Школа / Steve Vai / Развитие слуха, часть IV. Новое ощущение музыки и звуков
По материалам GuitarWorld
Перевод: Вячеслав Чернов
В трех предыдущих статьях я описал ряд различных упражнений для развития
слуха, предназначенных для обострения способности определения нот на слух.
Если вспомните, мы начали с исследования интервалов между парами нот, затем
расширили границы анализа до аккордов. До этого момента мы использовали
гитару в качестве инструмента для обучения. Однако тренировка слуха
подразумевает, что музыкант должен уметь использовать его не только
применительно к звукам, созданным его инструментом, но также и к звукам,
созданным другими инструментами - клавишными, духовыми, струнными, или
голосом. Когда ваши уши станут хороши, вы начнете осознавать, что абсолютно
любой звук состоит из одной или более высот, и будете слушать музыку - и
всякие звуки вокруг - уже по-другому.

Звуковой файл примера 1
Звуковой файл примера 1b
Если вы усердно занимались с упражнениями, которые я представил в трех
предыдущих статьях, то, несомненно, ваш слух улучшился. Но отдыхать рано:
на этот раз я представлю упражнения, которые поднимут планку вашего слуха
еще на несколько ступенек.
В двух первых статьях я описал упражнения, подразумевающие пение всего
того, что вы играете. Сейчас будем петь в гармонии с тем, что будем играть.
Начнем с квинты. На FIGURE 1A представлена гамма ля-мажор (A B C# D E F#
G#) с обозначенными интервалами. В тональности A, A считается первой
ступенью гаммы ("прима") и основной нотой, тоникой. E - это "квинта",
поскольку расположена на V-й ступени гаммы ля-мажор. Если сыграете эти две
ноты (тонику и квинту) вместе, как показано на FIGURE 1B, то получите
интервал в квинту, и в результате - аккорд A5.

Звуковой файл примера 2a
Звуковой файл примера 2b
Возьмем за основу для следующего упражнения пентатонику ля-минор (A C D
E G), поскольку с ней знакомы многие гитаристы. FIGURE 2A - ля-минорная
пентатоника, а FIGURE 2B - эта же гамма, в которой каждая нота
гармонизирована квинтой. Играя каждую пару нот, пойте только высшую из них,
то есть квинту. Прогоните так всю гамму вверх и вниз несколько раз.
Теперь наступает забавная, но в то же время сложная часть. FIGURE 3 -
мелодия, построенная на основе пентатоники ля-минор; ваша задача - играть
ее на гитаре, а голосом в это время пропевать все квинты (на рисунке они
даются в скобках). Поначалу это может показаться трудным, поэтому
продвигайтесь по одной ноте, и наилучшим образом старайтесь спеть квинты.

Звуковой файл примера 3
Звуковой файл примера 4
Теперь выйдем за пределы гаммы и гармонизируем хроматическую мелодию,
как показано на FIGURE 4. Опять же старайтесь петь квинты как можно точнее.
Если нужно, играйте обе ноты сначала на гитаре, чтобы направить уши и голос
в правильном направлении, а затем проверьте себя, вернувшись назад к игре
только низшей ноты и пению квинты. Теперь выбросите из головы все, что было
в примерах, и просто сымпровизируйте любую диатоническую или
недиатоническую мелодию, пропевая квинту от каждой сыгранной ноты.
В следующий раз мы расширим эту идею до других интервалов, таких как
терции и кварты. Тогда и увидимся.
Часть пятая | Вернуться
 |
|