Ровно такой бас у меня В своё время я прочитал крайне доставляющую статью про инструменты фирмы Kramer, и меня очень заинтересовали и ранние бас-гитары с алюминиевыми грифами. Ну не знаю, вот вступило в голову, типа «Хочу и всё». К вопросу я решил подойти серьёзно, пасся на ebay, изучал историю вопроса. Узнал, что Kramer не являлись первооткрывателями этой темы, до них были например инструменты Travis Bean, а ещё раньше гитары Veleno. Да и сейчас полно последователей, делающих инструменты с алюминиевыми грифами и прочими деталями – Electrical Guitar Company, Bastin, Vaccaro (купившие у Крамера лицензию на V-образную головку грифа).
Вкратце история такова. Ещё в начале 70-х на фирме Veleno делались гитары с грифами из алюминия и необычными формами головок грифа. Не самая успешная серия, хотя Эйс Фрейли из «Kiss» играл на такой. Идею подхватил Трэвис Бин в 74-м, именно на него тогда работал некий Гэри Крамер. Как раз он предложил каркасную форму головки грифа. Но кое в чем он был с Трэвисом не согласен. Например, с полностью металлическим грифом (алюминий ведь металл, не так ли?). Да, такой гриф был сквозным, но он немало добавлял веса гитаре. В итоге Гэри Крамер нашёл инвесторов на свой проект и в 75-м году ушёл, чтобы делать собственные инструменты. Во избежание трений с Трэвисом Бином он придумал новую, V-образнуд форму головки грифа, ну и плюс ещё кучу разных интересных идей, которые я и рассмотрю в обзоре баса. Однако сам Гэри довольно быстро покинул фирму (по одной версии, его просто вытурили, по другой, более правдоподобной, он женился и переехал из Нью-Джерси в Калифорнию, поближе к солнцу и песочку). Лицензию на свою конструкцию гитар в конце концов он продал фирме Vaccaro (с которой потом и сотрудничал в качестве консультанта), основанной инвестором Kramer Генри Ваккаро в начале 90-х, плюс ещё денежка за товарный знак Kramer… живи и радуйся. Фирма Kramer ещё некоторое время делала гитары с алюминиевыми конструкциями, но, в конце концов перешла на полностью деревянные инструменты, в чем и преуспела на волне «лак для волос-метала» 80-х, после заката которого тихо слилась, став одним из подразделений империи Gibson.
Это, так сказать, необходимое вступление. Я мог бы расписать ещё, как я мониторил интернеты, сравнивал басы, но на самом деле, правда такова, что до какого-то момента я был уверен, что алюминивые грифы делал только Kramer, и даже названия Travis Bean слыхом не слыхивал. Так и было – копался на ebay, приценивался, уже собирался заказывать. Пока на всем известном сайте bassjapanusa.ru не увидел бас Kramer 450b. Честно говоря, я хотел не совсем такой. Есть басы с более симметричной формой корпуса, по типу Gibson Junior, и с контрастной светлой кленовой полосой. А тут такой вполне пресижновский корпус. Но в итоге всё сработали две вещи. Во-первых, басы с такой формой более ранние (конкретно этот – 76-го года), а во-вторых, на небезызвестном рекламном листочке («Stanley Clarke Has The Talent, Kramer Has The Instrument») Стэнли Кларк изображён ровно с таким же басом, разве что у него прямоугольники на ладах, а не точки. А Стэнли Кларк - решает.
В общем, минус 23 тысячи рублей и японский Fender Precision’94 впридачу – и Kramer мой. Пресижн-то я себе ещё куплю, замахнусь на какого-нить старого американца (+ в планах ещё и Jazz Bass, и Jaguar Bass, да мало ли чего я могу хотеть), а вот Крамер здесь и сейчас – это, я вам скажу, вещь!
Теперь сам бас. Прочитал, что первые Крамеры делали из экзотических пород дерева, путем сличения текстуры с найденными в инете картинками пришёл к выводу, что сделан мой бас из дерева под названием «бубинга». Корпус состоит из двух кусков, причём склеены эти две плашки вдоль, и склейка видна только на ребре корпуса. Гриф именно что привинчен, для его удержания в лапку грифа вставлена алюминиевая пластина. Такие пластины на обратной стороне корпуса в месте установки звучков, там же специальные винты для регулировки звучков по высоте (нужны специальные ключи). Звукосниматели – два специальных хамба с надписями «Kramer” на крышке. Под бриджем – полости в корпусе для струн. Электроника – как на Рикенбеккере, две громкости, два тона и трёхпозиционный свитч. Всё сделано хорошо и аккуратно, никаких зазоров и люфтов.
Где же обещанный алюминий, спросите вы? Вот эти жалкие вставочки на корпусе? Конечно, нет. Вот мы и переходим к самому вкусному – грифу. Назвать его алюминиевым в полном смысле этого слова трудно. Из алюминия в нём – каркас и головка грифа (она же открывалка для пива). Так что анкер этому басу не требуется, каркас довольно жёсткий. На задней части грифа – деревянные вставки (из той же бубинги, что и корпус). Они по уму несколько облегчают гриф и придают звуку немного «деревянности» в звучание. Накладка грифа – некий «эбанол», гугл услужливо подсказывает, что из этого материала делают шары для боулинга. 20 ладов, имеется нулевой лад, при этом, как положено, порожек не закреплён, удерживается силой натяжения струн. Колки – Shaller bass tuners 2+2 (система 2+2 для меня, почему то самая удобная, хотя струны с такого баса на Фендер уже не поставишь, да и к чему это нищебродство?).
Звук. А вот тут самое вкусное. Сам по себе Kramer звучит несколько «железно», а у этого экземпляра ещё и струны практически лежат на грифе (струны DR Lo-Rider 45-105). Но вот звук в общем саунде - это конечно нечто. Во всех положениях он прямо-таки прорезает микс, а в тяжелых кусках даже не требуется включать перегруз, сам по себе звук очень агрессивный, а особенно если сильнее бить по струнам. При этом Kramer 450b – лучший друг перегруза. И овердрайв, и El Grande Bass Fuzz звучат глубоко и насыщенно, как это говорят – “фирменно». А в тихих кусках, если по струнам мягко проводить пальцами, бас звучит на удивление мягко, я бы сказал, податливо, реагируя на малейшее изменение динамики. Тут то неопытного музыканта и может ждать засада, ибо такой инструмент может потребовать кардинального пересмотра манеры звукоизвлечения, и если руки изначально «не поставлены», могут быть проблемы, ибо Kramer будет выставлять напоказ все огрехи.
В общем, как вывод – лучший бас, который попадал мне в руки (а попадал и Rickenbacker, и Gibson Ripper). Точнее не так. Самый эффектный бас, который у меня был, и при этом весьма универсальный.
P.S. Фотографии будут чуть позже, ибо мы с семьёй пока не дома, а обзор написать руки чесались.
Рекламный листок со Стэнли Кларком