют позиции натурального ми-минора. Для тех, кто их не знает, рекомендую скачать с любимого нами сайта и выучить наизусть. Они лежат здесь.

1. Это упражнение, которое для определенности назовем "легато+медиатор". В зависимости от количества нот, берущихся в легато, можно выделить два варианта этого упражнения.

1.1.

а) На отработку нисходящего легато (на примере 2-й позиции):

б) На отработку восходящего легато (на примере 3-й позиции):

1.2.

а) На отработку нисходящего легато:

Второй вариант отличается лишь тем, что при нисходящем легато медиатор участвует меньше, и в легато, соответственно, берутся больше нот. Восходящее легато аналогично предыдущему варианту. Второй вариант упражнения более эффективен, но он является и более сложным и я рекомендую приступать к нему после освоения первого.

Полезно также играть эти упражнения по кругу. Это значит, что вы начинаете играть восходящее легато (от 6-й до 1-й струны), а затем - нисходящее (возвращаетесь от 1-й до 6-й), и так по кругу. Тут возможно несколько вариаций. К примеру, вы начинаете играть восходящее легато (от 6-й струны) в третьей позиции. Последня нота восходящего легато - 8-й лад 1-й струны, будет являться первой же нотой для нисходящего легато, и вы возвращаетесь назад к 6-й струне. И снова, последняя нота нисходящего легато (5-й лад 6-й струны) будет являться первой нотой для восходящего легато (заметьте, что она будет взята в легато). И так по кругу. Другая вариация - когда, к примеру, во второй позиции вы дошли от 6-й до 1-й струны, а затем делаете слайд на 8-й лад, и пошли играть нисхдящее легато от 1-й до 6-й, но уже в третьей позиции. Дойдя до верха, опять слайд - на 3-й лад, и пошли играть восходящее легато во второй позиции. И так по кругу.

Естесственно, играть упражнения нужно во всех позициях. Еще поэкспериментируйте с другими тональностями - возьмите, к примеру, гармонический ми-минор.

2. Это упражнение - самое что ни на есть легатное. Можно обозвать его как "игра секстолями позиций натурального ми-минора в легато".

а) Нисходящее легато (медиатор не участвует - абсолютно все ноты берутся в легато):

б) Восходящее легато (медиатором берется каждая первая нота на струне, все остальное - в легато):

Опять же, пробуйте зациклить упражнение. И поиграйте в других тональностях.

Обратите внимание на некоторые особенности исполнения каждого из элементов легато.

Нисходящее легато. В английском варианте звучит как "Pull-Off", то есть "срывать", и в названии содержится ключевой момент приема - срыв. Этот срыв должен быть сильным (чтобы нота звучала громко) и четким (строго вниз по грифу до следующей струны). Но в то же время вы не должны тянуть струну вниз за срывающим пальцем.

Восходящее легато. Английский вариант - "Hammer-On", то есть "кувалда", и опять в названии содержится ключевая особенность приема. Ваш палец должен выбить из струны ноту (как кувалда) подобно тому, как это делается правой рукой в приеме тэппинг. Если же удар будет недостаточно резким и сильным, то звук будет очень блеклый, да еще и затухнет быстро. Но в то же время если вкладывать чрезмерную силу, то можете получить звук более высокой частоты.

Иногда бывают ситуации, когда приходится брать hammer-on первым пальцем. И к таким ситуациям нужно быть готовым. Для этого предлагаю поиграть упражнение от Paul Gilbert.

3.

Как видите, все ноты берутся в легато, и тут есть hammer-on первым пальцем. Если поначалу это упражнение покажется вам чрезмерно сложным, помогайте себе медиатором: первый удар на каждой струне берите медиатором. А затем, по мере усвоения играйте медиатором как можно меньше: сначала играйте без медиатора первый шесть нот, затем первые семь, а затем и все остальное.

В заключение хотелось бы рассказать о несколько специфическом моменте, а именно о снятии в легато ноты с какого-нибудь лада на открытую струну. Этот прием частенько используется в стиле кантри, но и в других стилях его можно запросто встретить. Вот вам примеры из творчества: Стива Вая (послушать отрывок в mp3), Джо Сатриани (послушать отрывок в mp3), Мэй Лиана (послушать отрывок в mp3). Чтобы научиться играть такие легатные пассажи, нужно просто понять, что при снятии на открытую струну необходимо помогать себе кистью, иначе ничего не выйдет. Как вы понимаете, этот момент является принципиальным различием: в пассажах, в которых нет снятия на открытые струны, необходимо снимать исключительно пальцами, не прибегая к помощи кисти; а в пассажах, где есть снятие на открытые струны, без помощи кисти никак не обойтись.

Считаю, что поставленная задача успешно решена, поэтому разрешите откланяться. По любым вопросам относительно моих интернет-уроков или обучения у меня, смело пишите по адресу: letsmakemusic@mail.ru. Занимайтесь!!!

Warm regards, V.Tchernoff


© since 1999 by GuitarPlayer.ru team. Сделано в КалининградеTM. По поводу размещения рекламы пишите мне
Web-мастеринг и программирование
Mихаил Кузьмин, дизайн vladlogv и Михаил Кузьмин