БАСОВАЯ «КОНФЕТКА»
JOLANA Iris bass, пожалуй, один из самых известных и распространенных чешских басов. Еще бы, ведь начиная с 1973 года их было выпущено порядка 23 тысяч! Данный инструмент принадлежит к разряду “ранних” – 1977 год рождения, по серийнику 7697.
Сполна насладившись общим видом, предлагаю перейти к более детальному осмотру. Как обычно, начнем сверху, с головы.
Эмблема завода-изготовителя и печатное название модели – вот, пожалуй, и весь декор. Окрашена голова в черный цвет. Наклона не имеет, в связи с чем наличествует классический скобообразный ритейнер.
Колковая механика, стандартная для басов JOLANA того времени – с металлическими лопастями на тонких шеях и металлическими крышками, закрывающими червячную пару.
Верхний порожек из белого пластика направляет струны на нулевой лад.
Шестигранная гайка регулировки анкера с отверстиями под вороток выведена в пятку грифа – очень удобное решение.
Гриф в данном случае окрашен в двухцветный санберст, как и на большинстве ранних изделий. На более поздних экземплярах чаще всего встречается прозрачный лак. Накладка в данном случае – палисандр, гриф – кленовый.
Iris с грифом, окрашенным прозрачным лаком
На пятке грифа выбит серийный номер.
Классический трапециевидный плоский некплейт.
Перейдем к корпусу. Изготовлен он из ольхи, слегка напоминает одну малоизвестную заокеанскую электрогитару. За исключением выборок полностью аналогичен парной электрогитаре и Vikomt’у. Окрашен в красивый двухцветный санберст.
Имеет фальшэфу, в которую вклеен коленкоровый ярлычок с информацией о заводе-изготовителе (нанесённая белой краской надпись держится очень плохо и легко соскабливается).
Электроника состоит из двух звукоснимателей ALNIC (на более поздних версиях – SPEKTRUM 1, отличающихся чуть более слабым выхлопом, но в целом тоже очень неплохих), варитон (позволяющий выбрать следующие комбинации датчиков: нек, нек + бридж, бридж, бридж с обрезом НЧ) и два потенциометра TESLA – громкость и тон.
Выход – классическое болтообразное гнездо, закрепленное через джекплейт на обечайке.
К пикгарду крепится скоба для упора руки, довольно удобна при игре медиатором, но мешающая при всех остальных типах игры, в связи с чем эта деталь частенько демонтировалась владельцами и впоследствии благополучно терялась.
Ручки – простейшие и обыкновеннейшие, знакомые нам по огромному списку других чешский гитар и басов.
Классический басовый незакрепленный «тюн-о-матик» имеет четыре подпружиненных роликовых седла с возможностью регулировки мензуры и общей высоты. Крышка бриджа – обыкновенная изогнутая скоба.
Пепельница. В ней прекрасно все. Начиная от дизайна и заканчивая гениальнейшим креплением на корпусе – просто на двух штырьках внатяг. Для замены струн не нужна отвертка! Зацеп – ничем не примечательная гребенка, похожая на те, что ставились на ростовские басы.
А вот одна из самых ярких леталей Ириса – нижних антабок две! Кроме того, что это помогает отрегулировать баланс, так еще и ставить к стенке инструмент куда удобнее.
Верхняя антабка – классическая отвертка.
В общем и целом – Iris вполне себе универсальный инструмент, откровенно радующий качеством и звуком. Конечно же нет обилия НЧ (да и откудам им взяться при мензуре 774 мм?), но зато у него будет “тот самый” труЪ-винтажный звук. Вполне удобен, прекрасный гриф и неплохой баланс, в общем, один из моих любимейших чехов.