6. Диалог с Сергеем Рудневым.
Здравствуйте, Сергей. Я -гитарный мастер из г.Гомеля ,хотя в большей степени позиционирую себя как исследователя в области акустического эксперементального гитаростроения, психоакустики.
Сергей Руднев: Привет, Александр! Очень толковые размышления. Добавить нечего, со всем согласен. Я встречал очень удобные и тембральные инструменты с очень хорошей природой звука. И не мог точно охарактеризовать из чего и из-за чего этот звук получается. На таком инструменте очень хочется играть и думаю, что на конкурсе гит. мастеров эта гитара могла бы и не занять первое место. Каждый исполнитель ищет инструмент, на котором он лучше себя реализует, звучит хорошо более определенный репертуар. Конечно, хорошо бы еще этот инструмент был более долговечным. Чаще всего как повезет!
Александр Ивановский: Сергей ,доброе утро. Не понял фразу: "эта гитара могла бы и не занять первое место". Важно: какие вопросы интересуют тебя лично. Сейчас готовлю статью «Анатомия звука(басы, гитарная середина, дисканты)», которой без эмоций попытаюсь объяснить физику благозвучия на примере трёх звуков — представителей каждого регистра: ми(6 стр.), ми(4 стр.) и ми(1 стр.) извлечённых на пяти гитарах. Каждый звук будет иллюстрирован аудио, спектрограммами с их детальным анализом. Работу вышлю тебе, если не возражаешь, для критического анализа, замечаний, дополнений. И только потом в интернет. Цель-не только ликбез, но и поиск толковых людей любящих гитару и желающих принять реальное участие в моих скромных исследованиях в качестве экспертов, экспериментаторов и т.д. Одному это не под силу. По вопросу долговечности... В одной из твоих лекций(всё, что нашёл с удовольствием посмотрел, выложил в группу) ты частично ответил на этот вопрос: жесткая дека. Самая "пожилая" гитара, которую я ремонтировал (качестве консультанта и поставщика материала, — человек делал сам) была куплена в Одессе в 1905 году в комиссионке (мануфактура Циммермана), мензура 630мм, малый корпус, 7 струн, но какой звук!!!
Сергей Руднев: На конкурсах гитары оценивают по двум основным показателям: громкость,тембр. Конечно, этого мало. Я имею в виду то, что громкость может не самое важное качество. Как и отделка инструмента. На фоне этих критериев гитара с чудесным сбалансированным звуком, не с очень хорошей отделкой всегда проигрывает. Это частое явление. А предпочитают играть именно на таких. Я об этом. Мне напр. под музыку русскую нужен тембр и чуть большая педаль(сустейн). И здесь сразу проблемы. Или что-то одно или не будет другого. Т.е.конечно каждый ищет инструмент под свою философию.
Александр Ивановский: Могу дать развёрнутый ответ по долговечности
Сергей Руднев: Если можно.
Александр Ивановский: Громкость — антипод и педали и тембру: энергия щипка -константа, она может уйти в громкость (фламенко, выстрел), в сустейн (классика, медленное излучение) и (или) в тембральную насыщенность( энергия "справедливо" распределяется по первым 20 гармоникам: первые 5-6, отвечающие за силу основного тона, частью своей энергии "делятся" с последующими). Это я доказал эксперементально (себе). Слово "можно" среди меня (laugh) не котируется в отличие от "нужно" и "важно". Я отвечу позже: проблема не во времени, кот. необходимо для ответа, а в вербализации некоторой информации хранящейся в подсознании (как собака , — всё понимаю, а сказать не могу). Гитара - акустическая система, внешнее свойство которой (функция) — благозвучие+проекционная полётность и..др. Это-90%, остальное-столярка и отделка. Комиссии оценивают 50 на 50. Половина моих инструментов имеют мензуры 660 и 665мм и по условиям конкурса (м.650 мм) не допускаются, гитара Сеговии( м 655 мм) тоже бы не прошла. Далее: "А судьи кто?" Комиссия, состоящая из "микрофонных" игроков меня не устраивает. Главное интегральное качество академической классической гитары — проекционная полётность, "дальнослышимость" инструмента по ВСЕМУ ДИАПАЗОНУ вряд ли будет оценена по реальной значимости, если в составе комиссии не будут представлены в подавляющем большинстве гитаристы уровня Илларинова, Мамедкулиева, Ильина…. Сила звука не в громкости, а в гармонической насыщенности каждого звука, степени его резонансной "представленности" декой и др. элементами (звук 10 скрипок в 2-3 раза мощнее, чем одной,-? ответ опускаю. В 2019 году меня приглашали на "Виртуозы гитары" в Санкт-Петербург с оплатой проезда, гостиницы... не поехал, хотя было бы забавно понаблюдать тестовые сражения двух любых моих "дворняжек"с породистыми палисандровыми "псами" по цене 2500-3000 долларов (мои в среднем 800 у.е.)
Александр Ивановский: Очень интересна Ваша методика звукоизвлечения и ускоренного обучения.С трудами Бернштейна знаком,у меня университетское образование,-биология. То,что Вы говорите в своих немногочисленных,к сожалению, лекциях об акустических качествах гитары, я делаю.За 15 лет напряжённой работы сформировал сформировал свои принципы гитаростроения после тщательной ревизии различных школ.У нас есть группа в вайбере(преподаватели,гитаристы Белоруссии) на этой площадке я пропагандирую Ваши идеи,так как считаю, что за ними будущее.
Смысл вышеизложенного заключается в следующем. Суть любого обучения связанного с циклическими движениями заключается в формировании системы паттернов(алгоритмов) в головном мозге ,которые работают под контролем сознания, а затем переходят в сферу подсознания и уже не требуют внешнего контроля. Это и есть» пальцевая «память.(сороконожку спросили: «а как ты ходишь? « она задумалась…и перестала ходить…) Если понять и использовать этот механизм, можно резко сократить и качественно улучшить процесс обучения, что ,вероятно и сделал Сергей Руднев В большом спорте эти методики начали использовать очень давно, а вот в обучении игре на гитаре такой методики нет, хотя преподаватели интуитивно и бессистемно используют психофизиологические инструменты. При обучении любым навыкам используется методика, получившая название : «идеомоторная тренировка» (в первой половине прошлого века немецкий психиатр Шульц на основе идей Раджа-йоги создал методику аутотренинга,позже на базе этой методики была разработана идеомоторная тренировка) Идеомоторный метод тренировки заключается в активном представлении двигательных навыков, что способствует лучшему овладению ими, закреплению и совершенствованию техники. В момент выполнения движений важно напрягать мышцы и максимально и точно совершать движения, но делать это мысленно. Прежде чем начать тренировку, человек должен полностью овладеть навыком в теории, то есть знать последовательность действий, представлять их в деталях. Далее начинается внешняя реализация навыка: повтор воображаемого, закрепление результата. Для эффективности следует придерживаться совокупности принципов: точность мысленного образа – чем точнее, тем чаще движение выполняется без ошибок.
Связь с мышцами. Тренировка эффективна только в случае полноты ощущений и обеспечения связи мышц и чувств человека. Применение словесных описаний выполняемых упражнений. Исследования доказали, что словесные формулировки повышают эффективность тренировки. Для этого каждое упражнение оговаривается вслух. Замедленное представление нового навыка поможет человеку понять, как правильно его выполнять. Правильное положение тела. Авторы методики рекомендуют представлять выполнение нового элемента тренировки в позе, максимально близкой к реальному положению тела. При этом человек быстрее концентрируется и связывает мыслительные процессы с мышцами. Непроизвольные движения. Иногда во время тренировки человек начинает неосознанно двигаться – это говорит о полноценной связи мыслительной и мышечной систем. - - Этот метод я многократно использовал при самостоятельном освоении различных спортивных техник : плавание, настольный теннис, винд-сёрфинг и т.д.-,работает. Может найдутся преподаватели по классу гитары, желающие организовать исследования силами единомышленников и довести эту идею до методического воплощения. На основе своего скромного опыта и знаний в области психологии и психофизиологии готов оказать посильное содействие
Сергей Руднев: Привет,Александр! Со всем,о чем ты пишешь согласен. Попозже можно поговорить о этом.
Александр Ивановский: Спасибо,это важно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
... и добавил:И еще. Когда я вплотную занимался боевыми искусствами, то был «крен» в область анатомии – на то, что вся мышечная структура человека – что называется динамикой, – подчинена определенным законам. Годы идут, встает вопрос, как держать хорошую форму и как сделать так, чтобы можно было работать часами и чтобы не уставали руки. Большинство исполнителей этого тоже не знают, потому что существующие гитарные методики эту тему не освещают.
С.Б.: – Вы хотите сказать, что есть метод, позволяющий более качественно заниматься на гитаре?
С.Р.: – Регулярность и длительность тренировок необходима, но процесс можно ускорить. В этом деле уже есть опыт, он пришел с Востока. Известно, что чем сильнее и эластичнее мышца, тем быстрее и точнее движение. Что происходит у нас, у гитаристов? Налицо неестественность: мышцы-сгибатели работают, разгибатели – нет. Возникает зажатие мышц, и рука уже не расслабляется. Я пытался что-то искать, обратился к фламенко. Там с этими вещами куда лучше дело обстоит, но все равно существует определенный предел.
В итоге я стал заниматься специальным тренингом для рук. Сейчас играю на гитаре очень мало, но тем не менее сохраняю форму. Стоит подобным образом позаниматься с месяц, и все пассажи просто «летают». Однако еще раз подчеркну, это не гитарная техника. Если хотите, могу рассказать и показать упражнения. Установим срок в несколько дней, допустим, а потом вы расскажете, как и что поменялось в вашей игре. С.Р.: – Все просто. Любое движение обусловлено физиологией и происходит по своим законам. Пальцы имеют разную длину. Например, при игре гамм у среднего пальца рычаг получается больше, потому что он длиннее. Соответственно, усилие, с которым бьют по струнеуказательный и средний пальцы – разное. Об этом надо задумываться и находить такое положение, чтобы не чувствовать неудобства. Особенно это касается проигрывания гаммаобразных пассажей, здесь очень важен момент перехода со струны на струну. И здесь у многих начинается «мазня». Вот показательный пример. Я спрашивал про это у Пако де Лусии (один из самых известных в мире испанских гитаристов-исполнителей фламенко). Он просто не понял вопроса. (из интервью Сергея Руднева) …………………………………………………………….. У Руднева чёрный пояс по карате...восточные дела он перенёс на гитару...напряжение-расслабление и тд.....вот бы с кем пообщаться это из его интервью план: изучить его идеи добавить свои...отредактировать...отправить ему.....получится бесценная методика!!!!!!...и отдать людям………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. Ну там наверное не все так просто …. В документе малая часть той инф.,кот мы обсуждали с тобай: физиология работы мышц и т.д. только начал искать более полное изложение его идей,пока ничего нового но!!!!если мастер такого уровня пишет то, что мы обсуждаем ,- это здорово (из нашего обсуждения)……………………………………………………………………………………………………………………………….. Система Руднева по ускоренному формированию навыков при обучении игре на гитаре , в частности, основана на работах Бернштейна. Во-первых, это реактивные силы. Если вы сильно взмахнете рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус. Это хорошо видно в тех случаях, когда у вас под ногами нетвердая опора. Неопытный человек, стоя на льду, рискует упасть, если слишком сильно ударит клюшкой по шайбе, хотя, конечно, это падение никак не запланировано в его моторных центрах. Если ребенок залезает на диван и начинает с него бросать мяч, то мать тут же спускает его вниз. Она знает, что, бросив мяч, он может сам полететь с дивана - виной опять будут реактивные силы.
Во-вторых, это инерционные силы. Если вы резко поднимете руку, то она взлетает не только за счет тех моторных импульсов, которые посланы в мышцы, но с какого-то момента движется по инерции. Влияние инерционных сил особенно велико в тех случаях, когда человек работает тяжелым орудием — топором, молотом и т. п. Но они имеют место и в любом другом движении. Например, при беге значительная часть движения выносимой вперед ноги происходит за счет этих сил.
В-третьих, это внешние силы. Если движение направлено на объект, то оно обязательно встречается с его сопротивлением, причем это сопротивление далеко не всегда предсказуемо. Представьте себе, что вы натираете пол, производя скользящие движения ногой. Сопротивление пола в каждый момент может отличаться от предыдущего и заранее знать его вы никак не можете. То же самое при работе резцом, рубанком, отверткой. Во всех этих и многих других случаях нельзя заложить в моторные программы учет меняющихся внешних сил.
Наконец, последний непланируемый фактор — исходное состояние мышцы. Состояние мышцы меняется по ходу движения вместе с изменением ее длины, а также в результате утомления и т. п. Поэтому один и тот же управляющий импульс, придя к мышце, может дать совершенно разный моторный эффект.
Итак, действие всех перечисленных факторов обусловливает необходимость непрерывного учета информации о состоянии двигательного аппарата и о непосредственном ходе движения. Эта информация получила название «сигналов обратной связи». Роль сигналов обратной связи в управлении движениями, как и в задачах управления вообще, Н.А. Бернштейн описал задолго до появления аналогичных идей в кибернетике. Тезис о том, что без учета информации о движении последнее не может осуществляться, имеет веские фактические подтверждения.
Рассмотрим два примера. Есть такое заболевание — сухотка спинного мозга, при котором поражаются проводящие пути проприорецептивной, т. е. мышечной и суставной, а также кожной чувствительности. При этом больной имеет совершенно сохранную моторную систему: моторные центры целы, моторные проводящие пути в спинном мозге сохранны, его мышцы находятся в нормальном состоянии. Нет только афферентных сигналов от опорно-двигательного аппарата. И в результате движения оказываются полностью
• Примерно в то же время, т. е. в середине 30-х годов, наличие сигналов обратной связи в контуре управления физиологическими актами было описано другим советским физиологом, П. К. Анохиным, под названием «санкционирующая афферентация»,
вверх с одновременным его раскрепощением. Последнее дается новичкам с трудом: они, как правило, «зажимают» корпус, напрягают плечи, наклоняют голову, и т. п. Мне приходилось наблюдать, как опытный тренер подключал к отработке этого движения, по своему смыслу принадлежащего уровню В или даже А, уровень D через инструкцию: «Представьте себе, что из вашего затылка торчит шест и вы каждый раз, когда подлетаете вверх, стремитесь коснуться его концом потолка». Очевидно, что тем самым внимание ученика отвлекалось от позы тела на «предметную логику» положения и движения «шеста». Оказывалось, что, действуя в этой логике, обучающийся значительно легче достигал требуемой позы.
Другой пример относится к технике поворота на горных лыжах.
Одним из моментов, способствующих сохранению и даже увеличению скорости во время поворота, является довольно тонкое движение дополнительного «выталкивания» ступней ног вперед по ходу «выписывания» лыжами дуги. Уловить это движение помогает совет представить себя на качелях: раскачивание качелей достигается очень сходными движениями ног.
Подобные предметные образы помогают найти правильный внешний рисунок движения и отработать необходимые коррекции на уровне D. Однако по мере повторения начинают проясняться и осваиваться сигналы обратной связи на нижележащих уровнях. Как правило, они дают более тонкие и точные сведения о различных сторонах движения, недоступные ведению уровня D. Вас уже известно, что уровень А хорошо «осведомлен» о тонусе и равновесии тела, уровень В — о положении частей тела и т. д.
Попробуем на схеме кольца изобразить этот процесс подключения нижележащих уровней.
К сожалению, Н. А. Бернштейн только вербально соединил основные части своей концепции — схему кольца управления и теорию уровней, указав, что совместно работающие уровни можно представить себе как иерархическую систему колец. Он, однако, не оставил соответствующей схемы.
Попробуем гипотетически восполнить этот пробел на свой страх и риск. На рис. 8 изображены два кольца: верхнее принадлежит ведущему уровню, а нижнее — одному из фоновых уровней. На самом деле система колец должна быть более сложной: содержать не два, а несколько этажей и в каждом уровне — не одно, а много колец.
Однако рассмотрим только два соподчиненных кольца, как представляющих отношения ведущего и любого из нижележащих уровней.
Кольцу ведущего уровня принадлежит общая программа движения, все остальные блоки дублируются в кольце фонового уровня. В частности, у него свой «рецептор», через который поступают сигналы об аспектах движения, адекватных данному уровню, и часто сигналы другой модальности, чем сигналы ведущего уровня. Эффектор же у обоих колец общий — это, условно говоря, мышца, на которую сходятся сигналы управления с разных уровней.
Теперь рассмотрим какой-нибудь простой пример процесса формирования навыка, в котором явно видно подключение нижележащего уровня.
Обычно вы входите в свою комнату и включаете свет, не глядя на руку. Это движение для вас слишком привычно, и вы о нем специально не заботитесь.
Однако раньше, только осваивая это движение, вы, конечно, зрительно контролировали его. Оно строилось у вас на уровне С как движение, учитывающее метрику внешнего пространства и нуждающееся в зрительном контроле. Если ваша рука двигалась не совсем точно по направлению к выключателю, зрительные сигналы о ее отклонении перешифровывались в сигналы коррекции.
Наконец, последний непланируемый фактор — исходное состояние мышцы. Состояние мышцы меняется по ходу движения вместе с изменением ее длины, а также в результате утомления и т. п. Поэтомувыключателю, зрительные сигналы о ее отклонении перешифровывались в сигналы к Однако одновременно вы получали сигналы обратной связи от мышечных рецепторов проприоцептивной модальности. Вначале они не несли функциональной нагрузки. Однако постепенно, по мере повторения движения, происходило формирование мышечного чувства правильного движения. Это было прояснение «внутренней картины» движения, которое уже обсуждалось выше. На схеме оно означает формирование SW нижнего кольца, которое должно отвечать SW кольца ведущего уровня. Теперь в нижнем кольце может начать функционировать прибор сличения и отрабатываться соответствующие перешифровки. Однако для этого в течение некоторого времени необходима полная задействованность ведущего уровня: он продолжает выполнять роль лесов для строящегося здания. В нашем примере это соответствует фазе, когда вы более уверенно и более точно протягиваете к выключателю руку, но все-таки вынуждены еще на нее посматривать.
Итак, события, которые завершают первый период, а именно прощупывание и роспись коррекций по фоновым уровням, на схеме изображаются подключением контуров управления нижележащих уровней.
Этот процесс непосредственно подходит ко второму периоду — автоматизации движения.
В течение этого периода происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично ил Однако раньше, только осваивая это движение, вы, конечно, зрительно контролировали его. Оно строилось у вас на уровне С как движение, учитывающее метрику внешнего пространства и нуждающееся в зрительном контроле. Если ваша рука двигалась не совсем точно по направлению к выключателю, зрительные сигналы о ее отклонении перешифровывались в сигналы коррекции.и полностью освобождается от заботы об этом движении. Этот процесс непосредственно подходит ко второму периоду — автоматизации движения.
В течение этого периода происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы об этом движении.
Это переходит на неосознаваемый, подсознательный уровень только потому, что вниманию уже не нужно отслеживать, контролировать этот процесс.
Как образно пишет Н. А. Бернштейн, на этом этапе окрепшие фоновые уровни «отталкивают от себя руку ведущего уровня», как ребенок, научившийся плавать, отталкивает руку взрослого, до тех пор поддерживавшую его.
В этот же второй период происходят еще два важных процесса: во-первых, увязка деятельности всех низовых уровней, ведь, как уже говорилось, должна отладиться сложная иерархическая система многих колец; во-вторых, «рекрутирование» готовых двигательных блоков.
Дело в том, что низовые уровни всякого организма, имеющего за плечами большую двигательную историю, не немы и не пусты. В них уже существуют функциональные системы (блоки), которые выработались по другим поводам. Если при освоении нового движения организм обнаруживает необходимость в определенного типа перешифровках, то он иногда ищет их в буквальном смысле, ищет и находит их в своем готовом словаре. Этот словарь Н. А. Бернштейн называет «фонотекой», причем первую половину слова он Предлагает понимать не как латинский корень, означающий «звук», а буквально как «фон». Каждый организм имеет свою «фонотеку», т. е. набор фонов, и от его объема зависят его двигательные возможности и даже способности.
Показательно, что рекрутируемый блок может быть извлечен из движения, которое совершенно не похоже нa то движение, которое осваивается. Например, при обучении езде на двухколесном велосипеде, как показывает анализ, очень полезен оказывается навык бега на коньках, потому что в обоих типах движений имеются внутренние одинаковые элементы. Это перешифровки, обеспечивающие поддержание равновесия в условиях очень узкой опоры.
Именно рекрутированием готовых блоков объясняются те качественные скачки и «ага-реакции», которые иногда наблюдаются при овладении новым движением.
Наконец, последнее замечание, очень важное для характеристики этого периода. Вы уже знаете, что по мере автоматизации движения, последнее уходит из-под контроля сознания. Так вот субъект может и должен помочь этому процессу «ухода» из сознания. Если в течение первого периода субъекту нужно максимально включаться в движение — вдумываться и вчувствоваться в него, пристально следить за каждым его элементом и т. п., то теперь следует делать прямо противоположное: перестать обращать внимание на движение. Используя метафору Н. А. Бернштейна, скажем так: необходимо помочь ребенку, который уже почти научился плавать, оттолкнуть руку взрослого. С этой целью тренеры и педагоги используют целый ряд приемов. Например, предлагают ускорить темп движения или непрерывно повторять его много раз подряд. Но самый эффективный прием состоит в том, чтобы включить данное движение в более сложную двигательную задачу, т. е. сделать так, чтобы оно выступило уже не как самоцель, а как средство решения более общей задачи.
Наконец, в последний, третий, период происходит окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации.
Что такое стабилизация? Это более или менее понятно: навык обретает такую прочность, что не разрушается ни при каких обстоятельствах. Если в период первоначальной автоматизации движение могло выполняться чисто только находясь «под стеклянным колпаком», т. е. в стандартных условиях, то в этот период оно приобретает высокую помехоустойчивость. Например, футболист может играть при дожде на скользкой траве, теннисист — при ветре, слаломист может проходить трассу по ледяному склону или по буграм и т. п.
За счет чего приобретается такая помехоустойчивость? За счет того, что к этому моменту организм уже опробовал массу отклонений, которые вызывались внешними и внутренними помехами. Все ни были отработаны, и теперь на каждый возможный случай у него имеется запас соответствующих коррекций. Что касается стандартизации, то под ней имеется в виду приобретение навыков стереотипности. В этот период при многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий, напоминающих, по образному выражению Н. А. Бернштейна, «гвардейцев в строю». Обеспечивает эту стереотипность помимо автоматизации еще один механизм, который тоже очень талантливо описал Бернштейн.
Он относится, в основном, к движениям темповым, высоко амплитудным, во время которых развиваются выраженные реактивные и инерционные силы.
Когда движение осуществляется с большой скоростью и большой амплитудой, то названные силы начинают существенно на него влиять. Влияние это может быть двояким: силы могут либо мешать движению, разрушать его, либо рационально использоваться и помогать ему. Так вот стереотипность навыков появляется благодаря тому, что организм научается эффективно использовать реактивные и инерционные силы. Достигается это за счет нахождения динамически устойчивой траектории. Динамически устойчивая траектория — это особая, уникальная линия, при движении по которой развиваются механические силы, способствующие продолжению движения в выбранном направлении. Благодаря им движение и приобретает легкость, непринужденность и стереотипность.
На этом мы заканчиваем обсуждение процесса формирования навыка. В заключение я хочу остановиться на разработке Н. А. Бернштейком принципа активности. Все основные положения его концепции, как вы уже могли понять, взаимосвязаны. То же относится и к принципу активности: он является, по существу, обобщением и развитием основных представлений о механизмах организации движений. Соответственно к обобщенной формулировке этого принципа Н. А. Бернштейн пришел в последний период своей жизни.
Вы уже знаете, что суть принципа активности состоит в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Принцип активности противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт — движение, действие — определяется внешним стимулом.
... и добавил:https://youtu.be/A0WTohqmpXE... и добавил:Александр Ивановский:
Сергей,доброе утро.Статью об акустическом долголетии нашего любимого инструмента пишу,лимитирует время: затеял пару экспериментов касающихся улучшения звучания гитары без хирургического вмешательства. Горю, Можно ли собрать банк вопросов к тебе от форумчан и участников вайбер-группы? Для экономии времени ответы могут быть в аудиоформате, мои помощники их отредактируют.