Мастер Михалыч,
А маркер на 10 ладу - реальность советская, нынче почти не попадающаяся..
Интересно!
Мне казалось, что все гитары с точкой на 10, имеют широкий гриф.
Поэтому я подумал, что с точкой на 10 это для классики, а с точкой на 9, это для эстрады.
Когда я только начал заниматься музыкой и кое что почитал из теории, то на местном форуме моего города рьяно защищал точку на 9 ладу, объясняя её необходимость симметрией относительно октавы. Типа третий лад по интервалами от нулевого порожка, симметричен интервалам 9 лада относительно 12.
Плюс, конечно тут же наклеил на своей гитаре точку на 9 ладу, чтобы было как на хэви метал гитарах.
Зато теперь через три года занятий, когда у меня появились и гитары для хэви метал, и акустик вестерн, то точка на 9 ладу стала меня дизориентировать. Я стал путать, то ли я нахожусь между 5 и 7 ладом, то ли между 7 и 9. В результате сбиваюсь в тональности.
На гитарах с точкой на 10 ладу, такой ошибки нет.
Гении те, кто придумал выделять 7 лад. А когда на гитаре одинаковые точки 5 7 9, то тут взгляд сбивается.
К слову, на Мандолине и на коротко мензурных гитарах точка на 9 ладу не напрягает, так как виден сразу весь отрезок грифа. А на длинно мензурных инструментах постоянно путаюсь. Может наклеить доп точку на 7 ладу, или на 10?