Школа / Steve Vai / Развитие слуха, часть III. Распутывая аккорды
По материалам GuitarWorld
Перевод: Вячеслав Чернов
Две предыдущие статьи представили множество методов для развития
способностей определения нот на слух с использованием гитары, как
инструмента для тренировки слуха. В этой статье я бы хотел предложить вам
несколько способов развития слуха, использующих аккорды.
Начнем с игры ряда произвольных мажорных и минорных аккордов по всему
грифу, который запишем на носитель. Схема такая: сыграйте мажорный или
минорный аккорд в любой тональности в любой части грифа, сделайте паузу, и
назовите вслух аккорд ("мажор" или "минор", а лучше - еще и тонику аккорда,
например, "соль мажор"). FIGURE 1 демонстрирует ряд произвольно взятых
мажорных и минорных аккордов. Запишите так 60-минутную пленку аккордов, а
затем послушайте, пытаясь наилучшим образом отгадать аккорд до того, как
услышите ответ на пленке. Никаких хитростей с использованием гитары в
помощь! Положитесь на свои уши, старайтесь изо всех сил, и только затем
используйте для проверки гитару [если хотите]. Если вы определяете лишь тип
аккорда (мажор/минор), это упражнение еще имеет ценность, в том, что вы
концентрируетесь на гармонии и качественной стороне аккорда. Если же вы еще
определяете и тонику аккорда, то вы разовьете способность определять тонику
также, как и гармонию. Это поможет вам определять последовательности
аккордов, которые вы слышите на записях, когда джэмуете, на концерте, и
т.д.


Звуковой файл примера 1
Звуковой файл примера 2a
Звуковой файл примера 2b
Вы можете расширить это упражнение, добавив аккорды с задержанием
(трезвучие или септаккорд, в котором III-я ступень заменена II-й - sus2 или
IV-й - sus4). FIGURE 2A демонстрирует несколько различных способов сыграть
такие аккорды: первая тройка - тоника играется на 6-й и 4-й струнах; вторая
тройка - на 5-й и 3-й; третья тройка - на 4-й и 2-й. Запомните эти способы
игры sus-аккордов.
FIGURE 2B демонстрирует последовательность произвольно взятых мажорных,
минорных и sus-аккордов. Вы можете начать с записывания приведенных в
примере аккордов, но лучше запишите свои!
Важная вещь, которую необходимо запомнить, - не делать эти упражнения
слишком сложными. Если вы сделаете их чрезмерно хитрыми или сложными, то
единственное, чего добьетесь, так это потери охоты заниматься. Начните с
простого, и постепенно переходите к более сложным или необычным
последовательностям аккордов.

Звуковой файл примера 3
Когда почувствуете, что привыкли к определению мажорных, минорных и
sus-аккордов, развейте идею, включая более сложные аккорды. Хорошо бы
начать с добавления "напряженных" интервалов, таких как септимы и большие
септимы к мажорным и минорным аккордам. FIGURE 3 демонстрирует произвольную
последовательность мажорных и минорных аккордов и септаккордов.
Когда сможете правильно определять типы и тоники аккордов при
прослушивании, вы будете приятно удивлены тем, как высоко поднялась ваша
планка во всем, что касается музыки. Этот гармонический опыт тренировки
слуха положительно повлияет на ваш подход к композиции, солированию и
аккомпанированию, и даст вам совершенно новое понимание структуры музыки.

Звуковой файл примера 4
Для дальнейшего углубления в обучение тренировке слуха, приведите
определение интервалов в уравнение: возьмите аккорд приемом арпеджиато.
Сделайте паузу, и затем назовите каждый интервал аккорда. FIGURE 4
иллюстрирует это упражнение. Возможности безграничны; вы можете подключить
миллионы аккордов, в зависимости от того, насколько сложную задачу вы
пожелаете себе поставить.
Всем упражнениям для развития слуха, описанным мной в этих трех статьях,
я посвятил многие часы, будучи тинейджером. Несомненно, это трудная и
требующая время работа; вы можете обнаружить себя перегруженным или
разочарованным. Если это случится, сделайте перерыв, и займитесь какое-то
время чем-нибудь другим. Но польза, полученная от такого обучения, является
громадной и останется с вами навсегда.
Часть четвертая | Вернуться
 |
|