| |||||||||||||||||
Школа / Steve Vai / Развитие слуха, часть II. Пение - это вераПо материалам GuitarWorld
Как я уже упоминал в прошлый раз, ценный метод тренировки слуха состоит в пении нот, сыгранных на гитаре. Мне бы хотелось осветить более подробно этот подход в этой статье и предложить вам несколько специфичный совет о том, как работать по нему самостоятельно. Хороший способ начать тренироваться по этому методу заключается в том, чтобы оставаться в рамках одной тональности и убедиться в том, что можете голосом повторить любые мелодии и фразы, которые сыграете. Очевидно, что одновременно вы можете спеть лишь одну ноту, поэтому вам наверняка захочется продолжать играть по одной ноте, (по крайней мере, пока) поэтому сконцентрируйтесь на точных высотах. Скажем, вы используете ля-минорную пентатонику (FIGURE 1A) для начала. FIGURE 1B -пример того, что же можно петь и играть одновременно. Это упражнение может оказаться сложным, но оно является чрезвычайно стоящим.
Следующий уровень этого упражнения - выйти за пределы структуры одной гаммы и добавить хроматические "случайные" ноты - находящиеся между ступенями гаммы - к примерам, которые вы пытаетесь сыграть и спеть. FIGURE 1C - пример, как это можно сделать в рассматриваемой пентатонике ля-минор. Отклонение от диатонической структуры доставляет слуху большое испытание и замечательно усиливает "мускулы узнавания высот". Если будете практиковать это упражнение ежедневно, вы будете приятно удивлены быстротой развития слуха. Существенным элементом в тренировке слуха является доскональное понимание интервалов. Интервал - это промежуток между двумя нотами: если сыграете A и сдвинетесь на два лада до B, то интервал - большая секунда. От A до C# - большая терция. На FIGURE 2A изображена гамма ля-мажор и интервальные отношение между тоникой и остальными нотами гаммы. FIGURE 2B изображает хроматическую гамму от A до двух с половиной октав. Я настоятельно рекомендую запомнить все интервалы, и хороший способ это сделать - называть каждый интервал, играя ноты гаммы.
Существует множество различных упражнений для укрепления способности узнавать интервалы. Вот одно, которое мне нравится: запишите на носитель пары нот, используя комбинации тоники с большими и малыми терциями, как показано на FIGURE 3A. Играйте произвольные пары больших и малых терций по всему грифу, и после игры каждой пары сделайте паузу, и скажите вслух, какой это интервал - "мажор" или "минор" [впоследствии это будет использоваться для проверки]. После записывания 60-минутной пленки послушайте и попробуйте установить мажорность или минорность каждого интервала после того, как услышите его, и сравните с правильным ответом, записанным на пленке. Цель этого упражнения - натренировать себя на быстрое определение мажорных и минорных интервалов во всех тональностях и в любых частях грифа. Следующий шаг - перейти к следующим интервалам, квартам и увеличенным квартам. Снова запишите 60-минутную пленку пар нот [по вышеописанной технологии], и снова попробуйте определить интервалы. Другая идея - записать кварты, комбинированные с терциями, и наоборот. Затем, продолжите этот метод со всеми интервалами в различных комбинациях.
Другое хорошее упражнение - играть все виды интервалов, построенные от тоники. К примеру, если вы в тональности B, начинайте играть низкую B, а затем - множество более высоких нот относительно этой B. После того, как сыграна более высокая нота, запишите на пленку название интервала, и затем переходите к другому. Пример - FIGURE 4. К тому времени, как вы освоите это упражнение - до такой степени, что добьетесь 100% результата - вы уже установите в голове жесткое понимание интервалов. Возможно, вам придется записать 3-4 60-минутных пленок (все в разных тональностях), но со временем, вы получите их полное знание. Изучением интервалов многие музыканты занимаются всю жизнь. Увидимся в следующий раз с другими советами по развитию слуха. |
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |