Дисклаймер.
Автор данного текста не является в полном смысле слова гитаристом. И уж тем более он не является музыкантом. Гитара используется лишь для решения узкого круга достаточно специфических задач. В основном, речь идет об исполнении аккордового аккомпанемента для ирландской традиционной музыки, а если быть совсем точным, то для изучения этого аккомпанемента. При чтении данного обзора это нужно обязательно держать в голове.
От четырех до шести
Вообще я боюсь всего, у чего больше четырех струн. Четыре струны – это просто, понятно, удобно и не перегружает оперативную память. Поэтому, только прознав про Форест групп (а было это осенью 2014), я тут же вышел на связь с Аланом и спросил, могут ли они сделать тенор-гитару. Избавим вас от подробностей и заверим, что Алан может сделать все (ведь сделал же он бюджетную русскую гитару, после которой люди Тейлоров продают!), но мне он сделал парлор. И я, хорошенько все обдумав и взвесив, скажу так: это замечательно, что у меня теперь есть парлор.
А унутре у ей неонка!
Итак, о гитаре. Гитара шестиструнная, гриф, обечайки и нижняя дека - клен, крышка – кедр. Накладка палисандровая. Есть анкер, а как же. Колки нонейм, но очень хороши. Строй не плывет, настраивать удобно, передаточные числа подобраны удачно. Еще по комплектации. Косточка и порожек из пластика, и вот он огорчает. Я прям вижу, как они жрут мой звук. В принципе, звука в гитаре полно, всем хватит, но все равно обидно. Буду менять на кость.
Очень приятно, что производитель ставит две пуговицы – на стандартном месте и на клеце грифа. Это очень здорово.
Струны лучше всего звучат до 12 калибра. Сам пользуюсь 12-56 в DADGAD и меня устраивает. 13 не ставил, но предвижу задушенность звука. Для меня это боль, поскольку вот уже полтора года все, что тоньше 13, я струнами не считаю.
С завода инструмент отстроен так, что не прикопаешься. Струны низко, 3 мм над 12 ладом; можно повозмущаться и сказать, что должно быть 2,5, но мы на ней, чай, не шредить собрались, а аккордами фигачить. Так что претензий никаких. Анкер не крутил, все устраивает.
Единственный минус – при бендах струны в середине грифа скрипят о лады. Основательно так. Явно нужно выводить лады дополнительно. Для меня не играет роли, я все равно бенды не использую, но вообще как-то так.
Еще только претензию выскажу. К покрытию. Покрытие да, приятное на ощупь, матовое и очень тонкое. Ничто музыканта от дерева не отделяет, и это круто. Но только вот стирается это покрытие как нефиг делать, отчего гитара вопиет о пикгарде.
Зато как деревом пахнет. Сказка!
О красоте
Теперь немного отвлеченных размышлений. Гитара необычная. Все вокруг смотрят на нее с иронией, предлагают повязать бант на голову и повесить на гвоздь, а, снимая с того гвоздя, играть «Вагончик тронется» и «Счетчик щелкает». Но это до того, как возьмут в руки. После этого настрой сразу меняется, потому что, во-первых, от такой крохи такого РЕВА никто не ожидает, а во-вторых, это реально российская фабричная гитара, которую не стыдно взять в руки, если ты играешь больше трех аккордов.
То есть, кхм, поймите меня правильно. Я – стереотипный российский гитарист, который российские гитары в гробу видал в белых тапках и в руки ни в жисть не возьмет, потому что грифы широкие, дека из березовой фанеры, подставка от классики, но под стальные струны, голова с пролетками или без них, но с жуткими колками (вот как, как им это удается? фабричные ж колки, как на китайцах, но смотришь на голову и сразу понимаешь: ЭТО сделали или в Ижевске, или в Кунгуре). Так вот, здесь ничего такого нет. Здесь, несмотря на спорную форму деки и еще более спорную форму головы грифа, сразу понятно, что люди видели, как выглядят нормальные гитары, и умеют делать не хуже. И для этого надо приглядеться и понять, что форма такая не потому, что у мастера с похмелья рука дрогнула, а потому, что это, блин, русская гитара! Как семиструнка, только с шестью струнами! И подставка нормальная, удобная, хоть и не русская по конструкции. И на колках шайбы есть, почему и смотрится она вполне фирмово. Да даже цвет. Инструмент затонирован в очень приятный янтарный цвет, радует глаз и внушает доверие. Короче, гитара правильная. Инструмент, а не походно-растопное недоразумение.
Звуки музыки
Как только распаковал инструмент, сразу пришло в голову, что на этом надо играть пальцами: настолько отзывчивый, настолько радостно отдает звук и сплетает отдельные ноты в музыку. Однако, попробовав записать пару пьес, я пришел к выводу, что звук-то она отдает и ноты сплетает, но эффективность цепи определяется самым слабым элементом. Так что людей смешить не буду и выложу только пару записей фингерстайлом. Ошибок инструмент не прощает.
Еще про ошибки. Я привык к своему Walden, он у меня бухающий, низастый и очень теплый. В DADGAD – ну просто сказка! Можно играть чего угодно, и все в кассу будет. Когда я попробовал поиграть в таком же духе на Доффе, мне сначала показалось, что с гитарой что-то не то. Куча лишних звуков, все грохочет, захлебывается и перегружает. Ну, думаю, приплыли, придется учиться пальцами играть, а аккорды оставить Walden’у. Но нет, теперь врубился. У гитары очень активно заводятся соседние струны. Особенно заметно это в DADGAD, где много интервалов в октаву и вообще весь звук завязан на открытых струнах и дублированных нотах. Там постоянно чего-то резонирует и отвечает. Это надо либо глушить, либо грамотно использовать. Первое я делаю, пожалуй, слишком активно, а за второе, Алан, спасибо вам большое, придется теперь учиться играть, блин.
Шутки в сторону. Инструмент очень живой и дышит. Все резонирует, все дрожит, деку колотит мелкой дрожью, в гриф отдаются толчками аккорды на открытых струнах. Это просто надо почувствовать. Последний раз я такое испытывал на своем бывшем, прошу прощения за сравнение, Gibson Explorer, который тоже резонировал аки трепетная лань.
Громкая она еще очень, этого не отнять. Пробивная середина, хрустальные верха и сдержанный, но плотный бас – и в результате этот сбалансированный звук слышит вся хрущевка, в которой я снимаю квартиру, аж до третьего этажа с моего пятого. Да что там говорить, я на улице на ней играл. Скрипка подзвучена, флейта подзвучена, арфа подзвучена, бас подзвучен, все громкие, 60 ватт, ексель-моксель, я без подзвучки, а боем флейту один фиг забиваю. Алан, как это сделано, там батарейки менять не надо?
Да чего про звук говорить, это слышать надо. Свой голос у инструмента, очень характерный и даже чуть нагловатый. В эти же деньги можно взять китайский Фендер, Ямаху, Walden, но если надо инструмент с характером и своим голосом, то брать надо Форест. Я недостатков у инструмента не заметил. Собран хорошо, выглядит узнаваемо (пусть и очень на любителя), звучит по-своему, но очень качественно и мощно. Чего еще-то надо, ну?
Вердикт
Да брать, брать, ну чего вы? Отличный инструмент, за свои деньги так вообще шикарный. А что внешне нетипичный – ну дык в том и шарм. Только, если будет возможность проверить инструмент перед покупкой лично, обязательно надо обратить внимание на доводку ладов. Это единственный реально серьезный косяк инструмента, все остальные недостатки не стоят и затраченных на описывание байт.
Приложение
В приложении я прикрепил фотащке и музащке. Музащке - ну, уж как умею. Собсно, где пальцами, там все слышно: играть надо уметь, инструмент требовательный. Где Tripping Up The Stairs, там я наиграл сначала на гитаре аккомпанемент, а потом на бузуки мелодию. Мелодию прошу не оценивать (гиблое это дело), я все же не солист, а аккомпаниатор, и за последний год занятий ирландщиной неслабо в плане сольной игры деградировал. А вот как гитара живет в пачке, оценить можно.
Запись осуществлялась на Sennheiser E835, микрофон не самый топовый, но боль-мень. Уже получил LR Baggs Lyric, надо найти время на установку. Потом могу с него семплов черкнуть.
Впереди еще сравнительный тест Walden и Doff на камеру, там будет та же ирландщина аккордами, но только мелодии уже будет играть на скрипке человек, который умеет это делать.
Как-то так.