Автор Тема: Теория касаемая ладов, гамм, акордов их применения и взаимосвязи  (Прочитано 12174 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн shadowwind Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +5/-3
Привет всем.
Помогите разобраться в теории. Проблема в следующем.
Скоко по всяким книжкам и видео не пытался разбираться - так до меня и не доходит. А мучает меня следующие:
- на основе чего строить последовательность акордов? (т.е как имея один акорд, подобать следующий и т.д.)
- как к акорду/ последовательности подобрать гамму в которой строить соло
- как комбинировать гаммы
- лады(дорийский, фригийский и т.д) это вообще штука не понятная (что оно такое мля...то ли это специфическое название гамм, толи это вариации на тему "добавь ноты в петатонику", и вообще как их применять)

На эту тему вообще видео и книг я видел не много. (Видео - Винни Мур в одном расказывал за лады, но по англиски и просто советовал их обыгровать, Мелодик контрол Марти Фридмена тож не сильно понятно + англ.яз. Книги - Цикл о Хеви Троя Стетины - там вроди и есть, но не о применении, впринципе я на них и учусь в основном, и на их базе у меня возникли вышеперечисленные вопросы. Есть книга С.Попова "Курс Базис", но она по мне слишком заумная и порождает только вопросы вместо ответов, и видать ориентирована на выпускников муз.школ и консерваториев).

Конечно можно сказать, что я тупой и т.д. и Всё это Всем само сабой понятно...но я парень из посёлка, который не на всех картах и найдшь, в муз. школе не был, спросить или записаться на курсы к кому то нет возможности. Так что буду очень признателен за "разжованое" разьяснения (хорошо если в ответе будет (к примеру на тему гам), что оно такое, какие есть разновидности (к примеру таблици акордов находил, а таблиц гам/ладов нет), и как это потом можно применить).

Оффлайн ViRay

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 572
  • Репутация: +40/-0
  • I AM NOT YOUNG ENOUGH TO KNOW EVERYTHING
- на основе чего строить последовательность акордов?
На основе тяготения одного аккорда относительно другого.


... и добавил:

Насчет ладов. Каждый лад имеет свою окраску. Применять по вкусу.
« Последнее редактирование: Июня 17, 2009, 23:46:55 от ViRay »

Оффлайн guitarfil

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 14143
  • Репутация: +7211/-45
 Не надо забывать про тональность произведения! Как правилило,-соло в его тональности, или хотя бы в тональности аккорда.

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Репутация: +2/-0
  • Теоретик-ударник
- на основе чего строить последовательность акордов? (т.е как имея один акорд, подобать следующий и т.д.)
Это зависит от того, что является твоей целью - просто составить последовательность аккордов,характерную для какого-либо стиля музыки или гармонизировать какую-либо мелодию - будь то песня или просто какой-то мотив.
В первом случае тебе нужно просто хорошо знать что собой представляет требуемый муз. стиль, его характерные черты, как, например, для транса характерны диссонирующие интервалы, т. е. создание дисгармонии.
Если же тебе нужно написать аккомпанемент к песне, то есть определенные принципы гармонизации, выучив которые ты сможешь это сделать.

- как к акорду/ последовательности подобрать гамму в которой строить соло
Вообще-то, как правило делается наоборот - берется соло и к нему создается гармония, но если уже а то пошло, о тут тебе нужно знать гармонию, чтобы, проанализировав последовательность, определить ее тональность, а затем, в зависимости от намерений, - создавать партию соло в соответствующем ладу. Что значит в соответствующем ладу? - это значит, что, к примеру, у тебя тональность ля минор и ты по каким то причинам выбрал фригийский лад. Так вот в самом ля миноре ключевых знаков нет, но это в натуральном, а мы говорим о фригийском. Значит, нам нужно знать как он строится. Фригийский лад отличается от натурального минора пониженой второй ступенью, т. е. мы берем "си" и понижаем ее на полтона. Таким образом, при построении соло тебе нужно будет везде вместо "си" использовать "си-бемоль". Так же и с осталными ладами - нужно просто знать чем они отличаются от натурального мажора или минора.

- как комбинировать гаммы
Прежде всего, разберемся в том, что такое "гамма".
Гамма - это восходящая или нисходящая последовательность нот, основанная на принципах какого-либо лада и диапазоном, как минимум, в одну октаву (т. е. 8 нот и 6 тонов - 12 ладов). К примеру, "гамма до мажора" начинается с "до" и продолжается, как минимум, до следующей "до" включительно. Ограничений для гамм нет т. е. это могут быть и 2, 3, 4 октавы, скольк угодно, главное - не меньше одной.

- лады(дорийский, фригийский и т.д) это вообще штука не понятная (что оно такое мля...то ли это специфическое название гамм, толи это вариации на тему "добавь ноты в петатонику", и вообще как их применять)
лады дорийский, ионийский, лидийский, фригийский и т. п. - это наследие древнегреческой музыки, которая строилась несколько по другим принципам. Это т. н. мелодические лады. Два из них, а именно, ионийский и эолийский, я уверен, ты и сам знаешь, только под другими названиями - ионийский - это натуральный мажор, а эолийсий - минор. В наше время эти лады применяютя для создания специфической окраски произведения или его части. Как я уже говорил, для этого просто нужно альтерировать (повысить или понизить) соответствующие ступени.
Кстати, пентатоника - это тоже лад, из которого выбросили 2 звука, т. к. пентатоника имеет 5 ступеней вместо привычных для европейско музыки 7.

Так что буду очень признателен за "разжованое" разьяснения (хорошо если в ответе будет (к примеру на тему гам), что оно такое, какие есть разновидности (к примеру таблици акордов находил, а таблиц гам/ладов нет), и как это потом можно применить).
В самоучителях Е. Ларичева и П. Вещицкого по гитаре есть полные таблицы гамм.
Всего гамм, если говорить о натуральных ладах (мажор/минор) - 24, по 12 мажорных и минорных - на каждую ноту октавы соответственно.

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13988
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
хотел бы добавить про пентатонику  :rolleyes: ввиду своей куцести (обрезанности) если играть её без сопровождения, она примитивна и похожа на какой-то нанайский мотив, хоть мажорная, хоть минорная,, так вот именно аккомпанемент помогает ей стать музыкой, причём басовая партия например, может задать исполнению очень неожиданное звучание, ибо пентатоника всегда как какая-то недосказанность, и удачно подходящая нота или аккорд от аккомпанирующего инструмента порой решает всё и задаёт тон произведению,, имхо,,  :)

Оффлайн shadowwind Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +5/-3
Аэд
Цитировать
В первом случае тебе нужно просто хорошо знать что собой представляет требуемый муз. стиль, его характерные черты, как, например, для транса характерны диссонирующие интервалы, т. е. создание дисгармонии.
Если же тебе нужно написать аккомпанемент к песне, то есть определенные принципы гармонизации, выучив которые ты сможешь это сделать.
1-е понял так, есть у меня три акорда к примеру. Если их сыграть одним ритмическим рисунком можно получить блюз, другим треш. Т.е. акорды можно "распологать" под стиль музыки.
2-е "...есть определенные принципы гармонизации", где о них можно прочесть???
Цитировать
Гамма - это восходящая или нисходящая последовательность нот
хочу уточнить, эта последовательность выходит строгая и без повторений. Т.е. если в гамме есть ноты и я её хочу перенести на другое место на грифе, то по идее поменяеться апликатура, ибо нужно будет искать ноты соответствубщие гамме. Или гамма - это чисто апликатура, куда не перенеси везде распальцовка одинакова (как в случае с пентатоникой)?
Цитировать
Два из них, а именно, ионийский и эолийский, я уверен, ты и сам знаешь, только под другими названиями - ионийский - это натуральный мажор, а эолийсий - минор.
К сожалению не знаю. Мои познания заключаються в знании 5-6 апликатур "гамм", и  6-10 апликатур акордов (без их общепринятых названий) + техник игры в той или иной степени (переменный штрих, легато, арпеджио, теппинг....). Относительно ладов - тот же вопрос, что и относительно гамм - это строгая последовательность нот, или строгая апликатура?

phill
Согласен, комбинация ритм + соло - это гораздо интересней и приятней чем каждое в отдельности.

P.S. Всегда "добивало" ,  почему в видео школах, да и книжках, много уделено технике, различным упражнениям, и так мало теории создания муз произведений, раскрытию "формул звучаний" того или иного жанра. :(

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Репутация: +2/-0
  • Теоретик-ударник
Аэд, 1-е понял так, есть у меня три акорда к примеру. Если их сыграть одним ритмическим рисунком можно получить блюз, другим треш. Т.е. акорды можно "распологать" под стиль музыки.
нет, речь идет (в данном случае) не о ритмическом рисунке, а о характерных мелодических/гармонических ходах. В металле, например, часто используются т. н. "пауэр-хорды" или, "квинты" (что, вообще-то, правильнее) - А5, С5 и т. п. - это трезвучия, в которых пропускается терцовый тон, что придает аккорду этакую объемность и чистоту, т. к. квинта считается идеальным консонансом.
Если у тебя есть 3 аккорда, то ты можешь адаптировать их к стилю - например, в джазе часто используются последовательности септаккордов, и т. п....

2-е "...есть определенные принципы гармонизации", где о них можно прочесть??? хочу уточнить, эта последовательность выходит строгая и без повторений.
О принципах гармонизации можно почитать в учебниках Э. Пистона, Римского-Корсакова, Способина, Холопова, Абызовой (хотя, последняя отдает предпочтение гармонии Чайковского, котора ориентирована, в первую очередь на русскую народную музыку).

Т.е. если в гамме есть ноты и я её хочу перенести на другое место на грифе, то по идее поменяеться апликатура, ибо нужно будет искать ноты соответствубщие гамме.
Безусловно.

Или гамма - это чисто апликатура, куда не перенеси везде распальцовка одинакова (как в случае с пентатоникой)?К сожалению не знаю. Мои познания заключаються в знании 5-6 апликатур "гамм", и  6-10 апликатур акордов (без их общепринятых названий) + техник игры в той или иной степени (переменный штрих, легато, арпеджио, теппинг....). Относительно ладов - тот же вопрос, что и относительно гамм - это строгая последовательность нот, или строгая апликатура?
Гамма, как я уже сказал, - это последовательность звуков, подчиняющийся принципам строения какого-либо лада.
Например, гамма до мажора - это "до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до" и т. д.
Лад - это объединение звуков различной высоты, которые тяготеют друг к другу и, в итоге, - к главному звуку - тонике..

Оффлайн shadowwind Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 50
  • Репутация: +5/-3
Вот нашёл очень интересные ссылки
Аппликатуры всех гамм и аккордов для гитары во всех позициях.
http://gutkovski.narod.ru/Chord.htm
http://gutkovski.narod.ru/Scale.htm

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Вот нашёл очень интересные ссылки
Аппликатуры всех гамм и аккордов для гитары во всех позициях.
http://gutkovski.narod.ru/Chord.htm
http://gutkovski.narod.ru/Scale.htm
Боян! Это уже обсуждалось. Правда по моему не здесь, а на гитарклассике.
Смысл в том, что в этих таблицах полно мусора, который невозможно взять, а также очень много ошибок в гаммах. Так что ссылки эти нерентабельны

Оффлайн Аэд

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 32
  • Репутация: +2/-0
  • Теоретик-ударник
Боян! Это уже обсуждалось. Правда по моему не здесь, а на гитарклассике.
Смысл в том, что в этих таблицах полно мусора, который невозможно взять, а также очень много ошибок в гаммах. Так что ссылки эти нерентабельны
Мда... До минор с диезами - это, конечно, забавно...)))
Дальше не ходил - этого хватило...)))

хотел бы добавить про пентатонику  :rolleyes: ввиду своей куцести (обрезанности) если играть её без сопровождения, она примитивна и похожа на какой-то нанайский мотив, хоть мажорная, хоть минорная,, так вот именно аккомпанемент помогает ей стать музыкой, причём басовая партия например, может задать исполнению очень неожиданное звучание, ибо пентатоника всегда как какая-то недосказанность, и удачно подходящая нота или аккорд от аккомпанирующего инструмента порой решает всё и задаёт тон произведению,, имхо,,  :)
Да, но это, как я понимаю, в том случае, если под использованием пентатоники подразумевается банальное исполнение пентатонного звукоряда от основного тона аккорда (в случае обыгрывания этого аккорда) или от тоники тональности, в которой находится произведение, однако, фраза "обыграть, применяя лады" означает совсем не это, а создание мелодического орнамента с учетом характерных черт лада. т. е. имея для обыгрывания аккорд Am и желая обыграть его минорной пентатоникой, нужно знать, что этот вид пентатоники представляет собой минорную гамму без II и VI ступеней, т. е. создавая "соляк", нужно избегать нот "си" и "фа".

Оффлайн agt

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: +5/-1
Забей ты на всё на это ...  ;) когда будешь знаменит, пусть другие изучают ход твоей мысли с точки зрения музыкальной теории ... Если хочешь сочинять свою классную музыку нужно несколько других шагов, пробую формулировать кратко...
1. Научись выражать свои чувства и эмоции через интонацию. К деревянным, железобетонным, синтекикам и прочим это не относится.
2. Пиши тексты только на те темы которые тебя трясут, выводят из себя, колебают как Везувий.
3. Читай написанное из 2. с учётом 1. и лучше сразу же пиши на "магнитофон", можно несколько раз в разных вариантах, потом решишь что делать: выбросить всё, взять только одно или два, дополнить одно другим, объеденить и т.д.
4. Снимай с этой записи а) соло б) ритмический рисунок В) гармонию и может ещё что и плюй на всю этоу теорию, а слушай и редактируй, только немного
Удачи. А.Тарасов

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Забей ты на всё на это ... Если хочешь сочинять свою классную музыку нужно несколько других шагов, пробую формулировать кратко...
Можно послушать Вашу музыку?

Оффлайн Page Hendrix

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5906
  • Репутация: +1271/-141
Можно послушать Вашу музыку?
Не трожь человека,он один из немногих кто здесь дело говорит >:(

Оффлайн agt

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Репутация: +5/-1
Можно послушать Вашу музыку?
Да, есть запись ... но как переслать? ...

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1471
  • Репутация: +222/-0
  • Guitarplayer FUN!..
Да, есть запись ... но как переслать? ...

в природе давно существуют файлообменники типа такого:

webfile.ru