Телефест. Размышления и выводы.
(многабукаф)
Ну, вот и настало время подводить итоги и учиться на ошибках.
Первую досадную ошибку ИМХО допустил ГП. Дело в том, что ГП боялся, что фест закончится полным пшиком (то бишь интерес к нему умрет, где то на полпути) и поэтому умышленно не принимал мер к его популяризации (и мне тоже запрещали). Их можно понять: если раструбишь везде, а потом провалишь – это гораздо хуже для имиджа ГП, чем, если фест просто никто не заметит. А фест взял и не сдох… В следующий раз, надо сразу и активно пиарить событие, работать с прессой, радио, телевидением. Быть площадкой для рекламы, и на деньги от этой рекламы формировать призовой фонд.
Вторая проблема была с оргкомитетом фестиваля. С одной стороны у многих было желание порулить, но как только дело касалось рутинной работы – все отваливались. А в одиночку я катастрофически не успевал все разрулить. Хотя в этом были и свои плюсы – решения принимались практически единолично, с минимальными согласованиями со Слипом. Моменты когда в оргкомитете было более одного человека были не просты – вместо того чтобы принять элементарное решение начиналась генерация идей и разговор уходил далеко в сторону, а дело стояло на месте. Если организовывать новый фест – в оргкомитете не должно быть демократии, должен быть главный отвечающий за все и несколько замов отвечающих каждый за свое направление.
Естественной проблемой было то что фест был первым. Никто не мог толком сформулировать «чего же мы хотим» и пришлось по ходу событий несколько раз менять правила игры. Хотя мы со Слипом и старались, чтобы кардинальных изменений не было, но все же изменения были и они вызвали вполне справедливую критику со стороны участников. Правда было несколько неожиданно слышать упреки от людей которые ранее сами настаивали на внесение изменений… Но такова уж человеческая природа. В следующий раз правила игры по ходу менять не стоит. Тем более что теперь уже есть некоторый опыт и понимание того что нам надо.
Серьезной проблемой был Интернет. Очный фест был бы гораздо проще: собрались адекватные люди, сделали дело, других посмотрели, себя показали… ну там выпили, закусили. А тут «Кролики это не только ценный мех…». Интернет это еще и толпа, толпа неорганизованная и порой агрессивная, нередко люди весьма забитые в офлайн переносят в онлайн свои проблемы – ведь тут они могут излить свою злобу и обиды безнаказанно, без последствий для себя. Интернет это такой бесплатный психотерапевт. Много сил, времени и нервов было убито на бесполезную борьбу с такими «агрессорами». Но тут ничего не поделаешь. Собрать мастеров со всей страны (и окрестностей) в одном месте – увы, нереально. Потому модерировать и еще раз модерировать.
Очень большой проблемой было интернет-голосование. Пожалуй, стоило ограничить голосование по нескольким из номинаций только участниками. Уж слишком большое значение приходящие «снаружи» придают качеству фотографии и записи, а не качеству инструмента и звука. А кое кто, вообще делал выбор по единственной фотографии, даже не просматривая отчеты… В следующий раз надо аккуратнее подойти к вариантам голосования по номинациям. Чисто внешний вид можно отдать и на общее голосование. Остальные номинации – либо только участники, либо избранное жюри из участников или внешнее. По уму конечно надо обязать участников участвовать в офлайне, ибо только там вылезают наружу все проблемы и косяки но… в общем над этим надо работать. Тут прозвучала довольно интересная тема сделать SMS голосование, но как частные лица мы этого сделать не сможем, тут придется организацию регистрировать, а это отчетность, налоги… к тому же почти 50% голосовальных денег сожрет сотовый оператор. Не знаю… геморроя больше чем пользы. Кстати, как вариант можно оставить вообще только личные номинации и послать к черту все это интернет голосование…
Офлайн мероприятие в этом году было не слишком продуктивным, слишком мало народа прислали гитары, а потому и интерес к нему был не велик. Единственное что мы смогли выжать из этого мероприятия – это небольшой дополнительный ПР феста и присутствующих участников. Хотелось сделать нечто большее, но это требовало больших денег… поэтому с великим сожалением было отменено. Хотелось бы сделать это мероприятие обязательным либо для всех участников, либо для участников которые хотят участвовать в номинациях связанных со звуком и качеством изготовления как минимум.
Финансовая сторона мероприятия… Изначально договаривались, что ее не будет, но она, к сожалению существует. Конечно, призовой фонд частично наполнили участники (и большое им за это спасибо) и даже сторонние спонсоры (разумеется, тоже спасибо), но имели место и другие расходы. Если жена узнает, сколько я на самом деле потратил на организацию феста – она меня со всеми моими «досками» из дома выгонит. Надо в будущем учитывать наличие этих расходов и иметь некоторый фонд (тоже из рекламных и т.п. денег, как и призовой). Я второй фест уже не осилю все за свой счет. Кроме рекламы есть второй вариант наполнения «копилки» : потребовать от участников делать централизованные закупки, при этом можно за объем получать хорошие скидки у продавцов и эту скидку делить между участниками и призовым фондом. Но боюсь что такой способ создаст больше недовольствия и обид нежели наполнит призовой фонд… По любому добавляется куча возни по логистике и взаиморасчетам.
Ну ладно. Хватит о грустном. Фест – выжил. Есть посты от тех, кто захотел тоже сделать первую гитару, значит фест - удался! Мастера показали свой класс, получили обратную связь, значит и им он был полезен. Вскорости награды найдут своих героев. Помимо наград, все 26 участников успевших к сроку получат по бандерольке с маечкой с логотипом феста, а выставлявшие гитары на офлайн – получат еще и стоечки, на которых гитары выставлялись. Пустячок – а приятно.