| |||||||||||||||||
Гитаристы / Steve Vai
Видео и аудио: Скачать видеофрагмент (3.1 Mb) (необходим DivX-кодек),
Jibboom Backing Track (3.6 Mb),
Tender Surrender Backing Track (4.1 Mb) Перевод с английского: Антон Ивлев Неправдоподобная гитара. Интервью со Стивом Ваем. (лето 2001)Часть I. Живая вода 7-й песни
"Если ты хочешь стать виртуозом, ты Редчайший феномен индивидаульности Стива Вая заключается в том, что он, овладев виртуозной техникой музыканта, перековал, расплющил, переоформил ее, заставил ее полностью и безоговорочно подчиниться своим фантазиям. Его игра и талант композитора выходят за рамки всех законов физики и никогда не подчинялись требованиям коньюнктуры. Карьера Вая началась в начале 80-х совместной работой с гениальным музыкантом Фрэнком Заппой (Frank Zappa), знаменитыми выступлениями с Alcatrazz, David Lee Roth, Whitesnake, Alice Cooper и затем вылилась в звездную сольную карьеру. В 1982 году, после альбома Заппы "Ship Arriving Too Late to Save a Drowning Witch" один из критиков, сам будучи попирателем традиций, назвал Вая "Гитаристом-каскадером". Наверное, это и есть один из немногих примеров правды в рекламе... В нашем разговоре с господином Ваем мы затронули массу вопросов, которые будут интересны, в первую очередь, тем, кто хотел бы попытаться нащупать его непревзойденную технику или, возможно, повторить хотя бы часть его успеха в музыке. Вай также обсудил свой последний альбом "The 7th Song", сборник произведений, состоящий из 7-й песни каждого из 7-ми его студийных сольных альбомов (включает несколько дополнительных произведений). Оказывается, старина Стив планировал выпуск этого альбома еще до выпуска "Flex-able", записанного в домашней студии в 1984 году. Тогда этот альбом известил всему миру о появлении нового, недосягаемого героя гитарной музыки. А теперь, без лишних слов мы представляем вам Великого чародея неправдоподобной гитары: Guitar.com: Почему для этого сборника ты выбрал каждую седьмую песню из предыдущих альбомов? Vai: Наверное, пытался сделать что-то интересное. Когда я делаю какой-то проект, то стараюсь добавить к нему какую-то изюминку, идею. Я знал, что когда-нибудь мне захочется сделать сборник из своих вещей, но мне не хотелось просто насобирать, что называется, "the best". Одним из моих любимых стилей является гитарная балада, где прослушивается мелодия и пение гитары. И я подумал, что если собрать такого рода произведения, то получится хороший альбом. Поэтому, еще только начиная записываться, мне пришло в голову, а почему бы не сделать седьмые композиции каждого своего альбома мелодичной гитарной балладой? Guitar.com: Ты уже с самого начала об этом думал? Vai: Да. Guitar.com: А почему седьмая композиция? Vai: Ну, в альбоме это всегда неплохое место для баллады, эдакая смена темпа. Иногда, возможно, у меня не так получалось, как задумывалось, но я все-таки старался добиться этой цели и даже, наверное, где-то ставил себя в безвыходной положение. Просто, мне казалось, что это неплохая задумка для сборника. Guitar.com: Большинство музыкантов во время концерта выделяют третье или четвертое место для баллады Vai: Это так. Я тоже обычно так делаю. Обычно в записи несколько баллад. Я не повсеместно делаю балладу четвертой композицией, иногда варьирую. Это как своего рода передышка, но позже, при составлении альбома, седьмое место мне кажется наиболее подходящим. Просто, я с самого начала пытался так строить свои альбомы. Не знаю, может это и не лучшее место, просто лично мне так больше нравилось. Да и сама концепция была интересной. Guitar.com: В комментариях к диску ты говоришь о духовном очищении. Не мог бы ты объяснить, какую роль духовное очищение играет в создании музыки? Vai: Во-первых, мне кажется, каждый по-своему определяет, что для него духовное здоровье. Некоторых это вообще не интересует, но все же, это касается их хотя бы подсознательно. Наверное, все, что мы делаем в повседневной жизни, имеет какое-то отношение к нашему духовному здоровью. Я думаю, если человек хочет делать что-то в творчестве, то ему придется добраться до этих очень личных, потаенных уголков своей души. Нельзя говорить себе, что, мол, я должен до них добраться, просто это случайно происходит, когда вдруг осознаешь, что добрался... Мысли сами притягиваются к тому, что тебя больше всего интересует. Кто-то находит себя в общественной работе, политике, любви или спортивных автомобилях. И это все важно, но, я думаю, некоторым особенно удается осознать себя, вытянуть эти свои пристрастия наружу и создать нечто только свое. Для меня, когда я играю на гитаре в нужном настроении, это как освобождение опыта самовыражения. И, если во время игры мне удается погрузиться в самую глубину своей души, то я приравниваю это чувство к своего рода духовному очищению внутри меня. Это только я, больше ничего. Я не знаю, чем занимается весь остальной мир, что вокруг меня происходит, есть только я. Возникает очищение, эдакий обличительный порыв внутри. Если ты это когда-нибудь чувствовал, ты понимаешь. Guitar.com: Я понимаю, что ты имеешь в виду. Если я погружаюсь в свою музыку, это как религия для меня. Vai: Что-то вроде того. Мне трудно объяснить, я вообще не люблю об этом разговаривать. Это всегда неправильно понимают. Вопрос слишком личный. Потом журналисты все переверачивают с ног на голову, перековеркают, получается или "достоин большей святости, чем другие" или какая-нибудь другая глупость. Кстати, еще одно доказательство того, что духовное очищение абсолютно уникально для каждого человека. Это феномен, который никогда не объяснишь и не докажешь. Понимаешь, что я имею в виду? Здесь просто личностный опыт, и если ты пытаешься говорить о таких вещах, то сравниваешь этот опыт с чьим-то другим. Потом оказываешься голым перед толпой. Я пытаюсь сейчас выражаться как можно проще, но на самом деле, все не так просто. Опыт каждого своеобразен и отличается от другого. Guitar.com: Некоторые из твоих альбомов, таких как Passion & Warfare или Sex & Religion отражают это понятие? Даже инструментальные произведения? Ты в какой-то мере обсуждаешь эти вопросы через свою музыку? Vai: Дело вот в чем. В жизни мы часто пересматриваем наше видение мира и себя по новому определяем. И любой артист выражает себя таким, каким он представляет себя и мир в этот конкретный момент. Поэтому я искатель. Я постоянно ищу что-то новое, как в гитаре, так и в жизни. Музыка - отличное средство для выражения всего этого. Правда, потом тебя критикуют и все такое, но какая разница? Каждый должен найти какой-то творческий выход для самовыражения, если только это не вредит другим. Свои идеи, в том числе альбомы, что ты упомянул, я скорее предъявляю, а не обсуждаю. Я предъявляю определенные вопросы. И сам развиваюсь, конечно. Guitar.com: Чему ты научился у Фрэнка Заппы? Vai: Очень многому, но, помимо всего прочего, одному: нужно делать музыку, которую тебе действительно хочется делать вне зависимости от каких-либо проблем и неприятностей. Guitar.com: Он действительно так поступал. Vai: Это точно. Он так поступал и я видел, как он это делал. Guitar.com: В некоторых твоих произведениях прослеживается его влияние. В принципе, работа с ним стала одним из важных моментов твоей жизни. Насколько повлияла его музыка на тебя? Vai: Думаю, Фрэнк больше всех оказал на меня влияние. Действительно вы можете услышать элеметы в моей музыки, которые исходят непосредственно от него. Это результат моего восхищения и любви к нему и его творчеству. Его музыка всегда как бы разговаривала со мной, в том смысле, что в ней есть все, что я всегда желал в музыке слышать. В ней был юмор, прекрасная аранжировка, оркестровка, звук. Что-то очень сложное, быстрые еле уловимые ноты, что-то очень простое, земное. И там была эта безудержная гитара, играющая на пределе возможного. Музыка Фрэнка включала все элементы: мелодию, простоту, витиеватость, комедию, политику, дух, религию... Правда, надо сказать, комментарии Фрэнка к альбому одухотворенными не были... Весьма причудливая смесь. Guitar.com: Уверен, что тебя поразила его смерть. Vai: Да. Он ушел с большим мужеством. Guitar.com: Говорят, что, когда ты вошел в состав Фрэнка, ты записал на ноты одну из его сложнейших композиций. Это была "Black Page Number Two"? Vai: "Black Page Number One and Two." Guitar.com: Значит это правда? Vai: Да. Guitar.com: Ты много играешь с листа? Vai: Нет. Чтение с листа - это совсем другой мир. Во время учебы в колледже я собирался стать одним из лучших музыкантов мира, читающих ноты с листа. Я занимался целое лето по девять часов в день, читая партии кларнета, саксофона, скрипки, любые книги, какие только можно представить. И, в конце концов, я понял следующее: первое, каким образом я собираюсь всем этим овладеть и почему; второе, я никогда даже не приближусь к лучшим; третье, это занятие на всю оставшуюся жизнь, потому что гитара невероятна сложна для чтения с листа. Если вы дадите мне музыкальное произведение, я его прочитаю. Но последний раз я делал это во время записи симфонии №1 с Джо Джексоном (Joe Jackson). Так там же все исчерчено! Я даже и пытаться не буду играть такое произведение с листа. Это просто несправедливо к композитору. Guitar.com: Значит ты штудировал десятки книг в музыкальном колледже Беркли (Berklee College of Music, Boston) и не только в колледже. Скажи, это, должно быть, помогло тебе пойти дальше, чем просто обыкновенный рок-музыкант, помогло понять многие вещи, теорию музыки? Vai: Разумеется. Занятия теорией музыки в школе и мои гитарные уроки с Джо Сатриани (Joe Satriani) стали для меня даром божьим. В колледже у меня был прекрасный теоретический класс Билла Весткотта (Bill Westcott). Мы разбирали классическую музыку и учились сочинять. Я узнал, что такое тема, вариация, и как применять их в своей музыке. А Джо брал то, что я изучал, и показывал мне практическое применение теории на гитаре. Такие понятия, как тональность, обнаружили мне самому мой мир. Я перестал рассматривать тональности, как набор гамм. Они превратились в благоухание и краски, стали разноцветным ковром. Вы можете ими пользоваться и разукрашивать ими свою музыку, если понимаете их. Вы должны подчинить их себе, чтобы писать свою музыку. Я поясню. В прошлом у меня было много учеников. Сейчас я не преподаю, но когда преподавал, ко мне приходили разного рода люди. Были ребята, глубоко влюбленные в инструмент, ценившие его, но они не могли играть. Чтобы они ни делали, они просто не могли научиться играть и все. Другие не понимали динамики инструмента, не ощущали его, но их завораживали размеры, гаммы, удары по струнам, однако их игра была похожа на игру механика. Были и такие, которые могли рассказать все об инструменте любой модели. Они разбирались в размерах деталей грифа, сопротивлении потенциометров, материале, из которого гитара сделана. Их интересовал механизм устройства инструмента, но играть на нем они по-настоящему не могли. И, наконец, встречались такие, которым действительно было дано играть. Когда они играли, то по лицу можно было видеть, что это их способ самовыражения. Guitar.com: А ты сам? Ты с самого начала поймал это чувство? Vai: Не знаю. Наверное, другим обо мне легче судить. Но для меня лично, гитара была моим единственным миром. Больше ничего в моей жизни не существовало. У меня не было ни Nintendo, ни интернета, ни видео или других забав, которые есть сейчас у подростков. У меня были заботливые родители и великие учителя. И еще у меня была эта жуткая страсть научиться играть на инструементе. Меня не заботило, буду ли я принят в ту или другую команию сверстников. Инструмент поглатил меня полностью. Я наслаждался тем, что сидел где-нибудь и играл песню Led Zeppelin или Jethro Tull. А играть в группе! Играть в группе было самым большим счастьем, которое только можно представить. Я играл в группах все старшие классы школы. Так что я не знаю, понял ли это с самого начала. Я и сейчас не знаю, понял ли это (смеется). Иногда, читая некоторые рецензии, мне кажется, что еще не понял. Guitar.com: Тебя заботят рецензии критиков? Vai: Гм. Вопреки популярному мнению, не важно, какую критику артист читает о себе, его это волнует. И я имею в виду абсолютно всех артистов. Ставлю доллар, если для кого-то это не так. Guitar.com: И критика, пусть не напрямую, а хотя бы подсознательно, влияет и на их работу? Vai: Я даже знаю артистов, которые перестали работать из-за некоторых публикаций о себе. Как бы там ни было, ты включаешь свой творческий талант и делаешь что-то, на чем стоит твоя подпись, потом предъявляешь это миру и говоришь: "Вот то, что я сделал". И, конечно, ты стоишь голый перед критикой. О тебе говорят, кто-то принимает, кто-то нет. Есть просто дешевые наемные писаки. Есть настоящие серьезные критики. Я ищу творческую критику, потому что она помогает. Но очень неприятно, если кто-то пишет всему миру, что ты ограниченный, что твоя работа такая и сякая. Всех, с кем я играл, абсолютно всех волновали отзывы в прессе о себе. Мда. Но возвращясь к теме разговора, читать ноты очень важно. Я совсем не хочу недооценивать игру с листа. Мне представляется, что это занятие тоже помогло в моей карьере. Научиться читать ноты для гитары с листа не очень сложно, но это многое дает. Во-первых, это повышает твою компетентность в знании инструмента, во-вторых, выстраивается связь между тобой и инструментом. Возможно, если этим не заниматься, то ничего страшного и не произойдет, возможно, и понимание инструмента не измениться. Но я всегда чувствовал - это лично мое ощущение, - что если ты хочешь говорить на языке, ты должен учиться его понимать, учиться, как на нем говорить и писать. Guitar.com: Включая все аспекты понимания теории музыки? Vai: Видишь ли, этот вопрос мне задают практически на каждом интервью. Бытует очень странное и неправильное представление о том, что если человек разбирается в теории музыки, то это разрушает его творческий потенциал. Это самая глупейшая чушь, которую мне только приходилось слышать. Если ты по натуре ремесленник, то неважно, разбираешься ли ты в теории музыки или нет, все равно твоя музыка будет ремесленными поделками. Однако понимаение теории может во многом помочь способности выражать. Хотя конечно, самая важная вещь в развитии музыканта - это его уши. Пусть ты не проводишь много времени за маленькими черными кляксами на бумаге, но ты должен по-настоящему развивать свой слух, ибо он тебе все скажет. Некоторые могут видеть ушами. Guitar.com: Что ты имеешь в виду? Vai: Ну, допустим ты слышишь музыку, и ты должен немедленно знать, на каких ладах это играть или как достичь того или иного звучания ноты. Твои уши учат твои глаза говорить, или твои пальцы развивают глаза. Существует масса вещей, которые помогают развивать слух. Например, основные понятия теории музыки. Guitar.com: То есть, скажем, это когда слышишь смену аккордов и понимаешь, что они означают? Vai: Да. Вообще, очень нужна книга, которая бы рассказывала о развитии слуха. Я думаю, я должен ее написать. Но для этого мне необходимо пять месяцев спокойной работы. |
|
GuitarPlayer.ruMихаил Кузьмин vladlogv Михаил Кузьмин |