Итак, я в цеху собираю футляры для арф.
Это такой большой черный громоздкий ящик. Футляром его можно было назвать с натяжкой.
Некоторые западные кейсы для арф стоили примерно столько, сколько наша арфа (около $3000
на экспорт - цены 80-ых).
Открываешь такой шедевр, а там куча всяких полочек, ящичков, гардеробная для арфистки.
Обиты железом, на колесиках - не кейс, а дом на колесах:
Наш по форме, как в верхнем углу слева, только без железа, колесиков и прочих изысков.
Еловая рама, обитая ДВП, и оклееная дермантином (вернее нитроискожей) и замочки-лягушки.
Внутри арфа фиксировалась с помощью подушечек (основа вата, обитые плюшем или бархатом).
И все это хозяйство можно было по сути только волочить или кантовать.
Щас прикинул - штук 250-300 таких изделий я в одиночку собрал.
Но арфа не гитара и без кейса особо-то не потаскаешь/перевозишь. Хош не хош, а ящик ентот
крайне необходим.
Помнится случилась срочная отправка арф во Францию (французы кстати больше всего наших
арф покупали), а готовых футляров не было. Дали в помощь людей и пока мы клепали их в
срочном порядке - в это время в Пулково задерживался самолет аэрофлотовский в Париж. Три
часа на взлетной простоял, пока мы не закончили эти ящики.
Вначале "карьеры сборщика-монтажника музыкальных инструментов" приходилось со своими
гробами теснится в одном из сборочных участков, рядом с 12-струнниками. Тут же рядом
работали несколько народников и пара человек из арфной бригады.
Потом выделили отдельное персональное помещение и вот тут началась полная лафа.
Поскольку изделие я научился клепать довольно таки шустро, то появилось куча свободного
времени.
Вернее я создавал видимость бурной деятельности, а сам иногда по пол-дня занимался
"посторонними" делами.
Были дни, когда я вообще не притрагивался к футлярам - единственно что делал, так это
раздвигал по участку изделия по-разному, менял картинку рабочего дня.
Ну и естественно начальству глаза мозолить особливо не надо, если находишься вне работчего
места.
Иногда подрабатывал в арфной бригаде на каких-нибудь столярных операциях.
Чем же я занимался в "свободное" время
Вот это и есть самое интересное и самое полезное, что мне дала Луначарка.
Так уж повелось, что есть ремесленники, которых чтобы обучить надо постоянно контролировать и стоять над ними. Другим достаточно просто посмотреть, как это делается.
Я отношусь ко вторым.
И массу времени я проводил у верстаков мастеров всех мастей и направлений.
Гитары из массива и фанеры, домры из клена и палисандра, балалайки - от малюсенькой до
огромной контробасовой, уникальные технологии по сборке арф.
Мастера с разными навыками и приемами работы, мастера старой школы, дедушкины технологии -
все перед глазами.
Я провел месяцы, наблюдая за работой мастеров.
Я видел собственными глазами, как рождались инструменты, от самого начала - от раскроя
материала на ленте до натяжения струн и обыгрывания инструмента приемщиками.
А какие задушевные разговоры велись, всегда можно было что-то спросить и получить ответ.
Десятки, сотни, тысячи различных инструментов прошли за это время перед глазами.
После всего увиденного и услышанного удивить меня чем-то в нашей работе крайне трудно.Я даже рад, что начальник цеха, несмотря на мои просьбы не перевел меня индивидуальщиком -
у меня бы не было столько свободного времени.
Представляете картинку:
Входите в цех.
Слева на огромном токарном станке обтачивается арфная колонна.
На ленте человек доску палисандра кроит на обечайки для акустики.
Рядом на фуганке мастер строгает задинки на корпусах балалаек.
На фрезерном станке фальцуются под кант домры.
На пропиловочном станке человек нарезает мензуру на 12-струнные грифа.
Справа участок с верстаками, где кудесничуют мастера со всевозможным столярным инструментом в руках.
Далее пройдясь по цеху можно было заглянуть в комнату к золотилам и получить оплеуху:
- дверью не хлопай!
Листочки с сусальным золотом разлетались от легкого сквознячка.
Перекинуться шуткой с женщинами с полировального участка и повести носом:
- спирт?
С политурой же работали.
А вон из той комнаты раздавались звуки арф - арфистки и механики регулировали педальный механизм.
Забежать к приемную комнату, где вместе с местной приемкой в лице Бандаса сидели профессора из консерватории и обыгрывали очередной оркестр народных инструментов.
И так каждый божий день...Ну еще было несколько отдельных комнаток и уголков, где можно было понаблюдать за работой
и пообщаться с именитыми мастерами-индивидуальщиками.
Поскольку в цеху было немножко тесновато, то всякое свободное место быстро занималось
чем-нибудь громоздким. Там мои ящики стоят, там просто нелакированные арфы, там
контробасовые балалайки.
Стою как-то играю на контробасе-балалайке, прикалываюсь как всегда. Играю басовую партию
квинов "Аnother one bites the dust".
Ну представили - гриф с бревно, мензура чуть ли не 120 см, струны с канат, медиатор с
тапок (щас врядли так растопырю пальцы)
Проходит мимо тогдашний дирижер фабричного оркестра Борин:
- фамилия?, чтобы вечером был на репетиции.
Ну там такие скучные басовые партии, можно заснуть и вместе с контробасом опуститься на
головы балалаечной группе (что иногда и проделывал в подпитии тогдашний их контбасист).
Представил - не пошел.
И потом всегда при встрече со мной Борин, хитро улыбаясь:
- когда появишься на репетиции?
Ну естественно в цеху всегда было полно различных музыкантов и артистов: вон шляпа
Боярского промелькнула, в кепке Розенбаум в очередной раз пришел подправить лады на своей
тогда еще луначарской 12-струннке, а вон еще кучерявый в высоких казаках пробежал Макар.
Ну и как полагалось в советские времена - всяческие шефские концерты.
Лоза (Юрий) наверно помнит, как ему после такого очередного концерта подарили обычную
ширпотребовскую гитару.
Не был тогда еще Лоза заслуженным артистом, чтоб получать в
подарок заказную гитару. Ну зато наверно было чем баньку затопить.
Ну и конечно "стадами" бродили педагоги и профессора из различных музучилищ и
консерваторий, в основном по классу народных инструментов. Нередко вместе с мастерами
обмывали очередной инструмент.
В цеху народ бухал, конечно не так сильно, как работники в ширпотребовских цехах.
Вообще-то фабрика Луначарского была наверно чемпионом по буханию среди предприятий
Петроградской стороны. И не знаю есть ли на свете хоть одна ширпотребовская ленинградская
гитара, сделанная только трезвыми руками.
Халтурил (делал левак) почти каждый работник экспериментального цеха. Хоть что-нибудь да
делал. Дерева под руками столько, да еще всякая экзотика. Кто для дома, кто для дачи.
В начале 80-ых бревнышки черного дерева еще валялись в открытую на стеллажах в цеху.
Позже конечно начальник упрятал всю ценную древесину к себе в каморку.
Немало конечно строгалось "под верстаком" и электрогитар. И самая халтура кипела в цеху в
самые ранние утренние часы до прихода начальства. Смена начиналась в 7 утра. Начальник
приходил на работу к 8 часам. Я выезжал на работу в 5 утра, к первому поезду метро.
С утра можно было задействовать единственный в цеху копировально-фрезерный станок.
Лес полы и страты точились пачками. И отделка была под руками.
С уверенностью могу сказать, что в те времена лучшие электрогитары в городе делались
в экспериментальном цеху. И как положено в экспериментальном цеху - различные
инновационные и необычные проекты также проскакивали, типа полностью палисандровая гитара
или тогда популярные для рокеров различные экстравагантные "хэви-металл" модели.
А учитывая, что многих необходимых материалов для изготовления электрогитар за пределами
экспериментального просто в природе не существовало - чернота, палисандр, различные виды
махагонов и клена, первоклассная профессиональная по тем временам полиэфирная отделка, да
даже те же нейзельбировые лады, или японская колковая механика и наконец витавшая над
цехом неповторимая музыкальная аура - то можете представить, каково было значение этого
цеха в гитаркрафте тех времен.
Кто-нибудь помнит, какие гитарные струны тогда можно было приобрести в магазинах. А в цеху
появлялись неплохие немецкие струны, а уж английские струны для Steel String гитар -
только у нас в цеху. Лучших струн для акустики я в те времена не держал в руках.
Вот даже на память кое-что осталось, из немецких:
кстати фирма еще существует:
http://www.lenzner-strings.de/
В цеху работало несколько семейных пар (выше упоминал Григорьевых), еще были семейные
династии - отцы и сыновья.
Да даже при мне состоялась комсомольская свадьба.
Догадайтесь - чья свадьба.
Ну конечно же - моя.
Начальник принял на работу девчонку полировшицей. Отец ее (почивший) работал раньше в
арфной бригаде. Был столяром, резчиком, художником.
Три дня гудели. Как щас помню тащил четыре трехлитровых банки самогонки. Ну правда, что за
самогоночка была: три раза прогнанная, активированным углем очищенная, на лимонных
корочках настояна. Круче нынешнего "Абсолюта", да и покрепче.
Жил с молодой женой долго и счастливо, аж целых три месяца. Через полгода развелись.
Было это в 84 году...
Ну как бы для начала хватит об экспериментальном цехе - нашем кастом шопе.