Школа / Steve Vai / Развитие слуха, часть VI. Теперь послушайте вот что
По материалам GuitarWorld
Перевод: Вячеслав Чернов
Посмотрим, что у нас было в пяти предыдущих статьях: пение нот мажорной
и минорной гамм в процессе их игры; игра пар нот и определение интервалов
между ними; определение аккордов исключительно на слух; пение в гармонии с
сыгранными фразами; попытка воспроизвести голосом произвольный звук на
гитаре (и наоборот).
На этот раз у меня есть по-настоящему сложное упражнение для тех, кто
готов. В прошлых статьях упражнения включали игру нот на гитаре и пение их
же непосредственно после этого. В этом упражнении необходимо сделать
обратное: сначала спеть ноту, а затем сыграть ее для проверки точности.

Звуковой файл примера 1a
Звуковой файл примера 1b
Прежде чем перейдем к этому упражнению, давайте пробежимся по интервалам
мажорной и хроматической гамм. FIGURE 1A демонстрирует гамму ре-мажор на
две октавы. Сначала сыграйте и спойте каждую ступень одновременно. Затем
попробуйте спеть каждую ступень до того, как сыграете ее, как показано на
FIGURE 1B. Проделайте это несколько раз вверх и вниз на две октавы, пытаясь
держать в голове понимание интервала каждой ступени относительно примы.
Теперь, попробуем с хроматической гаммой (FIGURE 1C). Сначала
одновременно играйте и пойте каждую ноту, а затем, как показано на FIGURE
1D, пойте каждую ноту перед тем, как сыграть. Прогоните так несколько раз
вверх и вниз на две октавы. Вы заметите, что пение хроматических нот
является более сложным, поскольку между нотами лишь полтона, поэтому
потребуется точное чувство высоты, чтобы спеть правильно.
Теперь расширим упражнение, взяв D на 5-м ладу 5-й струны, и пропевая
различные интервалы от нее. Как показано на FIGURE 2A, возьмите ноту D,
затем спойте от нее квинту (A). Затем сыграйте A на 7-м ладу 4-й струны,
чтобы удостовериться в правильности. Теперь снова сыграйте D и спойте
большую септиму от нее, C#. После этого, сыграйте для проверки C# на 6-м
ладу 3-й струны.

Звуковой файл примера 1c
Звуковой файл примера 1d
Другой способ использовать это упражнение - называть интервал, пропевая
его. К примеру, сыграйте D и спойте ноту A словом "квинта" или "пять".
Пропевая C# от D, используйте слово "большая септима" или "семь". Если
сделаете это для всех высот, вы дополнительно укрепите знание интервальных
соотношений.
С этими упражнениями трудно справиться, они требуют большой и усердной
практики. Но начинайте просто, не откусывайте больше, чем сможете
проглотить, потому что от этого лишь разочаруетесь. Когда дойдете до
высокой степени точности в этом упражнении, ваш слух станет очень острым.
Цель этих упражнений - усилить связь между нотами, которые играете на
инструменте а также крепость чувственной связи с ними. Правильно пропевая
интервалы перед их проигрыванием - это первый шаг к установлению
первичности понимания определения высоты перед простым имитированием того,
что вы слышите от инструмента. Следующим большим шагом будет абсолютное
исключения гитары и создание упражнений по простому пению всего, в которых
использовать гитару для проверки является "нелегальным". Можно сделать одну
забавную вещь - запомнить любимое гитарное соло, научиться петь его
полностью, и вместо простого пения нот, перечисляйте интервалы, когда
поете. FIGURE 3 демонстрирует пример такого подхода.

Звуковой файл примера 2
Звуковой файл примера 3
Когда я играл с Frank Zappa, я столкнулся с необходимостью выучивать
очень сложную музыку за короткий период времени. Чтобы помочь себе, я делал
вот что: я записывал музыку, которую было необходимо выучить на магнитофон
с таймером. Затем, когда собирался ложиться спать, я устанавливал таймер
таким образом, чтобы музыка начинала играть, когда я уже буду спать. Я
верил, что таким образом, я действительно буду учить эту музыку во сне:
пленка бы играла, и вся информация проникала бы в мое подсознание. Сейчас,
не могу сказать, помогало это или нет, но я был почти таким же музыкантом,
как и ребята из группы, и я всегда запоминал музыку быстрее, чем кто-либо
другой.
Увидимся в следующий раз!
Вернуться
 |
|