Насколько вам нужен ламповый басовый усилитель? Учитывая, что 90% басистов вообще используют аппарат на сцене фактически как ещё один монитор. Крути-не крути ручки – звук всё равно снимается в лучшем случае с линейного входа усилителя, а так вообще через ди-бокс. Притом что из оставшихся 10% большая часть невозбранно пользуется транзисторными головами, ибо для баса это не особо-то критично, особенно если не слишком перегружать звук, тем более что есть экземпляры, формой, размером и весом напоминающие скорее автомагнитолу (сам пользуюсь таким – Aguilar Tone Hammer 500). Вот и получается, что ламповый усилитель для баса – вещь не первой необходимости, тем более что ценник на них весьма и весьма «кусачий».
Так что, когда я увидел объявление о продаже лампового аппарата, да всего за 12 тысяч рублей, то сначала подумал, нет ли тут подвоха? По счастью, продавал его один мой знакомый, у которого я покупал бас G&L незадолго до этого. Я созвонился, пообщался, забронировал … и купил.
Выглядит BEAG, конечно, своеобразно. Пацаны из группы, когда я первый раз принёс его на репетицию, сразу пошутили: «Серёга, тебя обманули. Тебе продали аппарат для электромагнитной терапии, который стырили в ближайшей поликлинике». Ну что же, по традиции попробую его описать.
Это такой серый ящик, размером чуть больше транзисторного усилителя (или старого видеомагнитофона), с импозантными красными полосками на лицевой стороне. В крышке и днище – прорези для вентиляции. Схема – тру-ламповая. В предварительном усилителе стоят лампы ЕСС-808 (дорогие, заразы), в оконечнике – попроще, EL-34.
Человека, который привык к набору ручек, переключателей и входов современных усилителей, минимализм органов управления этой адской машиной может ввести в ступор. Судите сами. На задней стенке всего один джек - выход на усилитель (70 ватт на 8 ом, но всё равно громко; умельцы, я знаю, заделывают параллельный выход, но куда мне 35 ватт на канал?) и линейный выход (тоже под джек), два гнезда предохранителя. Слева два каких-то пятиштырьковых выхода, я так и не понял, для чего они были.
Слева на лицевой панели мы имеем ручку включения усилителя и два светодиода (зелёный сигнализирует о включении аппарата, красный мигает при перегрузе). Справа – два входа-джека, причём абсолютно параллельных. Управления входами очень необычное – независимая громкость на каждый вход (никакой ручки гейна) и общая для обоих регулировка частот (низы и верха, никакой середины, ну оно и немудрено – звук и так сам по себе серединистый, причём середина очень пружинящая, не размытая). Почему нет гейна, я понимаю – потому же, почему его нет и на старых фендеровских или маршалловских аппаратах. Естественно, когда ручка громкости оказывается на положении типа «час дня», аппарат входит в жёсткий перегруз. Но обращаться с этой функцией нужно аккуратно, ибо усилитель реально громкий! Режим «очень тихо» практически отсутствует. Вот только что не было звука, ты повернул ручку, и звук появился, причём на нём дома уже не поиграешь особо.
Почему сделано два абсолютно одинаковых входа, я тоже могу понять – в социалистические времена играли в один усилитель и кабинет. Как использовать фишку с двумя каналами, когда нет раздельных регулировок частот? В принципе, я пробовал включать два разных баса, регулировки частот не настолько влияют на звук, скорее они его подстраивают. Ну всё равно, второй бас я пускал через боссовский эквалайзер. Ещё делал такую фишку – заводил бас через сплиттер, один канал чистый, другой через примочки. Получался такой собственный Blend, и в этом смысле очень удобно.
В работе усилитель греется очень неслабо. Естественно, никакого режима standby не предусмотрено, так что после саундчека я его всегда выключаю от греха. Ещё штука – когда пробовал играть дома, он фонил настолько мощно, что я успел пару раз обломаться, что купил. Думал, что делать, как бороться с фоном. Потом привёз на репетицию – вуаля, криминальный фон исчез. На концертах тоже его не наблюдалось.
Самое вкусное – это звук. Мне, человеку, привыкшему играть на транзисторных аппаратах, тяжело было даже прикоснуться к струнам сначала. Такое чувство, что они передавали любой шорох, любое движение пальцев. Звук, как я уже писал, чрезвычайно серединистый, упругий. Знающие люди сказали, что натурально «маршаллоид». Естественно, ощущение при игре с перегрузами после транзисторного аппарата – ты никогда уже не будешь прежним. А учитывая, что подобный аппарат просто волей-неволей обязывает звукачей снимать звук микрофоном (кстати, микрофон я свой приношу до кучи), сами понимаете, по уму он для немного винтажного баса. Хотя не всё однозначно, и модерновый жирный звук наруливается на раз.
В общем, отличный, оригинальный, очень громкий, несколько неудобный, но классно звучащий ЛАМПОВЫЙ аппарат. И ещё раз повторюсь – за 12 тысяч рублей (сейчас это 200 баксов).