Гитаристы / Steve Vai / Неправдоподобная гитара. Интервью со Стивом Ваем. Часть II
Перевод с английского: Антон Ивлев
Часть II. Дороги к песне
"Sometimes, I want to fuck my guitar..." Стив Вай.
Нам было интересно выведать у Стива разные советы и тонкости при игре,
сочинении и обработке музыки. Поэтому мы продолжили разговор о его любимых
инструментах и приемах работы с музыкальным материалом. Мистер Вай, отложив
дела, с большим вниманием и участием отнесся буквально ко всем вопросам,
которые нам захотелось обсудить.
Steve Vai: Что было бы интересно услышать вашим читателям?
Guitar.com: Например, как обработать музыкальную композицию, как,
допустим, выделить фрагмент композиции, разобрать ее и чему-нибудь из этого
фрагмента научиться.
Vai: Я бы вот что сказал. Очень важно слушать музыку, пробуждающую
твои дремлющие творческие задатки, и пытаться адаптировать ее для своей
игры. Однако можно видеть огромное число примеров, когда молодые музыканты
разучивают фразу или песню другого музыканта, и при создании своей музыки
кроме плагиата у них ничего не выходит. Впрочем, в этом тоже нет ничего
плохого до какого-то периода времени. И я в детстве разучивал песни
Хендрикса или Led Zeppelin, но при этом был очень осторожен, чтобы не
примешать чужого в свою музыку.
Есть только один путь найти свою уникальность, а имеенно, нужно взять и
просто начать играть. Очень важно постоянно себя записывать, даже если
наигрываешь неизвестно что или импровизируешь. И потом при прослушивании
надо очень критически и внимательно вникать в музыку, пытаясь вычленить
моменты, действительно принадлежащие тебе, которые чем-то отличаются от
песен Stevie Ray Vaughan, или Joe Satriani, или еще кого-то. Необходимо
пытаться обнаружить эти свои находки и потом их развивать.
Это нормально, слушать музыку, скажем, Джо Сатриани и играть его
произведения, потому что они понятны, вдохновенны, мелодии просто
завораживающие. Но, начиная делать свое, нужно находить то, что принадлежит
именно тебе и отличает тебя от музыки Джо Сатриани или другого музыканта,
которого ты слушаешь.
Guitar.com: Да, но с другой стороны, что лично меня больше всего
поразило на заре занятий музыкой, так это построение композиций. Изучив
достаточно много музыкальных произведений, я начал видеть повторяющийся
скелет песни, общую структуру, и это стало помогать при сочинении. То есть,
я, скажем, уже узнавал, ага, вот эту песню явно не Jimmy Page изобрел. Она
была взята у Robert Johnson и Muddy Waters, а затем Jimmy или другие 50
музыкантов ее развили. Таким образом, я использовал песню уже в качестве
инструмента.
Vai: Ну да, эти инструменты всегда под рукой. Если быть до конца
честным, меня больше вдохновляет именно структура песни других музыкантов,
а не все остальное, что они делают. Это хороший способ приведения в порядок
своего музыкального лексикона. Я согласен, для сочинения какой-нибудь песни
на заказ или просто традиционной композиции эти инструменты помогают. Они
помогут написать нечто, что звучит компетентно, понятно и приемлимо. Но
если хочешь сделать что-то по-настоящему оригинальное, то придется избегать
уже готового. Сочиняя для поп-сектора, ты не сможешь выйти за рамки
трафарета. Но вообще этот трафарет разбивается, и ты его можешь разбить. В
моих композициях я тоже где-то строго придерживаюсь структуры: куплет,
припев, проигрыш и т.п. Но есть места, где я рискую и абсолютно не следую
этим правилам. Поэтому, я бы сказал, не следует загонять себя в угол
всякими шаблонами.
Guitar.com: Каким оборудованием ты пользуешься в последнее время?
Vai: Ну, я собрал наш комбик с фирмой Carvin, он называется Legacy.
Мы работали над ним около 18 месяцев. Его выпустили пару лет назад, но это
великолепный усилитель. Я им очень доволен. Уже даже трудно перейти на
что-то другое.
Guitar.com: А что в нем особенного?
Vai: То, как он чувствует. Он просто соответсвует моим вкусом и запросам.
Остальное оборудование тоже не очень поменялось. Мне очень нравятся
процессоры G-Force. Но, в основном, я пользуюсь парой блоков эффектов. Есть
педаль фирмы Morley, называется Little Alligator. Еще есть прекрасная
"квакушка" Bad Horsie (www.musicgearreview.com/review-display/166.html),
которую я сделал вместе с той же фирмой Morley. Однако, ты понимаешь, я
потратил годы на собирание оборудования и его постройку вместе с
фирмами-производителями и понял, что это бесконечный процесс. Меняются
технологии - меняется и твое отношение к звуку.
Оригинал: Impossible Guitar. Steve Vai. Tears into the 7th song; Windows To The Song. (by Adam St. James, summer 2001)
(перевод с английского: Антон Ивлев)
 |
|